Управление персоналом

О нетрадиционных средствах развития эмоционального интеллекта

В последнее время мировая и отечественная управленческая наука и практика, мировая и отечественная социология,педагогика, менеджмент обратили самое серьезное внимание на феномен эмоционального интеллекта.

В последнее время мировая и отечественная управленческая наука и практика, мировая и отечественная социология,педагогика, менеджмент обратили самое серьезное внимание на феномен эмоционального интеллекта.

Ученые и практики пришли к выводу, что между коэффициентом интеллекта человека (IQ) и его успехами в общественной и профессиональной жизни нет никакой связи. Но развитый эмоциональный интеллект всегда определяет удачную профессиональную карьеру и счастливую семейную жизнь. Далеко не самые умные люди достигают вершин успеха и власти, например Джордж Буш-младший.

Мировая педагогика и менеджмент доказали, что успех человека напрямую зависит от его эмоционального интеллекта (EQ). Впервые эту идею озвучил Девид Големан в одноименной книге.

Существует много определений эмоционального интеллекта, но я приведу свою дефиницию, которая охватывает все основные концепции этого феномена. Эмоциональный интеллект — это навык понимания своих и чужих чувств и эмоций и умение ими управлять и манипулировать. Многие называют эмоциональный интеллект другими словами, но суть от этого не меняется. Думаю, что управление состоянием (state management) у Тони Роббинса и принятие (acceptance), о котором так много пишет Стив
Павлина, приводят к той же идее: понимание своих эмоций и своих скрытых мотивов для эффективного взаимодействия с окружающим миром. В современной науке давно положительно решен вопрос о тесной связи рационального познания, мышления и оценки. Очень точно терминологически этот феномен выражен понятием «эмоциональное мышление», которое методологически разработал В. И.

Шаховский. Эмоциональное мышление — это процесс, содержанием которого является потребность выражения эмоций, связанных с квалификационной деятельностью человека. Все, что представляет для нас интерес, вызывает эмоцию.

В процессе эмоционального мышления все, что представляет интерес для человека, подвергается оценке. Оценочная деятельность определяет языковую эмоциональность и сама является одним из видов оценки. Таким образом, для совершенствования эмоционального интеллекта необходимо развития эмоционального мышления. Большинство книг про эмоциональный интеллект так или иначе связаны с лидерством (сегодня это очень популярная тема). Идея в том, что лидеры — люди с развитым эмоциональным интеллектом. И вот почему.

Во-первых, развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей.

Во-вторых, эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей, «читать их как книгу». А это значит — находить нужных людей и эффективно взаимодействовать с ними. Силу лидерства используют по-разному: либо манипулируют людьми, либо вместе делают одно большое дело. Я говорю не про ценности лидера, здесь идея в другом.

Независимо от своих намерений он может достигать результатов силами многих людей, что повышает вероятность успеха лидера по сравнению с одиночкой. Вот почему лидеру не обязательно иметь высокий IQ. Его EQ позволяет ему окружать себя умными людьми и использовать их гениальность.

Работа над своим эмоциональным интеллектом В отличие от IQ, уровень которого во многом определен генами, уровень эмоционального интеллекта (EQ) развивается в течение всей жизни человека. Развитие эмоционального интеллекта — самая сложная работа, с которой встречались люди. Но именно эта работа дает наибольшие результаты, именно она повышает личную эффективность.

Существуем множество методик развития эмоционального интеллекта (психологические, манипулятивные, построенные на НЛП и многие другие). Большинство их используются в ходе подготовки психологических тренингов. Автор предлагает свою собственную методику развития эмоционального интеллекта, используя средства анализа лирического текста. Весь тренинг можно построить, опираясь на инновационную авторскую модель, можно использовать также отдельные упражнения для включения в традиционный тренинг. Если аудитория продвинутая (как, например, на программе МВА), можно использовать наряду с поэтическими текстами на родном языке тексты на иностранных языках, которыми сносно владеет аудитория слушателей.

Тренинг строится на лексико-семантическом анализе, интерпретации поэтических текстов. Прежде чем описать комплекс упражнений по интерпретации эмоционального содержания лирических текстов на занятиях по иностранному языку, необходимо остановиться на лингвистических маркерах категории эмоциональности в тексте.

Именно вычленению этих маркеров будет посвящена большая часть времени анализа эмоционального содержания лирического текста. В литературном творчестве и поэзии вообще лирическое стихотворение обладает наибольшей эмоциональной напряженностью по сравнению с другими формами художественной речи и другими функциональными стилями. Эмоциональность в лирическом стихотворении преобразуется в его центральный образ — «образ-переживание». Он выражает субъективное авторское мировосприятие и отношение к воспринимаемому миру. «В лирике мысли соединяются так, чтобы произвести наибольшее художественное впечатление. Вместо логики разума в восприятии лирического сочетания мыслей больше участвует чувство». Выделяя три присущих лирике специфических признака — индивидуализированность, субъективизм, эмоциональность, Л. И. Тимофеев на первое место ставил «изображение характера в его отдельном проявлении, конкретном переживании».

Языковые средства, составляющие категорию эмоциональности, создают определенный образ — образ-переживание, который характеризуется тем или иным эмоциональным содержанием. Но для полного раскрытия смысла стихотворения недостаточно одного образа-переживания, поскольку любое высказывание, и в том числе поэтическое, значимо лишь в определенной ситуации, называемой коммуникативной. В коммуникативной ситуации, в структуру которой входят субъект, адресат, объект, основой является субъект. Субъект речи познает и оценивает объект, формирует вектор эмоционального содержания, который складывается в процессе оценки.

Модальная рамка оценки, представленная в лирической коммуникации и маркирующая экстралингвистические средства текстовой эмоциональности, состоит из:

1. лирического субъекта (лирического «я»);
2. лирического адресата (реальный, фиктивный адресат);
3. норм литературных школ и направлений;
4. лирического объекта (тема стихотворения).

(направленности на человека) ведущим компонентом является поэтическое «я». Решение вопроса о лирическом субъекте, вычленение его различных видов может положительным образом повлиять на рассмотрение проблем механизма эмоциональности в лирическом тексте. Лирическое «я» — сложный и многоплановый образ.

В первую очередь он является «языковой личностью». «Языковая личность» определяется в этой концепции:

1. характером состояния языка в определенный период, которым должна владеть «языковая личность»;
2. принадлежностью к определенному социуму;
3. индивидуально-психологическими характеристиками.

Описание «языковой личности» включает следующие процедуры:
1. выявление и описание семантико-строевого уровня (вербально-семантического);
2. реконструкция тезауруса личности на основе текста;
3. выявление жизненных и ситуативных доминант языковой личности.

Поэтому вербализацию лирического субъекта целесообразно начинать с выявления языковых средств, ее выражающих. Затем устанавливаются социолингвистические и эстетические ориентиры поэтического субъекта. Эти ориентиры устанавливаются индивидуально, в каждом конкретном случае в ходе комментаторской работы в разных ее аспектах — от текстологии до герменевтики. Из этого вытекает то, что в формировании образа лирического героя участвуют языковые средства (формы местоимений, поэтический дейксис) и сверхязыковые структуры — идей, литературных школ и направлений, автобиографические
сведения. Большое значение для изучения эмоциональности текста имеет вычленение и характеристика субъекта оценки, который является основой всех эмоционально-оценочных отношений текста. Субъектом оценки поэтического текста является лирическое «я». Наряду с традиционно выделяемыми видами лирических субъектов (личный, автокоммуникативный, имплицитный) был выявлен в ходе исследования четвертый субъект оценки в лирике — «оценка оценки» или оценка позиции лирического субъекта с точки зрения поэтического сознания автора. В случаях если в структуре лирического стихотворения присутствует субъект оценки, поэтическое сознание автора, семантический вектор эмоциональности, выраженный языковыми
средствами, меняется на абсолютно противоположный.

Семантика эмоционального состояния лирического субъекта представлена в тексте стихотворения значениями языковых эмоциональных средств. Автор стоит на позиции разграничения лингвистических явлений «эмоциональности» и «экспрессивности» и понимает последнюю как интенсификацию выразительной силы высказывания.

Лингвистическая экспрессивность в отличие от эмоциональности не обладает оценочной семантикой. В работе различаются языковые средства эмоциональности и экспрессивности, поэтому средства экспрессии (ритм, интонация, синтаксис и т. д.) не рассматривались в исследовании принципиально. Эмоциональность лирического «я» передается в тексте лексико-семантическими средствами номинации, описания и выражения. Традиционно лексико-семантические средства выражения эмоций считались наиболее эмоциональными языковыми средствами. Исследование доказывает, что в контексте лирического стихотворения, где все подчинено цели изображения чувств и переживаний лирического героя, эмоциональными становятся описательные и номинативные средства. Последние из них точно семантизируют вектор оценочных отношений.

К выразительным средствам были отнесены наряду с традиционными (уменьшительно-ласкательные суффиксы, аффективы, слова, эмоциональная семантика которых основана на тематических ассоциациях) также и коннотативные потенции аллегорий и символов. Особую роль в вербализации эмоций в лирическом тексте играют символы, связанные с глобальным вертикальным контекстом, под которым понимается культурно-историческая, литературно-эстетическая соотнесенность слова, словосочетания
(например, «голубой цветок»). В связи с этим можно разработать специальный курс-тренинг «Психопоэтика и интерпретация лирических текстов как фактор развития эмоционального интеллекта», основой которого становится лексико-семантический анализ образа-переживания.

Трудно переоценить важность анализа образности, ведь она преобладающая функция познавательной деятельности, необходимое условие мотивации всех видов деятельности. Специфика поэзии помогает овладеть эмоциональным опытом человека, всего народа, что служит важным фактором развития эмоционального интеллекта. Обсуждая эстетические, этические и эмоциональные проблемы, участник тренинга глубже познает самого себя, свой эмоциональный мир, эмоциональный мир окружающих его людей. Автор предлагает следующие этапы: вводная лекция о проблеме, авторе, типе образности и эмоции; практическая работа над чтением и анализом стихотворения; осуждение, оценка и верификация эмоционального содержания, творческий период.

В ходе первых этапов необходимо обратить особое внимание на подготовительную фазу. Участникам должен быть понятен литературный, автобиографический, эмоциональный фон создания определенного поэтического текста. Важным моментом может стать работа над художественным чтением стихотворения, так как именно в ходе работы над художественным чтением участниками тренинга достигается максимальное понимание текста, эмоций, выраженных в нем.

В ходе практической работы участники тренинга должны выявить языковые средства выражения того или иного эмоционального содержания поэтического текста. Особую роль в организации тренинга по развитию эмоционального интеллекта средствами лирической поэзии играет создание своеобразного поля ожидания. Таким полем могут стать оригинальные музыкальные произведения, хорошо передающие ту или иную эмоцию. Наиболее важными для формирования и развития эмоционального интеллекта являются этапы анализа содержания и творческий этап.

На практическом этапе занятия можно строить исходя из типов эмоций лирических текстов, из особенностей языковых представлений эмоций в текстах различных жанров, различных типов литературных эпох.

Творческий этап разделяется на две ступени:
— когнитивно-рецептивная ступень;
— креативная ступень.

Когнитивно-рецептивная ступень может завершаться небольшой работой по теоретическим и практическим проблемам психопоэтики, представляющей собой самостоятельную разработку узкой проблемы курса. Результатом последней ступени может стать создание своего собственного оригинального текста (художественный перевод стихотворения с иностранного на родной язык), написание рецензии, сочинение музыки, написание романса на анализируемое произведение, создание клипа, драматизация, изменение жанра и т. д. Таким образом, анализ поэтического текста, как на родном, так и на иностранном языке, формирует психологическую, педагогическую компетенции, которые служат важнейшими средствами развития эмоционального интеллекта, так как умение разобраться в душевном состоянии лирического героя развивает умение понять чувства, эмоции, психологию собеседника.

Начать дискуссию

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и Тот еще разговор

В создании любого продукта должны участвовать люди, которые считают юнит-экономику и отвечают за продукт. Это продакт-менеджеры. Мы это поняли, и поэтому у меня важные продуктовые новости.

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и Тот еще разговор
1

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
IT-компании

Для ИТ-компаний введут новое условие сохранения права на льготы

Качество обучения ИТ-специалистов в вузах будут повышать за счет привлечения профильных ИТ-компаний.

Стоит ли перечислять платежи на карту третьего лица: у бухгалтеров разошлись мнения. 💸«Ночной бухгалтер» № 1683

Если ваш исполнитель или сотрудник попросит переводить деньги не на свою карту, а например, жене или вообще постороннему лицу, как вы поступите? Закон не запрещает такие переводы, но практика говорит, что могут возникнуть непредвиденные проблемы. Если дойдет дело до суда, то Фемида может развернуться в любую сторону.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Отчетность в СФР

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1

Суды поставили точку в принципиальном деле: должен ли страхователь платить штраф за непредставление ЕФС-1, если СФР не уведомил об обновлении сертификатов шифрования.

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1
Проверки ФАС

ФАС назвала свою приоритетную задачу

Контроль ценообразования на социально значимых рынках остается для Федеральной антимонопольной службы приоритетной задачей.

Трудовое право

Роструд ответил на основные вопросы про сезонную работу

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Тинькофф запустил банковскую карту по нормам шариата

Банковскую карту, которая соответствует нормам шариата, смогут заказать все мусульмане, которые живут в РФ, а не только в тех регионах, где проходит эксперимент по внедрению исламского банкинга.

Минцифры обозначило 10 задач, которые будет решать

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Маркетплейсы

На Авито продавцы смогут оставлять отзывы на покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Розничная торговля в ЛНР за год выросла на 42%

В Луганской народной республике утвердили список социально значимых товаров, на которые установлены предельные розничные цены.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Apple защитит пользователей от укачивания, в Москве перестанут строить маленькие студии, а рак мозга будут лечить во сне

Подготовили обзор главных событий дня — 16 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

3
Банки

Покупателям квартир разрешат открывать эскроу-счета дистанционно

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году

Предприниматели на УСН «доходы» могут уменьшать налог и авансы по нему на страховые взносы. Расскажем, как это сделать в 2024 году.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году
Криптовалюта

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ

Сегодня многие ищут способы выгодно купить USDT за рубли, ведь Тезер – самый надежный и популярный стейблкоин в мире, и его курс напрямую привязан к курсу доллара (USD). В России эту монету можно приобрести несколькими способами: через биржи, с помощью P2P-сервисов и офлайн-обменников, которые находятся в крупных городах : Москва(МСК), Санкт-Петербург (СПБ).

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ
Мошенничество

Росфинмониторинг: в агрегатор такси встроили казино

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Каждый третий сотрудник уверен, что у удаленной работы нет недостатков

Сейчас работодатели предлагают удаленную занятость только тем специалистам, которые успели себя зарекомендовать.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний

Корпоративная база знаний ускорит адаптацию новичков в команде и упростит работу опытных сотрудников. Почему правильно организованная база — это гораздо больше, чем просто виртуальная библиотека, читайте далее.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний
НДФЛ

С компенсаций за утечку нужно платить НДФЛ

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки

Как заполнить Уведомление о контролируемых сделках в 2023 году, отражать начисление процентов по ставке 10% ежемесячно или единоразово в декабре? Нужно ли подавать уточненные Уведомления о контролируемых сделках за 2021 и 2022 годы?

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки

Интересные материалы

Новости ФНС

📊 Вероятность выездной проверки теперь можно сверить с показателями за 2023 г. Эксперт: их обоснованность и подход к применению вызывают сомнения

Опубликованы сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам деятельности за 2023 год.

2