Маркетинг

Яблоко задора

В отличие от технологий, которые защищены патентами, основные маркетинговые приемы Стива Джобса каждый может использовать в бизнесе без каких-либо ограничений. Причем практически в любой индустрии

В отличие от технологий, которые защищены патентами, основные маркетинговые приемы Стива Джобса каждый может использовать в бизнесе без каких-либо ограничений. Причем практически в любой индустрии.

Стив Джобс и все, что с ним связано, еще долгое время будет оставаться в центре пристального внимания. Нужно признать, что более яркой публичной бизнес-персоны действительно не было чуть ли не со времен Генри Форда. Однако феноменальный успех Apple чаще всего рассматривается с точки зрения технологий и инноваций. Я же хочу сделать акцент на довольно оригинальной маркетинговой составляющей этого триумфа.

В целом маркетинг Apple можно считать прекрасным образцом «неповиновения» традициям. Суть этого неповиновения — не что иное, как фундаментальный подход большинства великих предпринимателей: не ждать от потребителя идеи продукта, а решить за него, что именно ему нужно. Создание потребности вместо попытки ее обнаружить — великий принцип великих бизнесменов. И первый маркетинговый компонент успеха Apple.

В то время как в поиске новых вкусов и «фишек» большинство маркетинг-ориентированных компаний ведет активный диалог с потребителями, пытаясь выудить из них хоть какую-то «зацепку», харизматичные изобретатели просто берут и делают. В их числе и Бренсон, и Хилтон, и Жилетт. Последний, кстати, несколько лет раздавал свои бритвенные станки бесплатно чуть ли не по всему миру, пока не приучил мужчин пользоваться ими и покупать одноразовые лезвия.

Так же и Apple: ее продукт стал нужен именно потому, что его создали! Исследования, которые, несмотря на различные легенды, конечно же, проводились, в основном были направлены не на поиск нужных потребителю функций, а на тестирование наиболее удобного способа ими пользоваться. То есть — на оценку и оптимизацию уже придуманного.

Разрушение шаблонов — второй компонент маркетинга Apple. Во многом это следствие предыдущего принципа. Когда впервые «нишевые» компьютеры, популярные в основном среди графических дизайнеров, были раскрашены в разные цвета — это разве не прорыв?

Интуитивно верный подход к построению «зонтичного» бренда — третий компонент маркетинга Apple. Удачно зарегистрировав в свое время «i» в огромном количестве категорий, Apple последовательно развивает линейку брендов, помеченных этим «оберегом». Все продукты — от iPod до iPad — безупречно совместимы не только функционально, но и «имиджево», «брендово». Фактически это как total look в индустрии моды, когда все вещи — одной марки. Но, в отличие от подиума, где этот тренд уже не очень актуален, Apple ему просто идеально соответствует.

Отсутствие гигантских рекламных и промобюджетов — четвертый компонент маркетинга Apple. Кто-нибудь видел рекламные ролики iPod? Или новогоднее промо от лица бренда (акции розничных продавцов мы в расчет не берем)? А кто-нибудь может объяснить феноменальный прорыв продукта на высококонкурентный рынок без масштабных телевизионных кампаний и гигантских билбордов? Лично я считаю это феноменом. По моей информации, никаких глобальных «вирусных» акций Apple в последние годы не проводила. Имидж формировался исключительно благодаря невероятному эффекту «сарафанного радио» и позитивно-искренней лояльности медиа (в том числе гигантскому объему бесплатного PR в СМИ всего земного шара). Честно говоря, что-то и слоган продуктов Apple я вспомнить не могу…

Личность, стоящая за бизнесом, — пятый компонент. Публично взять на себя персональную ответственность за продукт со всеми его плюсами и минусами способен далеко не каждый. При всей естественности процесса подобных людей не так много. Даже если уважаемые мной Дымов или Коркунов дают брендам свою фамилию, это еще автоматически не означает, что с точки зрения потребителей за их продукцией действительно стоит реальный живой человек. Связь «личность — продукт» — очень тонкий ресурс, требующий либо ювелирного построения репутации лидера, либо, наоборот, задорной, слегка «хулиганской» и абсолютно естественной стратегии публичного поведения, какая была свойственна Джобсу.

А теперь взглянем на пять маркетинговых составляющих успеха Джобса в отрыве от индустрии. Можно повторить все эти пункты, например, в производстве молока или в банковском бизнесе? Почему бы и нет! Отдельные успешные примеры уже есть и в России. Так что давайте пробовать!

Начать дискуссию

Проверки

Мораторий на проверки частично отменят: для кого

Вячеслав Володин хочет отменить мораторий на проверки бизнеса, деятельность которого касается здоровья людей. Проверять начнут точки по продаже вейпов и алкогольных напитков в жилых домах.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🔥 Новая акция — «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей

До 17 мая включительно вы можете купить онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, управленческому учету и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей. Получите знания для работы на новом участке, станьте более уверенным и высокооплачиваемым специалистом!

☀️ Новая акция — «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей

До 17 мая включительно вы можете купить онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, управленческому учету и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей. Получите знания для работы на новом участке, станьте более уверенным и высокооплачиваемым специалистом!

☀️ Новая акция — «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей
2
Лучшие спикеры, новый каждый день

О выполнении функций налогового агента по НДС российским посредником

Российская организация в интересах иностранного принципала, не состоящего на учете в налоговом органе на территории РФ, приобретает от своего имени услуги у иностранного исполнителя. Услуги подлежат налогообложению НДС на территории РФ.

Не все физлица должны отчитываться по иностранным счетам и электронным кошелькам

Отчет в налоговую можно не представлять, если счета открыты в ЕАЭС и странах, которые участвуют в автоматическом обмене финансовой информацией с РФ.

💥Обзор новостей: после Звездочки не стоит садиться за руль, у Фондовый рынок ожидает «неприятный» день, бобры умнее, чем кажутся

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

О национальных целях, признаки формальной аренды спецтехники. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно

Раньше выпустить квалифицированную электронную подпись удаленно могли только те, у кого был действующий сертификат ЭП. Теперь такая услуга стала доступна новым пользователям — подтвердить свою личность удаленно можно с помощью государственной Единой биометрической системы (ЕБС).

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно
Зарплата

Что происходит с зарплатой после испытательного срока: итоги опроса

После трех месяцев работы 56% сотрудников начинают зарабатывать больше. В среднем оклад поднимают не более чем на 10%.

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в мае. Что купил? Часть 1

Продолжаю ежемесячное инвестирование, в мае снова удалось пополнить брокерский счёт на 200 000 рублей, а значит снова можно взять тележку и пойти пошуршать по полкам Мосбиржи в поисках акций и облигаций.

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в мае. Что купил? Часть 1
1

Назван экономический эффект от внедрения искусственного интеллекта

Процент внедрения технологий на базе ИИ у крупных и средних компаний из разных сфер экономики составил 20%.

ОСАГО

Как страховые компании манипулируют с ОСАГО + каско

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова выявила недобросовестные практики по смешиванию договоров ОСАГО и каско.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Бухгалтеры обсуждают «отмазки» от ведения кадров и воинского учета. 👩‍💼«Ночной бухгалтер» № 1681

Бухгалтерам нередко навязывают дополнительные обязанности, вроде ведения воинского учета. Клиенты и руководители понимают только слово «учет» и не вникают в специфику. Как отказаться от ненужных забот или... подзаработать на этом.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Акции «Яндекса» начнут продаваться на Мосбирже с 10 июля

Ценные бумаги МКПАО «Яндекс» допустят к торгам с 8 июля, а 10 июля Мосбиржа проведет делистинг акций нидерландской компании Yandex N.V.

Отпуска

Неожиданно: отпуск может официально длиться несколько часов

Роструд разъяснил возможность предоставления по ТК отпуска без сохранения заработной платы на несколько часов.

4
Кадры

Названы регионы — лидеры по числу сезонных вакансий

Весной работодатели разместили более 14 тысяч различных предложений трудоустройства и вакансий с сезонной занятостью на портале «Работа России».

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании

После отчётной кампании проверяющие могут потребовать дать пояснение. У них могут появиться любые вопросы, и, возможно, на них придётся отвечать. А от ответов будет зависеть исход отчётного периода. Разбираемся на практике и примерах, как составлять пояснения.

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании
1

Антон Силуанов остался министром финансов

Силуанов возглавляет Минфин с 16 декабря 2011 года.

ОСАГО

Автоюристам могут сократить поле для деятельности

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова на конференции «Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании» предложила меры по снижению случаев вовлечения автоюристов в урегулирование споров по ОСАГО.

Интересные материалы

НДФЛ

Стало известно, когда налоговые вычеты станут автоматическими

Для получения вычетов по НДФЛ больше не понадобится собирать справки и другие подтверждающие документы. Налоговая с 2026 года сама рассчитает размер вычета и автоматически переведет нужную сумму.