Управление персоналом

Как мотивировать кассиршу? Ответ на этот вопрос знают в сети супермаркетов "Патэрсон"

У российских специалистов по управлению нет единого ответа на вопрос, как мотивировать рядовой персонал. В то время как одни компании вводят сложные системы материального стимулирования работников низшего уровня, другие уверены, что это пустая трата сил - вполне достаточно платить этим людям конкурентоспособную зарплату. В российской розничной торговле не популярны сложные системы мотивации персонала. Работает грузчик в магазине и пусть себе работает. Стимулировать там особо нечего. Допустил пересортицу, оштрафовали - вот и вся мотивация. "Мы в общем-то такой же точки зрения придерживались, - признается генеральный директор сети магазинов "Патэрсон" Юрий Яковчик. - Ну разве что зарплату регулярно индексировали".

Анатолий Чернов

У российских специалистов по управлению нет единого ответа на вопрос, как мотивировать рядовой персонал. В то время как одни компании вводят сложные системы материального стимулирования работников низшего уровня, другие уверены, что это пустая трата сил - вполне достаточно платить этим людям конкурентоспособную зарплату.
В российской розничной торговле не популярны сложные системы мотивации персонала. Работает грузчик в магазине и пусть себе работает. Стимулировать там особо нечего. Допустил пересортицу, оштрафовали - вот и вся мотивация. "Мы в общем-то такой же точки зрения придерживались, - признается генеральный директор сети магазинов "Патэрсон" Юрий Яковчик. - Ну разве что зарплату регулярно индексировали".

Ситуация изменилась под влиянием германских консультантов из Roland Berger, которые предложили изменить в сети "Патэрсон" систему мотивации рядового персонала. Рекомендации консультантов начали внедрять с 1 апреля. С тех пор размер среднего чека вырос на 5 - 7%. До конца года компания надеется достичь обещанных консультантами 20% роста.

Суть новой системы состоит в следующем. Система штрафов практически полностью упразднена. Вместо нее введена система премирования по результатам выполнения KPI (key performance indicators) , т. е. системы ключевых показателей.

Все KPI разделили на две группы - финансовые и качественные. Размер премии зависит от них в соотношении 40/60 соответственно. Финансовая часть состоит из 14 показателей (к ним относится, например, валовая маржа) , а качественная - из 21, среди них такие, как наличие пакетов на кассе, чистота в зале, скорость обслуживания.

Премирование возможно только в случае выполнения финансового плана. За соблюдением качественных стандартов следят при помощи ежемесячных инспекций - группа из трех-четырех человек проверяет выполнение всех качественных требований. Причем руководство сети постаралось сделать их предельно понятными для рядового персонала. По каждому пункту инспекторы выставляют оценку - либо 1, либо 0. После этого управляющий магазином подписывает акт о проведенной проверке.

За апрель магазины сети "Патэрсон" в среднем набрали от 11 до 17 баллов из 21 возможного. Подсчет ведется по итогам квартала, и размер премии определяется для каждого магазина индивидуально. "Мы долго спорили на тему, как часто надо выплачивать премию, - рассказывает Юрий Яковчик. - Понятно, что чем короче срок между результатами и премией, тем лучше это с мотивационной точки зрения: персонал видит связь между работой и вознаграждением. Но с другой стороны, выплачивать премии ежемесячно также нецелесообразно, потому что ее размер не был бы столь ощутимым".

Похожую систему мотивации ввела летом 2002 г. сеть магазинов "М. Видео". Правда, в отличие от сети "Патэрсон" количество критериев, от которых зависит бонус, минимально. Премиальные продавцов в торговом зале зависят от двух составляющих - личных и коллективных продаж (результаты секции и общие результаты магазина) в соотношении 50/50. Директор по персоналу этой сети Дмитрий Прохоренко убежден, что в мотивации линейного персонала очень важно не переборщить. "Человек должен четко понимать, за что он получает премию. Поэтому целесообразно использовать не более трех-четырех показателей, сочетающих личные достижения продавца и коллектива", - говорит он. В сети "М. Видео" премиальные достигают 40% от суммарного дохода персонала, выплачиваются они ежемесячно.

На размер премии также влияет оценка качества обслуживания. Практически ежедневно либо супервайзер, либо завсекцией проверяет качество работы по 10 критериям, среди которых знание товара, умение отвечать на сложные вопросы клиента, учтивость и приветливость, внешний вид и т. д. Низкая оценка может понизить размер премии наполовину. С того момента, как была введена эта система мотивации, продажи на человека в сети "М. Видео" выросли более чем на 20%.

Правда, и в "М. Видео", и в "Патэрсоне" руководители признаются, что не могут оценить, какую лепту в рост оборота вносит новая система мотивации. Прохоренко объясняет это тем, что в последний год рынок рос очень динамично. А Юрий Яковчик ссылается на то, что работа консультантов из Roland Berger касалась более широкого круга вопросов - разработки долгосрочной стратегии, оптимизации бизнес-процессов и реорганизации оргструктуры. Впрочем, в обеих сетях уверены, что изменения отношений с линейным персоналом сыграли главную роль.

Далеко не все специалисты поддерживают подобные нововведения. Управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский считает, что подобная система мотивации низшего персонала не может быть эффективной в российской рознице. Причина в том, что кассиры и работники торговых залов не держатся за свои места, потому что работа тяжелая, а платят мало. Свидетельство тому высокая ротация линейного персонала. По данным Войцеховского, в России она составляет примерно 30% в год.

"Персонал набирают довольно молодой - от 20 до 30 лет, а платят им $200 - 250, т. е. в 10 раз меньше, чем в Европе. Молодые люди понимают, что жить на такую зарплату нельзя, и находят в себе силы чему-то обучиться и сменить место работы", - говорит Олег Войцеховский. Устраивать же на фоне таких зарплат хитроумные программы мотивации, по его мнению, означает создавать дополнительный стресс и таким образом подталкивать к поискам новой работы.

С этим мнением соглашается гендиректор сети магазинов "Магнолия" Дмитрий Митрохин. По его представлениям, "перемудрить" в мотивации - значит все испортить. "В жизни все проще: если человек получил много - он радуется, если мало - огорчается. И не факт, что при отсутствии премии он сделает правильные выводы, ведь люди теряются в сложных формулах", - говорит он.

Впрочем, даже критически настроенные эксперты признают, что комплексная система мотивации для продавцов может работать, если она абсолютно прозрачна и понятна персоналу.

В сети "Патэрсон" перед введением системы целый месяц вели разъяснительную работу среди персонала. Причем эта работа не останавливается и после введения системы KPI. Результаты проверок качественных показателей демонстрируются публично (по финансовой части рядовой персонал извещается лишь о том, на сколько процентов выполнен план продаж). Поэтому любой сотрудник сразу может в уме подсчитать, по какой причине он недополучит премии. К примеру, сотрудники магазина, набравшего 17 баллов (при условии выполнения финансовых показателей) , недополучат 12% премии. Учитывая, что зарплата кассира 7000 руб. , а полный размер премии составляет одну месячную зарплату, невыполнение четырех "качественных" условий из 21 возможного лишает кассира почти 1000 руб. премиальных. По мнению Юрия Яковчика, это достаточно ощутимая сумма, чтобы стремиться работать лучше.

"Ничего предосудительного в том, чтобы использовать систему KPI для рядового персонала, нет. Более того, на Западе это широко и успешно практикуется, - говорит партнер российского отделения KPMG Алексей Березной. - Другое дело, что в России большинство компаний если и задумывается о внедрении системы KPI, то только в отношении топ-менеджмента. А то, что "Патэрсон" распространил эту систему на продавцов, - это хороший признак. За них можно только порадоваться".

ЧТО ТАКОЕ KPI: KPI - это часть метода управления, основанная на системе Balanced Scorecard. Ее появление датируется началом 1990 г. , когда Norlan Norton Institute, исследовательский центр KPMG, приступил к поиску возможностей и инструментов, обеспечивающих измерение и повышение эффективности управления. До ее появления для оценки эффективности работы использовались в основном финансовые показатели, такие, как прибыль, рентабельность. Но было понятно, что для достижения успеха в бизнесе в будущем необходимо использовать и нефинансовые аспекты (например, такие, как лояльность клиентов, качество обслуживания). Система KPI фактически связывает воедино финансовые и качественные показатели и ставит вознаграждение в зависимость от результатов работы.

Начать дискуссию

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы

Из статьи вы узнаете историю главбуха из Санкт-Петербурга Анны Филимоновой, которая из-за схем собственницы бизнеса получила уголовную судимость и миллионные долги.

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Малый и средний бизнес вправе применять льготные тарифы для исчисления страховых взносов. Как рассчитать размер страховых взносов в 2024 году для малого и среднего предпринимательства, тарифы, сроки уплаты — обо всем расскажем подробнее.

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

💥Обзор новостей: разработали вакцину от рака, «Мир» заработает в Египте, мужчины получают больше женщин на 27%

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Производители начнут маркировать икру с 1 мая

Икра осетровых и лососевых рыб будет подлежать обязательной маркировке. Покупатели смогут проверить происхождение продукта в системе «Честный ЗНАК».

Правильный онбординг новых сотрудников

Рассказываем, как правильно адаптировать новых сотрудников, как нормальный онбординг влияет на текучку и какие лайфхаки помогут сэкономить ресурсы компании на этом процессе.

1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»

Разбираем, как гибридный формат работы влияет на функционирование компании.

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»
Пенсии

Юбилярам выплатят повышенную пенсию

Пенсионеры, которым исполнилось 80 лет, а также инвалиды первой группы получат доплату в размере 100% фиксированной части пенсии.

Банки

С 1 мая между своими банковскими счетами можно переводить без комиссии и до 30 млн рублей

Отправить деньги на свой счет в другие банки можно без комиссий. Также кредитным организациям запрещено ограничивать размер и число переводов в пределах 30 млн рублей.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Простая электронная подпись (ПЭП) — удобный и доступный инструмент, который позволяет придавать юридическую силу электронным документам, экономить время и ресурсы на бумажной волоките. Разберемся, что такое ПЭП, как ее получить и использовать, а также поговорим о преимуществах и перспективах развития этой технологии.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на май, ведь что? Ведь дивидендный сезон в самом разгаре, вот что. Компании объявляют и выплачивают годовые дивы за весь 2023 год, а также некоторые компании платят за первый квартал 2024.

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть

​Налоговая оговорка. Оговорка не приговорка (каламбур)

Нас уже несколько раз просили разобрать вопрос налоговой оговорки.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

​По ту сторону судебного процесса: история одного дела

Как известно нашим уважаемым подписчикам, на канале мы регулярно приводим обзоры наиболее интересных дел, выводы по которым могут быть полезными налогоплательщикам. Однако, гораздо больше сил и времени наши консультанты тратят на непосредственное участие в самих судебных процессах.

А как у них? Налогообложение в Катаре

Сегодня поговорим о Катаре – стратегическом партнере России на ближнем востоке. Государство, которое занимает третье в мире место по запасам природного газа, но у которой ограниченный ресурс в агропромышленной сфере из-за суровых условий региона местоположения.

С 1 мая в России переводы между своими счетами в разных банках станут бесплатными

Сейчас на переводы себе и другим людям действует общий лимит СБП — 100 тысяч рублей в месяц.

«Тинькофф Инвестиции»: 3 мая завершается прием заявок на обмен заблокированных иностранных активов

«Тинькофф Инвестиции» опубликовали инструкцию по обмену заблокированных иностранных активов для своих клиентов в Telegram-канале.

С 29 апреля — новая форма уведомления в налоговую о невозможности подачи документов в срок

ФНС утвердила новые форму и формат уведомления в налоговую о невозможности представления в установленные сроки документов и информации в электронной форме.

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Интересные материалы

Нет тела — нет дела! Или нет документа — нет уголовного дела!

Мнение адвоката о защите по экономическим преступлениям и спорам.