Управление финансами

Бизнес-план отходит в прошлое

В поисках инвестиций предприниматель обращается либо к венчурному фонду, либо к частному инвестору, а в ответ слышит: "Пришлите нам свой бизнес-план. Если проект нас заинтересует, мы вам сообщим". В результате кропотливого труда на свет появляется документ объемом 30 - 40 страниц, который и направляется потенциальному инвестору. Томительное ожидание чаще всего заканчивается ничем. По мнению экспертов, причина в том, что бизнес-план в традиционном понимании уже устарел. На смену ему приходят более сжатые и убедительные формы изложения сути бизнеса.

Дэвид Гамперт

В поисках инвестиций предприниматель обращается либо к венчурному фонду, либо к частному инвестору, а в ответ слышит: "Пришлите нам свой бизнес-план. Если проект нас заинтересует, мы вам сообщим". В результате кропотливого труда на свет появляется документ объемом 30 - 40 страниц, который и направляется потенциальному инвестору. Томительное ожидание чаще всего заканчивается ничем. По мнению экспертов, причина в том, что бизнес-план в традиционном понимании уже устарел. На смену ему приходят более сжатые и убедительные формы изложения сути бизнеса.
То, что инвестор попросил прислать ему бизнес-план, еще не значит, что он на самом деле жаждет с ним ознакомиться. "Я бизнес-планы не читаю, - говорит Шерил Маршалл, директор Axxon Capital, бостонской фирмы, которая специализируется на инвестициях в компании, принадлежащие женщинам или представителям этнических меньшинств. - Прежде всего мне надо посмотреть на самого предпринимателя".

Хотя большинство инвесторов не так прямолинейны, как Шерил Маршалл, в приватной беседе они говорят приблизительно то же самое. Они не относятся к бизнес-планам серьезно: они слишком загружены, чтобы внимательно изучать все бизнес-планы, в бизнес-планах слишком мало полезной информации и т. д. и т. п. Вывод, однако, предельно ясен: бизнес-план в своем нынешнем виде уже устарел. Предприниматели склонны придавать ему слишком большое значение, а инвесторы, напротив, относятся к нему довольно пренебрежительно.

Не то чтобы от бизнес-плана следует отказаться вообще. Но за последние годы этот документ, на который предприниматели тратят столько сил и времени, в глазах инвесторов становится все менее значимым. По результатам прошлогоднего опроса, проведенного автором этой заметки, 18 из 42 опрошенных венчурных капиталистов сообщили, что за последние три года инвестировали в одну и более компаний "без предварительного ознакомления с бизнес-планами".

В годы, предшествовавшие появлению интернет-пузырей, такое отношение к бизнес-планам было совершенно невероятным. А сегодня многие частные инвесторы признаются, что считают бизнес-план эдаким интеллектуальным упражнением, не имеющим большого отношения к реальной жизни.

Тому есть несколько объяснений:

Сегодня мы живем в новое время, в котором нет места ощущению стабильности и определенности. Письменный бизнес-план предполагает возможность спрогнозировать развитие бизнеса по крайней мере на несколько лет вперед. События 11 сентября эту иллюзию развеяли. Сегодня вряд ли есть смысл отправлять бизнес-план с описанием деятельности компании на ближайшие три-четыре года человеку, который не очень уверен в том, что произойдет через неделю или через месяц.

Изменилась обстановка в самом бизнесе. Сегодня аналитики исписали горы бумаги, утверждая, что бизнес меняется стремительнее, чем прежде. И главным образом, благодаря использованию Интернета и беспроводных средств коммуникации.

Не так давно была опубликована книга Джефри Шумана и Джэнис Туомбли под названием "Сотрудничающие сообщества: партнерство ради прибыли в сетевой экономике". Авторы этого труда отмечают, что предприниматели расписывают бизнес-планы на сроки от трех до пяти лет, годовые бюджеты, квартальные планы, а между тем в нынешних условиях сроки - понятие довольно относительное.

Изменились и сами инвесторы. На рынке венчурного капитала, который стал развиваться после Второй мировой войны, изначально считалось, что бизнес-план - непременное условие эффективного поиска инвестиций. Однако за последнее десятилетие возникли новые способы взаимодействия с инвесторами: сайты в Интернете, программа PowerPoint для составления презентаций, онлайновые выставки. Венчурные капиталисты и другие частные инвесторы сегодня сами тратят немало времени на поиски возможности выгодного вложения - и не ждут, когда у них на столе появится пухлый документ под названием "бизнес-план", составленный очередным соискателем.

Нынешний инвестор беспокоен, а потому заставить его расстаться с деньгами могут только по-настоящему веские аргументы. Несмотря на все разговоры о моделях бизнеса, прибыльности ценных бумаг и графиках роста, профессиональные частные инвесторы в огромной степени подвержены действию эмоциональных факторов. Им хотелось бы инвестировать в условиях сильной экономики и растущего фондового рынка. Когда же действительность противоположна, они испытывают большое желание приостановить свою деятельность.

Для предпринимателя это означает одно: ему придется прилагать значительно больше усилий, чем прежде, чтобы получить необходимое финансирование. Ему придется дольше ждать, больше убеждать и постараться некоторое время заниматься бизнесом без инвестиций - до тех пор, пока его упорство и стойкость не произведут на инвесторов должного впечатления.

Совершенно ясно, что со временем должны меняться не только инвесторы, но и сами предприниматели. Им следует учиться использовать новые средства коммуникации с инвесторами и новые средства убеждения. Вот три наиболее важных:

Подготовьте убедительную презентацию. На первый взгляд совет заняться подготовкой презентации перед составлением бизнес-плана может показаться странным. На самом же деле подготовка презентации, на которой даются ответы на все вероятные вопросы инвесторов, - само по себе прекрасное упражнение по планированию бизнеса.

Напишите исчерпывающий бизнес-конспект. Это нечто среднее между изложением позиции руководства и представлением товара. Составлять этот конспект тоже следует так, чтобы по возможности ответить в нем на самые острые вопросы, которые могут последовать со стороны инвестора.

Создайте интернет-сайт, который соответствовал бы модели вашего бизнеса. Этот сайт не только призван привлечь внимание потенциальных инвесторов к новой компании, но и дать им представление о том, каким образом вы ведете свой бизнес. Чем больше деятельность вашей компании будет связана непосредственно с Интернетом, тем более сложным должен быть сайт.

А уже после того, как сделано все вышеперечисленное, предприниматель должен озаботиться самой важной проблемой - как представить инвестору убедительные доказательства, что доходы и прибыль компании станут расти. Любого инвестора это интересует в первую очередь. (WSJ, Екатерина Кудашкина).

Начать дискуссию

Проверок работодателей станет больше: соглашения приравняют к закону

Роструд получит полномочие проверять выполнение работодателями обязательств по соглашениям.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В 2026 году госзакупки будут полностью переведены в электронный формат

Минфин выполнил все задачи для повышения эффективности бюджетных расходов, остается только завершить начатые проекты.

95% льгот по имущественным налогам предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

Минтруд хочет увеличить прожиточный минимум до 17,7 тысяч рублей

Размер прожиточного минимума скорректируют с учетом медианного дохода населения за 2023 год. Сейчас ПМ составляет 15 453 рубля.

Конвертация одной валюты в другую с использованием счета 57.22 в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

Расчеты в иностранной валюте далеко не просты, а в нынешнее санкционное время стали еще сложнее. Многие организации вынуждены применять конверсионные операции в своей хозяйственной деятельности. Что это такое простыми словами и как они отражаются в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0 расскажем в этом материале. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что такое рентабельность продаж

Если бизнес растет, вместе с выручкой должна увеличиваться и прибыль. Но бывает так, что предприниматель смотрит только на общий оборот и не замечает, что расходы слишком высоки и ему ничего не остается. Чтобы не терять деньги из виду, нужно следить за рентабельностью продаж. Рассказываем, как это делать и каким образом она помогает найти проблемные зоны в бизнесе.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔫 Межведомственные спецкомиссии будут пресекать задержку зарплат. Привлекать к ответственности не могут, но будут дисциплинировать, поясняет эксперт

Для борьбы с задержкой выплаты заработной платы предпримут новые меры. Они будут прописаны в ТК.

Что делать, если магазин или маркетплейс отказывается продавать товар по указанной цене

Разбираемся, какое мнение у Роспотребнадзора и судов, когда магазин или маркетплейс отказываются продавать товар по указанному ценнику.

Иллюстрация: Pavel Danilyuk/pexels

Добился выхода из состава ООО недобросовестного участника при корпоративном конфликте

Один из участников ООО, владевший 50% доли в уставном капитале и не участвовавший в делах компании, потребовал у второго участника выкупить его долю за половину рыночной стоимости активов. Как удалось добиться его выхода из состава ООО без вреда для деятельности общества — читайте далее.

Власти хотят увеличить НДФЛ для тех, кто зарабатывает 1 млн руб. в год. Мнение властей и бухгалтеров

В России хотят изменить прогрессивную шкалу налогообложения. Президент Владимир Путин предложил подумать над увеличением налоговой нагрузки на людей с более высокими доходами. Власти планируют поднять ставку НДФЛ до 15% для россиян с годовым доходом от 1 млн руб., или примерно от 83,3 тыс. в месяц.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Суд изъял акции Климовского патронного завода у частных инвесторов

Иск прокуратуры удовлетворен, а решение суда будет немедленно исполнено. Госкорпорация «Ростех» планирует взять активы завода под свое управление.

ФСБУ

Как учесть расходы на создание и продвижение сайта компании

Бухгалтерский расходов на сайт организации зависит от наличия права вести бухучет упрощенными способами, а налоговый учет от соблюдения ряда условий.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

За что бухгалтера могут привлечь к субсидиарной ответственности

Если кредиторы докажут, что действия главного бухгалтера или аутсорсера оказали влияние на должника и привели к утрате или искажению отчетности, то бухгалтера привлекут к субсидиарной ответственности.

Wildberries упростил селлерам условия сотрудничества

Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

Защитили интересы кредитора в деле о банкротстве: судебная практика

Добились направления на пересмотр дела о признании сделки по возврату супругой должника займа за него в пользу одного из кредиторов.

УСН

На УСН продажа ниже себестоимости или за 1 рубль — все равно рыночная цена

Если компания на УСН проводит рекламную акцию, стоимость товара может быть ниже обычной. Главное, чтобы не бесплатно.

Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании

Каждая десятая компания в мире сталкивалась с киберинцидентами из-за теневых ИТ. Рассказываем, что это такое, какие риски несет и как их снизить.

Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании
Проверки

Дан старт проверкам ценообразования при цифровизации

Новый глава Счетной палаты России Борис Ковальчук считает, что пора проверить ценообразование в сфере цифровизации после отмены моратория на проверки компаний ИТ-сферы.

Зарплата

Даже маленькую зарплату на неполной ставке нужно выдавать в 2 захода

Роструд разъяснил, можно ли при работе на неполной ставке от МРОТ получать зарплату 1 раз в месяц без разделения на аванс и основную часть.

Интересные материалы

Аутсорсинг бухгалтерии: роботизируем «напоминалки» клиентам про документы

Ваши сотрудники все еще лично напоминают клиентам, что документы давно пора предоставить-подписать-согласовать? Есть способ лучше! Например, ваши «коллеги по цеху» из ТОП-20 такой процесс уже роботизировали – с нашей помощью.

Аутсорсинг бухгалтерии: роботизируем 
«напоминалки» клиентам про документы