Управление персоналом

Как внедрить систему учета рабочего времени и не потерять сотрудников

Сейчас многие компании внедряют у себя системы учета рабочего времени. Главная цель при этом экономическая — повышение эффективности труда. Но побочным эффектом часто становится недовольство работников. Потому что попытку контроля они воспринимают как явное недоверие со стороны руководства, и даже как стремление «закрутить гайки». Как избежать ухудшения отношений и не остаться без работников?

Сейчас многие компании внедряют у себя системы учета рабочего времени. Главная цель при этом экономическая — повышение эффективности труда. Но побочным эффектом часто становится недовольство работников. Потому что попытку контроля они воспринимают как явное недоверие со стороны руководства, и даже как стремление «закрутить гайки». Как избежать ухудшения отношений и не остаться без работников?

При всей пользе систем контроля рабочего времени, у них есть как преданные сторонники, так и яростные противники. Причем к лагерю сторонников в основном примыкают руководители, а в противники записываются рядовые сотрудники. И это неудивительно, ведь решения по внедрению систем принимают руководители, они знают о возможностях таких программ и заинтересованы в результатах. Подчиненные же воспринимают учет рабочего времени в штыки, расценивают его как ужесточение дисциплины, вторжение в личное пространство, совсем не берут в расчет положительных моментов, потому что элементарно о них не знают.

Так как же внедрить систему контроля времени и не демотивировать сотрудников?

Проблем с мотивацией персонала можно избежать, если грамотно выбрать систему контроля времени и проработать механизм ее внедрения.

Предположим, система выбрана и закуплена — пришло время рассказать о нововведении сотрудникам. Здесь есть два варианта развития событий: 1) издать приказ по компании об установке нового ПО и ознакомить с ним сотрудников; 2) подготовить сотрудников к изменениям, организовав пошаговое внедрение системы.

Первый вариант реализуется быстро, но с точки зрения мотивации сотрудников — абсолютно проигрышный. Недостаток информации о программе люди компенсируют домыслами, непонимание целей запуска системы приводит к ее «непринятию».

Второй вариант знакомства сотрудников с системой гораздо предпочтительнее и при правильной реализации приводит к желаемому результату — внедрению системы без недовольства и демотивации сотрудников. Вот несколько рекомендаций, обобщающих опыт компаний, уже использующих системы учета рабочего времени:

  • Предоставьте сотрудникам информацию о программе, целях и задачах системы контроля времени. Самый естественный вариант — организовать общее собрание (или собрания по отделам), где сотрудники зададут интересующие их вопросы, а руководство и HR-менеджер разъяснят цели внедрения системы.

  • Персонал перестает воспринимать систему негативно после простого комментария: программа предназначена не для наказаний и штрафов, а для оптимизации работы сотрудников, повышения эффективности их труда.

  • Получите обратную связь: после рассказа о программе не отправляйте всех по рабочим местам. Узнайте мнение сотрудников. Наиболее частые и «пламенные» претензии работников связаны с «вторжением в личное пространство», «нарушением прав» и «недоверием», попутно упоминаются выражения «закручивание гаек», «диктатура» и «тюремный режим». Контраргументы для ответа таким «правозащитникам» просты: работодатель платит сотруднику за выполнение определенных обязанностей в определенное время, а рабочее место сотрудника — это, по сути, имущество компании. Если персонал использует рабочее время и оборудование в личных целях, то он нарушает права компании, прописанные в трудовом договоре.

  • Расскажите о «плюшках» для сотрудников: очень важно акцентировать внимание на положительных сторонах внедрения системы учета рабочего времени. Она позволяет справедливо начислять заработную плату, вовремя заметить перегруженность работника, фиксировать переработки, работу в выходные дни и т. д. В качестве дополнительной мотивации к хорошим отчетам по продуктивности руководство может «привязать» премии, бонусы, подарки и другие поощрения работникам.

  • Обеспечьте прозрачность системы: сотрудники должны знать, к кому они могут обратиться с вопросами о работе программы, о собственных результатах, озвучить сомнения по использованию тех или иных сайтов в работе. Чтобы исключить «метания» сотрудников от менеджера к менеджеру, назначьте ответственного за работу системы.

  • Обеспечьте взаимодействие сотрудников, ответственных за систему, и компании-разработчика. В больших компаниях нужна не просто система контроля времени, она нужна как часть общей инфраструктуры. Переложите заботы по интеграции программы учета рабочего времени на ее разработчиков, это их зона ответственности. Тем самым вы сэкономите время и нервы своих работников, а установленная программа благодаря действиям опытных специалистов будет работать как часы.

  • Позаботьтесь о юридической стороне вопроса: грамотно оформите использование системы учета времени. Либо внесите условие о возможности использования работодателем системы учета времени в трудовой договор, либо издайте приказ по предприятию и ознакомьте с ним сотрудников. Что касается законодательства, то данный вопрос регулируется Трудовым кодексом РФ (ст. ст. 15, 21 и 189).

Подведем итог

То, как персонал воспринимает системы учета рабочего времени, зависит по большому счету от двух факторов: методов контроля и механизма внедрения системы. Если выбранная вами система не использует «тотальный контроль» за сотрудниками (обратное демотивирует, раздражает, в конечном счете приводит сотрудника к мысли сменить работу), а использует подход автоматизированного мониторинга рабочего времени (по сути, ненавязчиво и корректно следит за эффективностью работника), вы на полпути к успешному внедрению системы контроля времени без агрессии со стороны сотрудников.

Негативное отношение сотрудников к системам учета рабочего времени происходит из-за недостаточной информированности персонала о целях и задачах внедрения программ. Опыт показал, что после подробного разъяснения преимуществ системы, большинство сотрудников начинают лояльно относиться к контролю над рабочим временем.

Источник: http://www.hr-journal.ru/articles/oc/vnedrenie-sistemy-uchyota-rabochego-vremeni.html

Комментарии

1
  • Над. К
    Господа пиарщики, реклама размещается через рекламную службу сайта. Вся несанкционированная реклама удаляется и будет удаляться.

Простая электронная подпись: как получить и использовать ПЭП

С каждым годом люди все чаще и чаще пользуются электронными документами. Однако, чтобы такие документы несли юридическую силу, необходима электронная подпись (ЭП). В данной статье мы узнаем, что такое простая электронная подпись (ПЭП), а также познакомим с ее возможностями.

Простая электронная подпись: как получить и использовать ПЭП

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Самозанятые

Все компании проверят на работу с самозанятыми. Что ждет бизнес из-за мониторинга Минтруда. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Разберем, как предпринимателям правильно сотрудничать с самозанятыми, проштудируем судебную практику и дадим рекомендации, как минимизировать риски в связи с грядущими проверками.

Все компании проверят на работу с самозанятыми. Что ждет бизнес из-за мониторинга Минтруда. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Власти хотят установить единый порог оплаты услуг ЖКХ

Допустимая доля расходов на ЖКУ сейчас составляет 22% от дохода семьи, а в регионах эту долю могут уменьшать. Однако в Госдуме предлагают сделать единый федеральный стандарт.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Проверки

Мораторий на проверки частично отменят: для кого

Вячеслав Володин хочет отменить мораторий на проверки бизнеса, деятельность которого касается здоровья людей. Проверять начнут точки по продаже вейпов и алкогольных напитков в жилых домах.

🔥 Новая акция — «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей

До 17 мая включительно вы можете купить онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, управленческому учету и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей. Получите знания для работы на новом участке, станьте более уверенным и высокооплачиваемым специалистом!

☀️ Новая акция — «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей

До 17 мая включительно вы можете купить онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, управленческому учету и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей. Получите знания для работы на новом участке, станьте более уверенным и высокооплачиваемым специалистом!

☀️ Новая акция — «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей
2
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

О выполнении функций налогового агента по НДС российским посредником

Российская организация в интересах иностранного принципала, не состоящего на учете в налоговом органе на территории РФ, приобретает от своего имени услуги у иностранного исполнителя. Услуги подлежат налогообложению НДС на территории РФ.

Не все физлица должны отчитываться по иностранным счетам и электронным кошелькам

Отчет в налоговую можно не представлять, если счета открыты в ЕАЭС и странах, которые участвуют в автоматическом обмене финансовой информацией с РФ.

💥Обзор новостей: после Звездочки не стоит садиться за руль, у Фондовый рынок ожидает «неприятный» день, бобры умнее, чем кажутся

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

О национальных целях, признаки формальной аренды спецтехники. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно

Раньше выпустить квалифицированную электронную подпись удаленно могли только те, у кого был действующий сертификат ЭП. Теперь такая услуга стала доступна новым пользователям — подтвердить свою личность удаленно можно с помощью государственной Единой биометрической системы (ЕБС).

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно
Зарплата

Что происходит с зарплатой после испытательного срока: итоги опроса

После трех месяцев работы 56% сотрудников начинают зарабатывать больше. В среднем оклад поднимают не более чем на 10%.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в мае. Что купил? Часть 1

Продолжаю ежемесячное инвестирование, в мае снова удалось пополнить брокерский счёт на 200 000 рублей, а значит снова можно взять тележку и пойти пошуршать по полкам Мосбиржи в поисках акций и облигаций.

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в мае. Что купил? Часть 1
2

Назван экономический эффект от внедрения искусственного интеллекта

Процент внедрения технологий на базе ИИ у крупных и средних компаний из разных сфер экономики составил 20%.

ОСАГО

Как страховые компании манипулируют с ОСАГО + каско

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова выявила недобросовестные практики по смешиванию договоров ОСАГО и каско.

Бухгалтеры обсуждают «отмазки» от ведения кадров и воинского учета. 👩‍💼«Ночной бухгалтер» № 1681

Бухгалтерам нередко навязывают дополнительные обязанности, вроде ведения воинского учета. Клиенты и руководители понимают только слово «учет» и не вникают в специфику. Как отказаться от ненужных забот или... подзаработать на этом.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Акции «Яндекса» начнут продаваться на Мосбирже с 10 июля

Ценные бумаги МКПАО «Яндекс» допустят к торгам с 8 июля, а 10 июля Мосбиржа проведет делистинг акций нидерландской компании Yandex N.V.

Отпуска

Неожиданно: отпуск может официально длиться несколько часов

Роструд разъяснил возможность предоставления по ТК отпуска без сохранения заработной платы на несколько часов.

4
Кадры

Названы регионы — лидеры по числу сезонных вакансий

Весной работодатели разместили более 14 тысяч различных предложений трудоустройства и вакансий с сезонной занятостью на портале «Работа России».

Интересные материалы

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании

После отчётной кампании проверяющие могут потребовать дать пояснение. У них могут появиться любые вопросы, и, возможно, на них придётся отвечать. А от ответов будет зависеть исход отчётного периода. Разбираемся на практике и примерах, как составлять пояснения.

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании
1