Экономика России

Разрозненные вагоны

Любой надлежаще индоктринированный в либерализм — веру в благотворность неограниченной свободы личности без оглядки на общество — свято верует, помимо прочего, в жизненную необходимость конкуренции для повышения эффективности любой деятельности. Мол, кто не сможет найти наилучший образ действия — просто выпадет из дела, вытесненный теми, кто поумнее. Соответственно, каждый конкурент из кожи вон вылезет, лишь бы не уступить прочим, а по возможности вырваться вперед.

Любой надлежаще индоктринированный в либерализм — веру в благотворность неограниченной свободы личности без оглядки на общество — свято верует, помимо прочего, в жизненную необходимость конкуренции для повышения эффективности любой деятельности. Мол, кто не сможет найти наилучший образ действия — просто выпадет из дела, вытесненный теми, кто поумнее. Соответственно, каждый конкурент из кожи вон вылезет, лишь бы не уступить прочим, а по возможности вырваться вперед.

Кто пообразованнее — приведет и примеры. Скажем, на рынке сотовой связи хватает игроков — и тарифы падают, и зона охвата растет, и форматы сигнала совершенствуются. Военное отставание вовсе чревато не только хозяйственной, но и биологической смертью — и оружие совершенствуется на глазах.

Поэтому даже вполне сложившиеся цельные хозяйственные структуры зачастую искусственно дробят ради организации множества конкурентов. Так, Standard Oil разделили на семь независимых нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний — и не одно десятилетие следили, чтобы они не пытались согласовывать свои действия. American Telegraph & Telephone тоже расчленили — и одним из побочных эффектов оказалось изобилие конкурирующих вариантов операционной системы Linux: Bell Laboratories, где ее разработали, не имела права ее монополизировать за пределами собственной деятельности. СССР в 1939‑м вынес в отдельные разработки эскизные проекты истребителей Николая Николаевича Поликарпова И-20-0 с двигателем водяного охлаждения (Анушаван Ованесович — Артем Иванович — Микоян и Михаил Иосифович Гуревич сделали из него удачный высотный самолет) и И-22-0
с двигателем воздушного охлаждения (Александр Васильевич Сильванский — даже несмотря на то, что унаследовал изрядную часть персонала КБ умершего незадолго до того от белокровия Дмитрия Павловича Григоровича, — с доведением эскиза до ума не справился).

Но во всех этих случаях либо процессы вполне однородны (так, нефтеперерабатывающие заводы несложно перенастроить под сырье с конкретного месторождения: заметно отличаются разве что системы уловления вредных примесей вроде серы), либо разработки независимы (те же истребители в СССР в конце 1930‑х создавали два десятка свежеоткрытых КБ — правда, каждый этап проектирования сопровождался отбором наилучших вариантов и включением КБ, создавших худшие, в победившие коллективы, дабы ни крупица опыта не затерялась). Когда же задачи неоднородны и взаимозависимы, либерализм, принципиально не заточенный под исследование многоступенчатых взаимодействий, зачастую дает пагубные советы.

Работа российских железных дорог с каждым годом вызывает все больше негодования. Даже по старейшей и несомненно лучшей из них — Октябрьской, между Москвой и Санкт-Петербургом — перевозится все меньше пассажиров, не говоря уж о грузах. Сейчас строится дублер Ленинградского шоссе — а что еще делать, если старая дорога забита большегрузными фурами до технического предела: дорожные издержки на фуры куда меньше, чем на технически несравненно менее затратный железный путь, да и время в пути автомобильном, невзирая даже на легендарный светофор в Вышнем Волочке (мне пару раз доводилось ждать перед ним по нескольку часов), куда меньше, нежели во вроде бы беззаторном рельсовом сообщении.

Обсуждая наши железнодорожные проблемы, чаще всего упирают на появление высокоскоростных поездов — «Сапсан», «Ласточка», «Аэроэкспресс»… Для каждого из них приходится расчищать окна в расписании — задерживать или вовсе отменять многие другие поезда. Сами железнодорожники признают эту сложность и разрабатывают проекты строительства параллельных путей специально для скоростного движения — как уже сделали многие страны, давно развивающие этот вид перевозок.

Но пока у нас быстрые поезда ходят лишь по немногим направлениям — в основном из Москвы в соседние аэропорты да Санкт-Петербург. Правда, есть «Аэроэкспрессы» еще в нескольких городах, да и «Сапсаны» с «Ласточками» постепенно стали долетать от Москвы до Курска, Нижнего Новгорода, Смоленска, от Краснодара до Адлера… А грузоперевозки замедляются повсеместно — даже на Транссибирской магистрали, где почти на всем протяжении ничего сверхскоростного не вводится и окон для наземных полетов не требуется.

Между тем как раз для улучшения грузоперевозок сделано все положенное по либеральной религии. Еще на заре постсоветского внедрения рынка парк грузовых вагонов (так же жестко, как Петр Великий внедрял табак, известный в России задолго до него, но не нашедший тогда массового спроса) не только юридически отделен от самих дорог, служащих для их перемещения, но и поделен между изрядным множеством независимых компаний. Конкурируй не хочу!

Хотят, конечно, не все. Например, если несколько производителей минеральных удобрений раскупили специализированные вагоны для их перевозки, то каждый предпочтет держать пустые вагоны на заводских дворах, но не предоставить конкуренту для отправки его партии груза. Любому нелибералу понятно: заработок на сдаче вагона в аренду несравнимо меньше, чем на занятии рыночной ниши, расчищенной принудительно.

Но львиная доля вагонов — общего назначения, пригодна для любых грузов. Их владельцы должны из кожи вон лезть, лишь бы переманить к себе побольше клиентов. Изыскивать способы удешевления, измышлять новые услуги…

Измышляют. Изыскивают. Лезут. Оттягивают друг у друга клиентов и даже отдельные заказы. Мощный поток грузов делится на ручейки. А значит, каждый отдельный вагон наполняется медленнее. Вагонов перестает хватать для грузопотока: тот по сравнению с советскими временами заметно упал — но и вагоны простаивают куда дольше. Более того, зачастую они уходят недогруженными: слишком долго пришлось бы накапливать заказы, чтобы использовать весь объем и всю грузоподъемность. В постсоветскую эпоху средняя загрузка вагона упала почти вдвое. Соответственным образом сократилась и пропускная способность дорог, измеренная не в числе вагонов, а в грузопотоке.

Вдобавок в советское время формирование составов и путь их следования можно было продумывать прямо по ходу наполнения: вся информация о пунктах назначения грузов собиралась в единой управленческой структуре. Теперь те же сведения передаются железнодорожникам, как правило, по завершении сбора вагоновладельцами заказов для каждого вагона, а то и целого эшелона. А чем больше исходных данных и времени для планирования, тем больше шансов оптимизировать план. Цейтнот же практически гарантирует: составы будут комплектоваться далеко не лучшим образом и пойдут долгими путями.

Чем больше пунктов назначения грузов в одном эшелоне, тем чаще придется его останавливать для разгрузки отдельных вагонов, тем сложнее зигзаги маршрута. Насколько я наслышан, средняя длина пробега и число остановок в расчете на один вагон выросли с советских времен раза в полтора. Это опять же переполнение путей и станций, снижение их пропускной способности.

Железные дороги в Соединенных Государствах Америки развивались сходным образом — но еще ярче. Там не только вагонный парк издавна разделен между множеством независимых владельцев, но и сами железные дороги — частные и независимые. Правда, ширина колеи одна — ибо в первые десятилетия их создания весь подвижной состав ввозился из Англии. Но независимый охват обширных территорий множеством проектов привел к тому, что связность дорог крайне низка: слишком часто между близкими пунктами можно проехать лишь далеким кружным путем. Пришлось в годы первой Великой депрессии создать сеть автомобильных дорог уже не только по единому стандарту, но и по единому плану: дальнемагистральные перевозки легли на плечи бесчисленных фур. В Российской империи во времена Александра II железные дороги стали частным делом, но уже его сыну Александру III пришлось вновь национализировать их, дабы создать единую связную сеть.

Естественные монополии потому и естественные, что их искусственное раздробление оборачивается провалом. Не пора ли нам менять либеральную веру, алтарь которой жаждет все новых жертв, на нормальную теорию организации сложных производственных систем?

Примечание

По настоянию автора, названия некоторых государств приводятся в тексте в авторском, а не общепринятом написании.

Начать дискуссию

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно

Раньше выпустить квалифицированную электронную подпись удаленно могли только те, у кого был действующий сертификат ЭП. Теперь такая услуга стала доступна новым пользователям — подтвердить свою личность удаленно можно с помощью государственной Единой биометрической системы (ЕБС).

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Зарплата

Что происходит с зарплатой после испытательного срока: итоги опроса

После трех месяцев работы 56% сотрудников начинают зарабатывать больше. В среднем оклад поднимают не более чем на 10%.

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в мае. Что купил? Часть 1

Продолжаю ежемесячное инвестирование, в мае снова удалось пополнить брокерский счёт на 200 000 рублей, а значит снова можно взять тележку и пойти пошуршать по полкам Мосбиржи в поисках акций и облигаций.

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в мае. Что купил? Часть 1
Лучшие спикеры, новый каждый день

Назван экономический эффект от внедрения искусственного интеллекта

Процент внедрения технологий на базе ИИ у крупных и средних компаний из разных сфер экономики составил 20%.

ОСАГО

Как страховые компании манипулируют с ОСАГО + каско

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова выявила недобросовестные практики по смешиванию договоров ОСАГО и каско.

Бухгалтеры обсуждают «отмазки» от ведения кадров и воинского учета. 👩‍💼«Ночной бухгалтер» № 1681

Бухгалтерам нередко навязывают дополнительные обязанности, вроде ведения воинского учета. Клиенты и руководители понимают только слово «учет» и не вникают в специфику. Как отказаться от ненужных забот или... подзаработать на этом.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Инвестиции

Акции «Яндекса» начнут продаваться на Мосбирже с 10 июля

Ценные бумаги МКПАО «Яндекс» допустят к торгам с 8 июля, а 10 июля Мосбиржа проведет делистинг акций нидерландской компании Yandex N.V.

Отпуска

Неожиданно: отпуск может официально длиться несколько часов

Роструд разъяснил возможность предоставления по ТК отпуска без сохранения заработной платы на несколько часов.

1
Кадры

Названы регионы — лидеры по числу сезонных вакансий

Весной работодатели разместили более 14 тысяч различных предложений трудоустройства и вакансий с сезонной занятостью на портале «Работа России».

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании

После отчётной кампании проверяющие могут потребовать дать пояснение. У них могут появиться любые вопросы, и, возможно, на них придётся отвечать. А от ответов будет зависеть исход отчётного периода. Разбираемся на практике и примерах, как составлять пояснения.

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании

Антон Силуанов остался министром финансов

Силуанов возглавляет Минфин с 16 декабря 2011 года.

ОСАГО

Автоюристам могут сократить поле для деятельности

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова на конференции «Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании» предложила меры по снижению случаев вовлечения автоюристов в урегулирование споров по ОСАГО.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДФЛ

Стало известно, когда налоговые вычеты станут автоматическими

Для получения вычетов по НДФЛ больше не понадобится собирать справки и другие подтверждающие документы. Налоговая с 2026 года сама рассчитает размер вычета и автоматически переведет нужную сумму.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Вышла новая версия нейросети GPT-4o, депутаты подрались в парламенте Грузии, а Почта России быстрее отправляет посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 14 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Счетная палата: компании задолжали больше 30 млрд рублей по земельному налогу

Главной проблемой для аудиторов стали земельные участки, которые принадлежат фирмам, исключенным из ЕГРЮЛ.

Криптовалюта

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли

Международный деловой центр «Москва-Сити», расположенный на Пресненской набережной, объединяет в себе зоны отдыха и деловой активности, и именно здесь расположено большинство офисов, в которых можно обменять крипту на наличные, и наоборот.

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли
Бесплатно с Трудовые отношения

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

При приеме на работу все существенные условия, на которых человек будет трудиться, указывают в трудовом договоре. В процессе работы может возникнуть необходимость их изменить. Разберем, какие условия можно скорректировать, как корректно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

Госдума готовит закон о маркировке контента от нейросетей

Изображения, тексты, аудио и видео, созданные искусственным интеллектом, могут ввести пользователей в заблуждение. Поэтому депутаты предложили маркировать сгенерированный контент. А если он будет распространяться без маркировки, то материалы заблокируют.

1
Зарплата

В 2025 году бюджетникам будут платить по-новому. Минтруд запустит пилотный проект

Чтобы фиксированные выплаты бюджетникам были не ниже МРОТ, Минтруд запустит пилотный проект с новой системой оплаты труда. В первую очередь изменения затронут работников из сферы образования и здравоохранения.

5

Интересные материалы

Как работодателю законно отказаться от обучения по охране труда

Абсолютно все работодатели обязаны организовать и провести обучение своих работников по охране труда. Это реализуется посредством внутреннего и внешнего обучения, инструктажей нескольких видов и стажировки на рабочем месте.

Как работодателю законно отказаться 
от обучения по охране труда