Экономика России

России пока нечем заменить подержанные самолеты-иномарки

«Если мы сейчас заявим, что самолеты старше 15 лет эксплуатироваться не будут, это поставит крест на том же «Суперджете». Такими словами эксперты оценивают предложение запретить эксплуатацию старых иностранных самолетов, возникшее после трагедии А321 на Синайском полуострове. Подержанные иномарки, к сожалению, действительно лучше новых российских самолетов, и на это есть масса причин.

«Если мы сейчас заявим, что самолеты старше 15 лет эксплуатироваться не будут, это поставит крест на том же «Суперджете». Такими словами эксперты оценивают предложение запретить эксплуатацию старых иностранных самолетов, возникшее после трагедии А321 на Синайском полуострове. Подержанные иномарки, к сожалению, действительно лучше новых российских самолетов, и на это есть масса причин.

В связи с авиакатастрофой на Синайском полуострове снова поднимается вопрос о том, почему наши авиакомпании летают на подержанных импортных самолетах, а не новых российских. Депутат Алексей Пушков сразу же предложил вообще запретить эксплуатацию самолетов старше 15 лет. 

«Угрозы безопасности от эксплуатации возрастных самолетов нет при соблюдении всех правил технической безопасности»

Сразу стоит оговориться, что причина авиакатастрофы не известна. Пока рассматривают несколько версий. 

Возраст самолета не равнозначен уровню его безопасности, считает эксперт портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. «Во всем мире летают возрастные самолеты, которым по 20–25 лет. Они есть в парке даже крупных западных авиакомпаний. И они не считаются небезопасными», – говорит эксперт газете ВЗГЛЯД. 

По его словам, во-первых, производитель гарантирует безопасную эксплуатацию воздушного судна в течение предписанного срока. Для каждого самолета он свой. Производитель же устанавливает регламент технического обслуживания. «Если эти регламенты четко выполняются, то воздушное судно абсолютно безопасно», – говорит Гусаров. 

Более того, по мере эксплуатации самолет в обязательном порядке становится на капитальный ремонт, так называемую тяжелую форму обслуживания. 

«В этот период самолет разбирают полностью до винтика, все детали просвечивают ультразвуком, тестируют и потом заново собирают лайнер. После такого ремонта самолет выходит из технического центра абсолютно новым, ничем не уступая самолету, который только вышел с конвейера. Он находится даже в лучшем состоянии, чем самолет, который моложе, но такой формы обслуживания еще не проходил», – рассказывает собеседник. 

Поэтому уровень безопасности зависит не от возраста самолета. Таким образом, запрет на эксплуатацию в России самолетов старше 15 лет никак не решает проблему безопасности авиатранспорта, зато он может привести к замедлению развития собственной гражданской авиации в России. Распространить запрет только на иностранные лайнеры РФ как член ВТО не сможет, под него попадут все воздушные лайнеры.

Иностранцы смогут найти других покупателей на свои лайнеры старше 15 лет. А вот российские самолеты старше 15 лет продать в другие страны будет намного сложнее. «Таким запретом мы обрушим весь финансовый механизм на авиарынке. И убьем все шансы на возрождение нашей авиапромышленности», – считает Роман Гусаров. 

Самим авиакомпаниям, тем более чартерным, зачастую просто не по карману платить полную стоимость лайнера. Поэтому тот же «Сухой Суперджет – 100» или иностранный лайнер покупают финансовые структуры – банки и другие компании, которые становятся лизингодателями. Для них это инвестиционный бизнес. Каталожная стоимость «Суперджета», например, 35 млн долларов, иностранного – все 80 млн. А перевозчики берут уже лайнеры в лизинг (по сути, в аренду). 

И первые 10–15 лет лизингодатели окупают всего лишь инвестиции, которые были сделаны в самолет, говорит Гусаров. Это и проценты по кредиту на покупку, и страховка, и текущие расходы, в том числе на ремонт. И только потом владелец, то есть структуры, вложившиеся в покупку лайнера, начинают получать чистую прибыль. 

«Поэтому, если мы сейчас заявим, что самолеты старше 15 лет эксплуатироваться не будут, это поставит крест на том же «Суперджете». Ни один банк или финансовая, лизинговая компания не захочет купить самолет, если через 15 лет они не будут иметь право сдавать его в лизинг в России. А на Запад они не пойдут», – объясняет Гусаров. 

Если крупные перевозчики могут себе позволить брать в лизинг новые импортные самолеты, то чартерные авиакомпании пополняют свой парк на вторичном рынке. «Краткосрочная аренда возрастных самолетов, естественно, дешевле. Но не потому, что у них хуже обслуживание, а именно потому, что основные расходы на его покупку уже были отбиты ранее. Владелец может отдавать их в аренду по более низкой цене», – говорит Гусаров. 

Лизинговые платежи ниже, условия лизинга более мягкие, нет жестких штрафных санкций и имеется возможность взять лайнер в аренду на короткие сроки. Если авиакомпании надо перевезти туристов, она арендует на рынке два–три подержанных самолета. «Новые самолеты авиакомпаниям выгодно брать в лизинг на долгосрочной основе, например на семь лет», – говорит Гусаров. При этом разрыв лизингового контракта ведет к серьезным штрафам для перевозчика. К примеру, в «Трансаэро» продолжают поступать новые самолеты в рамках лизинговых контрактов, так как отказ от них выйдет еще дороже.

Может ли перевозчик выбрать для полетов в Египет не импортный, а отечественный борт? Это не только невыгодно чартерной компании и пассажирам, но еще и технически пока невозможно. 

Теоретически место подержанного А321 мог бы занять российский «Сухой Суперджет – 100», Ту-204 или МС-21. Однако в реальности не все так просто. Чтобы перевезти то же количество пассажиров, что и на А321, надо пускать два рейса SSJ-100, так как он вмещает в два раза меньше кресел. Это удвоенные затраты на персонал, топливо, аэропортовое и навигационное обслуживание и т. д., не говоря уже о расходах на техническое обслуживание. Но самое главное, что «Сухой Суперджет – 100» просто не долетит до Шарм-эш-Шейха, так как это ближнемагистральный региональный самолет. Он не рассчитан на перевозку пассажиров на расстояние более 4 тыс. километров. 

Экономическая эффективность SSJ-100 в целом ниже, чем у иностранных лайнеров. «По цене он не сильно отличается от зарубежных конкурентов, только на 10–15%. При этом эксплуатационные расходы выше на 15–25% и превосходят расходы на лизинг, которые составляют 10–15%. И здесь у SSJ-100 беда», – говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев. Кроме того, большинство запчастей российского лайнера дороже, чем на Boeing или Airbus, так как детали уникальны и не распространены, добавляет он. Это объясняется тем, что объемы производства импортных самолетов в десятки раз выше. 

Наконец, с обслуживанием 330 Boeing и 280 Airbus, которые сейчас находятся в российском авиапарке, нет никаких проблем в большинстве аэропортов, тогда как SSJ-100 активно эксплуатируется лишь в нескольких десятках аэропортов. «Дефицит запчастей для SSJ-100 приводит к задержкам и удорожанию логистики. А отсутствие документации на иностранное оборудование (которое имеется у Boeing и Airbus) вынуждает перегонять SSJ-100 за рубеж для регулярного обслуживания. В итоге затраты на обслуживание полностью перекрывают выгоду от более низкой стартовой цены», – отмечает Исаев. Поэтому ничего удивительного, что вместо SSJ-100 в России большей популярностью пользуется А319. 

Что касается Ту-204 и МС-21, то по своей классификации они являются прямыми конкурентами А321. Стоимость Ту-204 – 40 млн долларов, что в несколько раз дешевле А321 или B737. Однако спросом они не пользуются.

«Проблема российских самолетов в обслуживании. Модели Ту-204 уже около 20 лет. Однако ресурсные испытания Ту-204 все еще не завершены. В итоге процедуры ТО до конца еще не расписаны и формы (чеки) не отработаны, что приводит к длительному сроку технического обслуживания. По факту самолеты Ту-204 вдвое больше времени проводят на земле, чем в воздухе, а это для авиаперевозчика крайне невыгодно. Огромные проблемы вызывает ремонт машин, который может затянуться на несколько месяцев. Есть нарекания и в целом по множеству технических недоработок российского самолета», – рассказывает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. 

Ту-204 уже морально устарел и не блещет надежностью. «Череда аварий отбила у многих желание связываться с этой моделью», – говорит Исаев. 

МС-21 – это уже современный самолет, но его пока Россия только делает. «Я думаю, что еще два–три надо будет подождать его появления, потом надо наладить серийное производство. Быстро он не появится на коммерческом рынке», – отмечает Гусаров. 

Вот когда в России появится собственный аналог А321, тогда правительство должно будет предпринять шаги по продвижению отечественного МС-21, чтобы перевозчикам было выгодно переходить на него, замещая подержанные Boeing и Airbus такого класса. Традиционные меры – это повышение пошлин на подержанные иностранные лайнеры, а также субсидирование лизинга отечественных аналогов.

Начать дискуссию

ОСАГО

Как страховые компании манипулируют с ОСАГО + каско

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова выявила недобросовестные практики по смешиванию договоров ОСАГО и каско.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтеры обсуждают «отмазки» от ведения кадров и воинского учета. 👩‍💼«Ночной бухгалтер» № 1681

Бухгалтерам нередко навязывают дополнительные обязанности, вроде ведения воинского учета. Клиенты и руководители понимают только слово «учет» и не вникают в специфику. Как отказаться от ненужных забот или... подзаработать на этом.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Акции «Яндекса» начнут продаваться на Мосбирже с 10 июля

Ценные бумаги МКПАО «Яндекс» допустят к торгам с 8 июля, а 10 июля Мосбиржа проведет делистинг акций нидерландской компании Yandex N.V.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Неожиданно: отпуск может официально длиться несколько часов

Роструд разъяснил возможность предоставления по ТК отпуска без сохранения заработной платы на несколько часов.

Кадры

Названы регионы — лидеры по числу сезонных вакансий

Весной работодатели разместили более 14 тысяч различных предложений трудоустройства и вакансий с сезонной занятостью на портале «Работа России».

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании

После отчётной кампании проверяющие могут потребовать дать пояснение. У них могут появиться любые вопросы, и, возможно, на них придётся отвечать. А от ответов будет зависеть исход отчётного периода. Разбираемся на практике и примерах, как составлять пояснения.

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Антон Силуанов остался министром финансов

Силуанов возглавляет Минфин с 16 декабря 2011 года.

ОСАГО

Автоюристам могут сократить поле для деятельности

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова на конференции «Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании» предложила меры по снижению случаев вовлечения автоюристов в урегулирование споров по ОСАГО.

НДФЛ

Стало известно, когда налоговые вычеты станут автоматическими

Для получения вычетов по НДФЛ больше не понадобится собирать справки и другие подтверждающие документы. Налоговая с 2026 года сама рассчитает размер вычета и автоматически переведет нужную сумму.

⚡️ Итоги дня: Вышла новая версия нейросети GPT-4o, депутаты подрались в парламенте Грузии, а Почта России быстрее отправляет посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 14 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Счетная палата: компании задолжали больше 30 млрд рублей по земельному налогу

Главной проблемой для аудиторов стали земельные участки, которые принадлежат фирмам, исключенным из ЕГРЮЛ.

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли

Международный деловой центр «Москва-Сити», расположенный на Пресненской набережной, объединяет в себе зоны отдыха и деловой активности, и именно здесь расположено большинство офисов, в которых можно обменять крипту на наличные, и наоборот.

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Трудовые отношения

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

При приеме на работу все существенные условия, на которых человек будет трудиться, указывают в трудовом договоре. В процессе работы может возникнуть необходимость их изменить. Разберем, какие условия можно скорректировать, как корректно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

Госдума готовит закон о маркировке контента от нейросетей

Изображения, тексты, аудио и видео, созданные искусственным интеллектом, могут ввести пользователей в заблуждение. Поэтому депутаты предложили маркировать сгенерированный контент. А если он будет распространяться без маркировки, то материалы заблокируют.

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно

Раньше выпустить квалифицированную электронную подпись удаленно могли только те, у кого был действующий сертификат ЭП. Теперь такая услуга стала доступна новым пользователям — подтвердить свою личность удаленно можно с помощью государственной Единой биометрической системы (ЕБС).

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно
Зарплата

В 2025 году бюджетникам будут платить по-новому. Минтруд запустит пилотный проект

Чтобы фиксированные выплаты бюджетникам были не ниже МРОТ, Минтруд запустит пилотный проект с новой системой оплаты труда. В первую очередь изменения затронут работников из сферы образования и здравоохранения.

Как работодателю законно отказаться от обучения по охране труда

Абсолютно все работодатели обязаны организовать и провести обучение своих работников по охране труда. Это реализуется посредством внутреннего и внешнего обучения, инструктажей нескольких видов и стажировки на рабочем месте.

Как работодателю законно отказаться 
от обучения по охране труда
Интернет и IT

💡 Большинство компаний из электронной коммерции пользуются искусственным интеллектом. Но не все технологии приживутся, говорит эксперт

Представители сферы e-commerce инвестируют в новые технологии на базе искусственного интеллекта примерно 5% бюджета.

Цифра дня. Про мотивацию

Самым эффективным способом мотивации сотрудников работодатели считают регулярный пересмотр зарплаты.

Цифра дня. Про мотивацию

Интересные материалы

Над чем будет работать Минтруд ближайшие 6 лет: программа

Антон Котяков выступил перед депутатами Госдумы и представил программу работы Минтруда на ближайшие 6 лет, до 2030 года.