Бюджетный учет

Оценка качества государственных услуг и расчет нормативов в учреждениях культуры: основные подходы

Бюджетные учреждения сферы культуры наряду с медицинскими и образова­тельными в наибольшей степени подвергаются реформированию с вступлени­ем в силу с 1 января 2011 года Закона № 83-ФЗ, поскольку большую часть своих услуг они оказывают за плату. Их деятельность как нельзя лучше вписывается в систему бюджетного планирования на основе государственного задания.

Источник: журнал «Финансовый справочник бюджетной организации», № 3-2011

Бюджетные учреждения сферы культуры наряду с медицинскими и образова­тельными в наибольшей степени подвергаются реформированию с вступлени­ем в силу с 1 января 2011 года Закона № 83-ФЗ, поскольку большую часть своих услуг они оказывают за плату. Их деятельность как нельзя лучше вписывается в систему бюджетного планирования на основе государственного задания.

Одна­ко на данном этапе много трудностей возникает при определении сущности ока­зываемых услуг, показателей их объема и качества, при расчете нормативов за­трат на единицу услуги. В данной статье приведены основные подходы, которыми нужно руководствоваться учреждениям культуры в ходе проведения этой рабо­ты, в конечном итоге от ее результатов будет зависеть размер финансового обес­печения для выполнения государственного (муниципального) задания.

Базовый перечень государственных услуг (работ)

Базовый перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере культуры, искусства, архивного дела, историко-культурного наследия, утвержден приказом Минкультуры России от 25.10.2010 № 659 (далее — Базовый перечень услуг).

Для театров, концертных организаций, филармоний, цирковых ор­ганизаций, организаций в сфере народного творчества выделяются два вида госуслуг:

·         создание и показ спектаклей, концертных, цирковых и иных зре­лищных программ;

·         проведение тематических фестивалей, выставок, конкурсов и т. п. Деятельность библиотек подразделяется на следующие виды:

·         работа по формированию и учету фондов библиотек;

·         работа по библиографической обработке документов;

·         работа по организации каталогов;

·         работа по обеспечению физического сохранения и безопасности фонда библиотеки;

·         услуга по осуществлению библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей.

Деятельность музеев предлагается разделять на работу по хранению, изучению и обеспечению сохранности предметов Музейного фонда Рос­сийской Федерации и публичный показ музейных коллекций и предметов.

В деятельности государственных архивов предлагается выделять:

§  работу по обеспечению сохранности и учету архивных документов;

§  работу по комплектованию архивными документами;

§  работу по созданию справочно-поисковых систем к архивным до­кументам;

§  государственную услугу по предоставлению архивных документов.

Показатели объема и качества государственных услуг

Основные требования к процедурам оказания государственных услуг, а также методы оценки их качества в учреждениях культуры со­держатся в следующих нормативных правовых актах:

·         Основы законодательства Российской Федерации о культуре

·         от 09.10.1992 № 3612-1;

·         Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле";

·         Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О Музейном фонде

·         Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";

·         Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культур­ного наследия (памятниках истории и культуры) народов Россий­ской Федерации";

·         Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Кроме того, на уровне субъектов РФ* разработаны стандарты каче­ства оказаниях государственных услуг в области культуры. Все указанные нормативные правовые акты содержат определенные подходы к оценке деятельности государственных учреждений культуры в ча­сти оказания госуслуг. Обобщив эти подходы, можно выделить опти­мальные показатели объема и качества оказания госуслуг, которые ре­комендуется использовать в проектах государственных заданий.

Рекомендуемые показатели объема и качества государственных услуг в области культуры

Показатели оказания государственных услуг

Показатели объема

Показатели качества

Наименование

Ед. изм.

Наименование

Ед. изм.

Количество посетителей или

изменение численности посетите­лей по сравнению с предыдущим годом

Чел.

%

Охват населения услугами учрежде­ний культуры (процент посетителей от общей численности жителей обслуживаемой территории)

%

Количество культурно-досуговых мероприятий, проведенных учре­ждением культуры за год

Ед.

Доля культурно-досуговых ме­роприятий, рассчитанных на обслуживание менее защищен­ных социально-возрастных групп (детей и подростков, пенсионеров, инвалидов и т. п.), от общего числа проводимых мероприятий

%

Посещаемость мероприятий, про­веденных учреждением культуры

Количество посетите­лей/1 тыс. жителей

Доля новых форм культурного обслуживания посетителей в об­щем количестве предоставляемых профильных услуг

%

Количество бесплатных культур­но-досуговых мероприятий из расчета на одного специалиста

Ед.

Обновление репертуара, экспози­ций

Кроме того, для определенных видов учреждений культуры можно выделить специфические требования и показатели качества оказания госуслуг:

·         для библиотек — отношение объема электронного каталога к обще­му количеству книжного фонда (%), книгообеспеченность (сред­нее количество книг, приходящихся на одного пользователя, ед.), доля специализированных изданий для слепых в общем фонде (%);

·         для музеев — процент ежегодно экспонируемых музейных предме­тов и музейных коллекций; процент музейных предметов, внесен­ных в электронный каталог; доля музейных предметов, требующих реставрации;

·         для театров — средняя посещаемость мероприятий во время гастро­лей (чел.), интенсивность обновления репертуара (новые поста­новки, ед.); наполняемость основного зала на стационаре в сред­нем на 1 спектакль (%);

·         для госархивов — средний срок исполнения заказа на выдачу доку­мента, рассчитываемый ежемесячно по данным бланков (дн.).

Расчет нормативов затрат на оказание государственных услуг (работ)

При решении вопроса об отнесении госучреждения культуры к тому или иному типу — бюджетному, автономному или казенному — используются следующие критерии:

·   доходы от уставной и предпринимательской деятельности, тыс. руб.;

·   среднее число посетителей на одном платном мероприятии, чел.;

·   удельный вес бюджетного финансового обеспечения деятельности учреждения культуры за год, %;

·   средняя зарплата работника культурно-досугового учреждения (руб. в месяц) и ее уровень по сравнению со среднемесячной зара­ботной платой в отрасли, %.

Объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания может быть изменен в течение срока его выполнения в случае изменения объема затрат, связанных с оказанием услуг, количества их потребителей или расходов на со­держание особо ценного движимого имущества государственного учреждения.

Суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения зада­ния, не использованные госучреждением в текущем финансовом году в связи с недовыполнением государственного задания, связанным в т. ч. с намеренным завышением количества потребителей госуслуг, подлежат возврату в бюджет в соответствии с действующим законода­тельством.

Большинство услуг в сфере культуры оказывается за плату через входные билеты (музеи, театры, выставочные центры, зоопарки, цир­ки и т. д.). Общая методология расчета затрат на оказание таких услуг предложена в приказе Минфина России от 30.08.2010 № 423 "Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (вы­полнение работ), относящихся к основным видам деятельности госу­дарственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Мини­стерства финансов Российской Федерации, для граждан и юридиче­ских лиц".

Особенности расчетов нормативов затрат на оказание государ­ственных (муниципальных) услуг в учреждениях культуры связаны с необходимостью использования положений ряда отраслевых актов.

·         Нормативные затраты на комплектование библиотечных фондов.

·         Затраты на приобретение и изготовление декораций, оборудования, по­шив костюмов, репетиционно-постановочные услуги.

·         Нормативные затраты на организацию и проведение культурно-про­светительных мероприятий в государственных музеях.

Начать дискуссию

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Малый и средний бизнес вправе применять льготные тарифы для исчисления страховых взносов. Как рассчитать размер страховых взносов в 2024 году для малого и среднего предпринимательства, тарифы, сроки уплаты — обо всем расскажем подробнее.

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

💥Обзор новостей: разработали вакцину от рака, «Мир» заработает в Египте, мужчины получают больше женщин на 27%

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13
Лучшие спикеры, новый каждый день

Производители начнут маркировать икру с 1 мая

Икра осетровых и лососевых рыб будет подлежать обязательной маркировке. Покупатели смогут проверить происхождение продукта в системе «Честный ЗНАК».

Правильный онбординг новых сотрудников

Рассказываем, как правильно адаптировать новых сотрудников, как нормальный онбординг влияет на текучку и какие лайфхаки помогут сэкономить ресурсы компании на этом процессе.

1

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»

Разбираем, как гибридный формат работы влияет на функционирование компании.

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Пенсии

Юбилярам выплатят повышенную пенсию

Пенсионеры, которым исполнилось 80 лет, а также инвалиды первой группы получат доплату в размере 100% фиксированной части пенсии.

Банки

С 1 мая между своими банковскими счетами можно переводить без комиссии и до 30 млн рублей

Отправить деньги на свой счет в другие банки можно без комиссий. Также кредитным организациям запрещено ограничивать размер и число переводов в пределах 30 млн рублей.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Простая электронная подпись (ПЭП) — удобный и доступный инструмент, который позволяет придавать юридическую силу электронным документам, экономить время и ресурсы на бумажной волоките. Разберемся, что такое ПЭП, как ее получить и использовать, а также поговорим о преимуществах и перспективах развития этой технологии.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на май, ведь что? Ведь дивидендный сезон в самом разгаре, вот что. Компании объявляют и выплачивают годовые дивы за весь 2023 год, а также некоторые компании платят за первый квартал 2024.

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть

​Налоговая оговорка. Оговорка не приговорка (каламбур)

Нас уже несколько раз просили разобрать вопрос налоговой оговорки.

​По ту сторону судебного процесса: история одного дела

Как известно нашим уважаемым подписчикам, на канале мы регулярно приводим обзоры наиболее интересных дел, выводы по которым могут быть полезными налогоплательщикам. Однако, гораздо больше сил и времени наши консультанты тратят на непосредственное участие в самих судебных процессах.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

А как у них? Налогообложение в Катаре

Сегодня поговорим о Катаре – стратегическом партнере России на ближнем востоке. Государство, которое занимает третье в мире место по запасам природного газа, но у которой ограниченный ресурс в агропромышленной сфере из-за суровых условий региона местоположения.

С 1 мая в России переводы между своими счетами в разных банках станут бесплатными

Сейчас на переводы себе и другим людям действует общий лимит СБП — 100 тысяч рублей в месяц.

«Тинькофф Инвестиции»: 3 мая завершается прием заявок на обмен заблокированных иностранных активов

«Тинькофф Инвестиции» опубликовали инструкцию по обмену заблокированных иностранных активов для своих клиентов в Telegram-канале.

С 29 апреля — новая форма уведомления в налоговую о невозможности подачи документов в срок

ФНС утвердила новые форму и формат уведомления в налоговую о невозможности представления в установленные сроки документов и информации в электронной форме.

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Нет тела — нет дела! Или нет документа — нет уголовного дела!

Мнение адвоката о защите по экономическим преступлениям и спорам.

Интересные материалы

Общество

Туристы получили больше гарантий

С 1 мая 2024 года существенно выросла сумма финансового обеспечения ответственности туроператоров перед туристами.