Где регистрироваться столичным рекламщикам

Чиновники никак не могут определиться, нужно ли рекламным фирмам, переведенным на ЕНВД, вставать на учет в каждой налоговой инспекции, на территории которой они размещают рекламу. За последнее время вышло несколько официальных разъяснений, противоречащих друг другу. За разрешением противоречий мы обратились к чиновникам Минфина и ФНС, налоговикам столицы, а также к юристам.

Чиновники никак не могут определиться, нужно ли рекламным фирмам, переведенным на ЕНВД, вставать на учет в каждой налоговой инспекции, на территории которой они размещают рекламу. За последнее время вышло несколько официальных разъяснений, противоречащих друг другу. За разрешением противоречий мы обратились к чиновникам Минфина и ФНС, налоговикам столицы, а также к юристам.

Московское УФНС против повторной регистрации

Недавно УФНС России по г. Москве выпустило письмо (от 12 апреля 2005 г. № 14-06/23979), в котором чиновники разрешили фирмам и предпринимателям не регистрироваться в каждой инспекции, на территории которой у них размещена наружная реклама (текст письма опубликован в этом номере на стр. 35). Но московские рекламщики все равно нервничают - ведь у федеральных властей мнение противоположное, да и столичные налоговики за последние полгода несколько раз меняли свое видение этой проблемы.

Сначала работники столичного УФНС в письме от 14 декабря 2004 г. № 21-14/81624 указали, что московские рекламные агентства должны регистрироваться как "вмененщики" только по местонахождению фирмы. Если же наружную рекламу распространяет ПБОЮЛ, то встать на учет ему нужно там, где он прописан. Такой порядок должен применяться даже в том случае, если наружную рекламу фирмы или предприниматели размещают в разных районах Москвы.

Чуть позже появились совместные рекомендации Минфина и ФНС России: рекламщики все же должны регистрироваться по каждому месту распространения наружной рекламы (письма ФНС России от 20 января 2005 г. № ШС-6-09/35@ и Минфина России от 27 декабря 2004 г. № 03-06-05-02/25). Эти документы были разосланы налоговой службой по нижестоящим органам для использования в работе.

Естественно, после этого в столичном УФНС поняли, что поторопились с выводами, и поспешили отменить свои прежние указания. Московские налоговики предписали руководствоваться рекомендациями федерального начальства (письмо от 11 февраля 2005 г. № 14-06/08370).

Но солидарность в строю госслужащих продержалась недолго - к счастью. В письме от 12 апреля 2005 г. № 14-06/23979 специалисты УФНС России по г. Москве вновь наперекор позиции федеральных ведомств разрешили рекламщикам не вставать на учет во всех налоговых инспекциях столицы, где они ведут свою деятельность.

Нужно сказать, что закон на стороне московских налоговиков. Требование о постановке на учет в налоговых органах прописано в пункте 2 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что "вмененщик" должен зарегистрироваться в том субъекте Российской Федерации, где он ведет свою деятельность. Для этого нужно обратиться с заявлением в налоговые органы этого субъекта. Про округа и районы в Налоговом кодексе РФ пока ничего не сказано.

В инспекциях "чужих" рекламщиков не регистрируют

Чтобы выяснить, есть ли единодушие в рядах рядовых налоговиков, мы решили поговорить с чиновниками разных столичных инспекций. Учитывая разлад в вышестоящих структурах, немудрено, что в инспекциях ответы нам дали самые разные.

Так, в ИФНС № 28 сообщили, что если фирма разместила щит или другой рекламный объект, то ей придется зарегистрироваться в ИФНС, на территории которой оказалась реклама. Поэтому, как говорят чиновники, лучше не ждать проверок, а встать на учет и платить единый налог с таких объектов в каждой инспекции (то есть рассчитывать ЕНВД по каждому рекламному объекту). Однако, как оказалось, о письме УФНС России № 14-06/23979 инспекторы пока ничего не знают.

У инспекторов ИФНС № 31 противоположная точка зрения. В информационных листах, висящих на стенде в инспекции, чиновники приводят следующие объяснения. Если рекламные объекты расположены в Москве, то и сам рекламщик должен зарегистрироваться в столице, причем только один раз - по местонахождению фирмы или по месту жительства (для предпринимателя).

В ИФНС № 30 вообще затруднились ответить. Нововведений, мол, сейчас много, поэтому лучше напишите письмо на имя руководителя инспекции.

А вот в ИФНС № 13 уже скопилось большое количество заявлений от рекламщиков, у которых размещены щиты или вывески на ее территории, с просьбой о постановке на учет. Однако сотрудники инспекции вовремя получили разъяснения столичного УФНС (письмо № 14-06/23979), поэтому советуют фирмам и предпринимателям заявления забрать - ставить на учет по ним не будут.

Но во всех перечисленных инспекциях, а также в ИФНС № 19 и № 24, куда мы тоже обращались, несмотря на разность мнений, чиновники ведут себя одинаково осмотрительно. С нового года они не зарегистрировали "повторно" ни одно агентство или предпринимателя, чьи рекламные объекты были расположены на территории подведомственной им инспекции.

С регистрацией можно не торопиться

Фирме или предпринимателю, занимающимся размещением рекламы, можно посоветовать не спешить вставать на учет в каждой налоговой инспекции, где размещены его рекламные щиты и стенды. Ведь прямо законодательство делать это не обязывает. К тому же в случае спора всегда можно сослаться на разъяснения столичных налоговиков в письме № 14-06/23979. Для пущей уверенности можно последовать совету налоговиков ИФНС № 30 и обратиться за разъяснениями в инспекцию по местонахождению рекламных объектов. Ведь, согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 111), официальные разъяснения освобождают налогоплательщика от ответственности.

Добавим, что и в самом Минфине России не все специалисты согласны с повсеместной регистрацией рекламщиков. Ведь чиновники Министерства финансов, выпустившие письмо № 03-06-05-02/25, несколько поторопили события. Так, грядущие в 2006 году изменения в порядок регистрации (о них читайте ниже), минфиновцы незаконно распространили на 2005 год. Причем было почему-то решено, что большинство "вмененщиков" все равно регистрировались везде, где вели деятельность. Однако оказалось, что это далеко не так. Конечно, такое вольное применение законодательства недопустимо.

Комментирует начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина России
Алексей Валентинович СОРОКИН
:

- Из положений пункта 2 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ следует, что применяются они в 2005 году к тем "вмененщикам", которые состоят на налоговом учете в одном субъекте РФ, а осуществляют свою деятельность в другом, где введен ЕНВД. Например, фирма зарегистрирована в Москве, а помимо столицы рекламные щиты этой фирмы установлены еще и в Ярославской области. В таком случае нужно дополнительно встать на учет в одной из инспекций этой области.

Столичным фирмам или предпринимателям повторно вставать на учет в разных инспекциях Москвы не нужно. Они уже регистрировались в своей ИФНС на основании пункта 3 статьи 83 Налогового кодекса РФ, а этого достаточно. Ведь, когда деятельность ведется в разных городах (районах города) одного субъекта РФ, вставать на учет везде, где работает "вмененщик", законодательство не требует.

Эта позиция не раз была поддержана судьями. В качестве примера можно привести постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 марта 2004 г. № А19-19656/03-33-Ф02-597/04-С1 и ФАС Уральского округа от 8 апреля 2004 г. № Ф09-1336/04-АК. В Московском округе пока такой практики нет.

В следующем году москвичей защитит закон

С 1 января 2006 года вступит в силу Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ, который внесет существенные изменения в главу 26.3 Налогового кодекса РФ. Суть их сводится к тому, что "вмененный" налог будут устанавливать не субъекты РФ, как сейчас, а органы муниципальных районов и городских округов. Соответственно "вмененщикам" придется регистрироваться в каждом округе, районе, где они ведут деятельность, ведь порядок расчета и коэффициенты будут везде разные.

Однако для Москвы и Санкт-Петербурга сделано исключение. Здесь единый налог будет вводиться законами этих городов. Так, если столичные фирмы или предприниматели размещают рекламу только в Москве, то новшества с регистрацией их не коснутся. Вставать на учет во всех инспекциях, на территории которых ведется бизнес, не придется. Ведь 90 процентов налога по муниципалитетам не распределяются, а платятся полностью в бюджет Москвы, остальные 10 - во внебюджетные фонды (об этом говорится в статье 146 Бюджетного кодекса РФ). А потому и регистрироваться во всех инспекциях нет необходимости. Это нужно сделать в одной, туда же надо сдавать отчетность.

Комментирует партнер группы компаний "Беседин, Аваков, Тарасов и партнеры"
Дмитрий Алексеевич ТАРАСОВ:

- Прежде всего нужно сказать, что любой налогоплательщик должен руководствоваться только Налоговым кодексом РФ. Письма налоговой службы и Минфина не носят нормативного характера. Из действующей сейчас редакции статьи 346.28 Налогового кодекса РФ следует однозначный вывод - плательщику ЕНВД достаточно встать на учет только в одной инспекции субъекта РФ, в котором он осуществляет свою деятельность.

Что же касается будущей редакции главы 26.3 Налогового кодекса РФ, то она действительно содержит требование о постановке на учет в каждом муниципальном районе и городском округе, где ведется деятельность, облагаемая ЕНВД.

Однако для Москвы и Санкт-Петербурга сделано исключение - зарегистрироваться обязаны лишь те "вмененщики", которые не состоят на учете в налоговых органах этих городов. Таким образом, налогоплательщику достаточно быть зарегистрированным только в одной инспекции на территории г. Москвы. И никакие дополнительные приказы и письма не смогут изменить этот порядок.

С Подмосковьем будут проблемы?

Возможно, усложнятся правила регистрации для тех московских фирм и предпринимателей, которые размещают рекламу не только в столице, но и, к примеру, в Подмосковье. Напомним, что сейчас в Московской области вообще не предусмотрен единый налог для рекламной деятельности. Но если с будущего года областные города и муниципальные районы Московской области введут на своей территории ЕНВД для услуг по размещению рекламы, то регистрироваться рекламщикам придется в каждой инспекции, на территории которой расположены их рекламные объекты. В те же инспекции придется сдавать декларации.

Получается, что рекламным агентствам придется отслеживать законотворчество каждого муниципального района или городского округа, на территории которых ведется бизнес. Несмотря на то что новшества нужно будет применять только с 1 января 2006 года, отследить изменения лучше заранее. Ведь для подачи заявления о постановке на учет отводится лишь пять рабочих дней (п. 2 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ). А ознакомиться за этот срок с нормативными актами местных органов власти успеют далеко не все.

В свою очередь мы обязательно будем отслеживать такие документы и сообщать о новых требованиях на страницах "Спутника Главбуха".

Начать дискуссию

ОСАГО

Как страховые компании манипулируют с ОСАГО + каско

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова выявила недобросовестные практики по смешиванию договоров ОСАГО и каско.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтеры обсуждают «отмазки» от ведения кадров и воинского учета. 👩‍💼«Ночной бухгалтер» № 1681

Бухгалтерам нередко навязывают дополнительные обязанности, вроде ведения воинского учета. Клиенты и руководители понимают только слово «учет» и не вникают в специфику. Как отказаться от ненужных забот или... подзаработать на этом.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Акции «Яндекса» начнут продаваться на Мосбирже с 10 июля

Ценные бумаги МКПАО «Яндекс» допустят к торгам с 8 июля, а 10 июля Мосбиржа проведет делистинг акций нидерландской компании Yandex N.V.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Неожиданно: отпуск может официально длиться несколько часов

Роструд разъяснил возможность предоставления по ТК отпуска без сохранения заработной платы на несколько часов.

Кадры

Названы регионы — лидеры по числу сезонных вакансий

Весной работодатели разместили более 14 тысяч различных предложений трудоустройства и вакансий с сезонной занятостью на портале «Работа России».

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании

После отчётной кампании проверяющие могут потребовать дать пояснение. У них могут появиться любые вопросы, и, возможно, на них придётся отвечать. А от ответов будет зависеть исход отчётного периода. Разбираемся на практике и примерах, как составлять пояснения.

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Антон Силуанов остался министром финансов

Силуанов возглавляет Минфин с 16 декабря 2011 года.

ОСАГО

Автоюристам могут сократить поле для деятельности

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова на конференции «Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании» предложила меры по снижению случаев вовлечения автоюристов в урегулирование споров по ОСАГО.

НДФЛ

Стало известно, когда налоговые вычеты станут автоматическими

Для получения вычетов по НДФЛ больше не понадобится собирать справки и другие подтверждающие документы. Налоговая с 2026 года сама рассчитает размер вычета и автоматически переведет нужную сумму.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Вышла новая версия нейросети GPT-4o, депутаты подрались в парламенте Грузии, а Почта России быстрее отправляет посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 14 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Счетная палата: компании задолжали больше 30 млрд рублей по земельному налогу

Главной проблемой для аудиторов стали земельные участки, которые принадлежат фирмам, исключенным из ЕГРЮЛ.

Криптовалюта

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли

Международный деловой центр «Москва-Сити», расположенный на Пресненской набережной, объединяет в себе зоны отдыха и деловой активности, и именно здесь расположено большинство офисов, в которых можно обменять крипту на наличные, и наоборот.

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Трудовые отношения

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

При приеме на работу все существенные условия, на которых человек будет трудиться, указывают в трудовом договоре. В процессе работы может возникнуть необходимость их изменить. Разберем, какие условия можно скорректировать, как корректно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

Госдума готовит закон о маркировке контента от нейросетей

Изображения, тексты, аудио и видео, созданные искусственным интеллектом, могут ввести пользователей в заблуждение. Поэтому депутаты предложили маркировать сгенерированный контент. А если он будет распространяться без маркировки, то материалы заблокируют.

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно

Раньше выпустить квалифицированную электронную подпись удаленно могли только те, у кого был действующий сертификат ЭП. Теперь такая услуга стала доступна новым пользователям — подтвердить свою личность удаленно можно с помощью государственной Единой биометрической системы (ЕБС).

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно
Зарплата

В 2025 году бюджетникам будут платить по-новому. Минтруд запустит пилотный проект

Чтобы фиксированные выплаты бюджетникам были не ниже МРОТ, Минтруд запустит пилотный проект с новой системой оплаты труда. В первую очередь изменения затронут работников из сферы образования и здравоохранения.

Как работодателю законно отказаться от обучения по охране труда

Абсолютно все работодатели обязаны организовать и провести обучение своих работников по охране труда. Это реализуется посредством внутреннего и внешнего обучения, инструктажей нескольких видов и стажировки на рабочем месте.

Как работодателю законно отказаться 
от обучения по охране труда
Интернет и IT

💡 Большинство компаний из электронной коммерции пользуются искусственным интеллектом. Но не все технологии приживутся, говорит эксперт

Представители сферы e-commerce инвестируют в новые технологии на базе искусственного интеллекта примерно 5% бюджета.

Цифра дня. Про мотивацию

Самым эффективным способом мотивации сотрудников работодатели считают регулярный пересмотр зарплаты.

Цифра дня. Про мотивацию

Интересные материалы

Над чем будет работать Минтруд ближайшие 6 лет: программа

Антон Котяков выступил перед депутатами Госдумы и представил программу работы Минтруда на ближайшие 6 лет, до 2030 года.