Экологические платежи

Природоохранное законодательство продолжает изменяться

Законодательство об охране окружающей среды совершенствуется – очередные поправки внесены сразу в несколько законов и касаются порядка исчисления и сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и отчетности по ней, норм в области обращения с отходами производства и потребления, экологического сбора. Большинство поправок вступили в силу с 1 января этого года. Подробнее о важных изменениях для природопользователей рассказывают в комментарии эксперты 1С.
Природоохранное законодательство продолжает изменяться
Фото Бориса Мальцева, Кублог
Законодательство об охране окружающей среды совершенствуется – очередные поправки внесены сразу в несколько законов и касаются порядка исчисления и сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и отчетности по ней, норм в области обращения с отходами производства и потребления, экологического сбора. Большинство поправок вступили в силу с 1 января этого года. Подробнее о важных изменениях для природопользователей рассказывают в комментарии эксперты 1С.

Законодательство о негативном воздействии на окружающую среду претерпело значительные изменения. Многочисленные поправки были предусмотрены Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ (далее – Закон № 219-ФЗ). Сроки вступления в силу новых норм разные (вплоть до 2020 года). Часть из них действует уже с 1 января этого года*.

Однако законодательство в этой сфере продолжает меняться. И очередные новшества внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ (далее – Закон № 404-ФЗ). Прокомментируем значимые поправки, которые касаются большинства хозяйствующих субъектов.

Платить нужно только за выбросы стационарными источниками

Виды негативного воздействия, за которое нужно вносить плату, перечислены в статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ).

К ним относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом обновленной редакцией Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что плата вносится, только если такие выбросы происходят от стационарных источников.

До 01.01.2016 обязанность перечислять плату за негативное воздействие возникала и в случае выбросов от передвижных источников (транспортных средств) (ст. 7 Закона № 7-ФЗ в прежней редакции).

Заметим, что в 2015 году была неясность в применении данной нормы. Дело в том, что поправки об исключении передвижных источников из объекта внесения платы были добавлены Законом № 219-ФЗ в два нормативных акта – Закон № 7-ФЗ и Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Однако эти поправки вступили в силу в разное время:

  • поправки в Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ действуют с 01.01.2015 (п. 13 ст. 5, п. 1 ст. 12 Закона № 219-ФЗ);
  • поправки в Закон № 7-ФЗ начали действовать только с 01.01.2016 (п. 8 ст. 1, п. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

Из-за возникшего противоречия Минприроды выпустило ряд писем, в которых пояснило, что организации и предприниматели вправе не вносить плату за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников (транспортных средств) уже с 01.01.2015. 

Уточнены нормы об отходах 

Наряду с выбросами в атмосферный воздух еще одним видом негативного воздействия является размещение отходов производства и потребления. С 01.01.2016 новой редакцией статьи 16 Закона № 7-ФЗ уточнено, что под этим понимается их хранение и захоронение.

Чтобы расшифровать данные понятия, обратимся к Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ). В него также внесен ряд изменений, вступивших в силу 1 января этого года (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ, далее – Закон № 458-ФЗ).

Так, согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ:

  • хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем на 11 месяцев в целях их утилизации, обезвреживания, захоронения;
  • захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах для предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

При этом складирование отходов в специально оборудованных местах сроком до 11 месяцев является их накоплением (ст. 1 Закона № 89-ФЗ). Исходя из того, что плату за размещение отходов нужно вносить только при хранении либо захоронении отходов, при таком временном складировании обязанности по перечислению платы не возникает.

Поскольку данные нормы являются новшеством, пока сложно предугадать, как они будут применяться на практике, каким образом организация или предприниматель подтвердят срок хранения отходов (менее или свыше 11 месяцев)?

Также статьей 23 Закона № 89-ФЗ (в редакции Закона № 458-ФЗ) теперь прямо установлено, что вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов, далее — ТКО) должны организации и предприниматели (ИП), в процессе деятельности которых образуются отходы (п. 2 ст. 23 Закона № 89-ФЗ).

Ранее такое уточнение отсутствовало в законе. Поэтому вопрос, на кого возлагается обязанность по внесению платы «за мусор», решался неоднозначно.

Так, в последнее время органы Росприроднадзора (с учетом сложившейся арбитражной практики) утверждали, что это должны делать собственники отходов. А это:

  • либо собственники сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов и товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались;
  • либо третьи лица, которые приобрели у собственников право на такие отходы и с которыми заключен договор о конечном размещении отходов (например, полигон).

В процессе хозяйственной деятельности у организаций и предпринимателей, как правило, образуется в основном бытовой мусор (отходы бумаги, картона т. п.).

С 01.01.2016 на основании пункта 5 статьи 23 Закона № 89-ФЗ плательщиками за негативное воздействие при размещении ТКО признаются операторы (в т. ч. региональные) по обращению с такими отходами. Исходя из определения ТКО в статье 1 Закона № 89-ФЗ, полагаем, что к ним относится как раз бытовой мусор. Следовательно, вносить плату за его размещение обязаны специализированные компании (или ИП), которым присвоен статус оператора по обращению с ТКО.

Подытожив, сделаем следующий вывод. Если в ходе хозяйственной деятельности организации или предпринимателя образуются отходы, не относящиеся к ТКО, вносить плату за негативное воздействие обязаны именно такие лица. Однако для этого должно выполняться следующее требование – организация (ИП) осуществляет складирование отходов на срок более 11 месяцев в спецобъектах или размещает их в спецхранилищах.

Если же образуется бытовой мусор (твердые коммунальные отходы), обязаны вносить плату операторы по обращению с таким видом отходов.

Конкретизирован порядок уменьшения исчисленной суммы платы

С 01.01.2016 рассчитанную сумму платы за негативное воздействие можно уменьшить на те затраты, которые организация (предприниматель) произвела, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду (п. 11 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ, абз. 31 п. 9 ст. 1, ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ). 

К примеру, это могут быть расходы на реконструкцию систем канализации, на установку оборудования по обезвреживанию отходов производства и потребления или систем по контролю за составом и массой сточных вод (п. 4 ст. 17 Закона № 7-ФЗ).

Законом № 404-ФЗ уточнено, что такие расходы вычитаются из суммы платы раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (пп. «г» п. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 10 Закона № 404-ФЗ).

Это связано с тем, что платежная база (то есть объем или масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ или размещенных отходов) для целей расчета платы также определяется в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ).

Новые сроки внесения платы за негативное воздействие

С 1 января этого года начали действовать нормы о новых сроках внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые были предусмотрены принятым еще в 2014 году Законом № 219-ФЗ (п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ). 

Так, в настоящее время отчетным периодом для перечисления платы является календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). По итогам года платеж нужно уплатить не позднее 1 марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Ранее порядок внесения платы не был прописан в Законе № 7-ФЗ, а регулировался положениями приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 (далее – Приказ № 557). Согласно пунктам 1, 2 Приказа № 557 отчетным периодом признавался квартал, а плату требовалось вносить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Росприроднадзор в письме от 04.12.2015 № АС-06-01-36/21588 отметил следующее: поскольку до 2016 года плата перечислялась ежеквартально, а с 01.01.2016 года должна уплачиваться ежегодно, между тем в законодательстве не предусмотрены переходные положения в отношении платы за IV квартал 2015 года, данный платеж правомерно уплатить до 1 марта этого года (то есть с учетом новых норм). 

Получается, что плату за 2016 год нужно перечислить в срок до 01.03.2017.

Закон № 404-ФЗ дополнил норму о порядке внесения платы. Теперь лица, которые вносят плату за негативное воздействие, должны ежеквартально (кроме IV квартала) дополнительно перечислять авансовые платежи. Срок для внесения авансового платежа – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Платеж рассчитывается по следующей формуле:

Сумма квартального авансового платежа = 1/4 x Сумму платы за негативное воздействие, уплаченную за предыдущий год

В 2016 году первый авансовый платеж нужно уплатить не позднее 20.04.2016.

Заметим, что до 01.01.2016 плата исчислялась поквартально. Чтобы определить величину платы за 2015 год (для исчисления авансового платежа), потребуется суммировать платежи за все четыре квартала 2015 года (в том числе платеж за IV квартал, который нужно внести в 2016 году). Следует учитывать, что обязанность по внесению авансовых платежей не распространяется на субъекты малого и среднего предпринимательства (абз. 2 п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Если платеж (годовой или квартальный) вносится позже установленных законодательством сроков, потребуется дополнительно перечислить пени. Они рассчитываются за каждый день просрочки со дня, следующего после окончания срока для перечисления платежа. Для расчета используется 1/300 ключевой ставки Банка России*, действующей на дату уплаты пеней (но не более 0,2 процента от суммы задолженности) (п. 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Следовательно, если ключевая ставка Банка России повысится и 1/300 от ее размера окажется больше 0,2 процента, то для исчисления пеней нужно использовать 0,2 процента.

Вместо расчета представляется декларация

В соответствии с поправками Закона № 219-ФЗ и Закона № 404-ФЗ лица, перечисляющие плату за негативное воздействие, должны отчитываться о ней путем подачи декларации.

Подавать ее нужно раз в год – не позднее 10 марта года, следующего за истекшим годом (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ, пп. «в» п. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 10 Закона № 404-ФЗ). Следовательно, по итогам 2016 года нужно отчитаться не позднее 01.03.2017. Форма декларации пока не утверждена.

Подавать какую-либо отчетность о перечислении в течение года авансовых платежей не нужно. Законом такая обязанность не предусмотрена.

До внесения указанных изменений нужно было ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом) представлять расчет платы за негативное воздействие по форме, утв. приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (далее – Приказ № 204).

Порядок взимания экологического сбора

Напомним, что с 2015 года введена обязанность по уплате экологического сбора (п. 22 ст. 1, ч. 1 ст. 24 Закона № 458-ФЗ).

Производители и импортеры товаров по перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р, должны самостоятельно обеспечивать их утилизацию по соответствующим нормативам (п. 3 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ).

Такие нормативы утверждены распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р.

В случае несоблюдения данного требования (или если не выполнены нормативы утилизации) необходимо перечислить сумму экологического сбора (п. 7 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ).

Порядок его взимания предусмотрен в Постановлении Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073.

Этим же постановлением утверждены и сроки его уплаты:

  • в 2016 году сбор (за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года) нужно перечислить до 1 февраля.
  • начиная с 2017 года экологический сбор необходимо уплачивать ежегодно не позднее 15 апреля следующего года.

Указание на данный срок уплаты (до 15 апреля) закреплено в пункте 1 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ. Это дополнение предусмотрено пункте 11 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2015 № 404-ФЗ.

Таким образом, правило, предусмотренное нормативным актом Правительства РФ, теперь зафиксировано в законе.

О получении лицензии на обращение с отходами I–IV класса опасности

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности подлежит лицензированию (ст. 9 Закона № 89-ФЗ).

Изначально было предусмотрено, что лицензию на осуществление данных видов деятельности нужно получить до 01.07.2015. Однако данный срок был продлен вначале до 01.01.2016, а затем до 01.07.2016 (пп. «б» п. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 10 Закона № 404-ФЗ).

Необходимо обратить внимание на то, что указанный период продлен для оформления лицензий только для деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.06.2015 № 458-ФЗ).

При этом для работ по обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности переходный период не предусмотрен. Соответственно, в настоящее время заниматься перечисленными работами без лицензии неправомерно. На это указал Росприроднадзор в письме от 17.11.2015 № АС-03-03-36/20364. 

Специалисты ведомства также отметили, что лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 01.07.2019 (согласно ч. 3 ст. 23 Закона № 458-ФЗ).

Источник: http://www.buh.ru

Начать дискуссию

ОСАГО

Как страховые компании манипулируют с ОСАГО + каско

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова выявила недобросовестные практики по смешиванию договоров ОСАГО и каско.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтеры обсуждают «отмазки» от ведения кадров и воинского учета. 👩‍💼«Ночной бухгалтер» № 1681

Бухгалтерам нередко навязывают дополнительные обязанности, вроде ведения воинского учета. Клиенты и руководители понимают только слово «учет» и не вникают в специфику. Как отказаться от ненужных забот или... подзаработать на этом.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Акции «Яндекса» начнут продаваться на Мосбирже с 10 июля

Ценные бумаги МКПАО «Яндекс» допустят к торгам с 8 июля, а 10 июля Мосбиржа проведет делистинг акций нидерландской компании Yandex N.V.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Неожиданно: отпуск может официально длиться несколько часов

Роструд разъяснил возможность предоставления по ТК отпуска без сохранения заработной платы на несколько часов.

Кадры

Названы регионы — лидеры по числу сезонных вакансий

Весной работодатели разместили более 14 тысяч различных предложений трудоустройства и вакансий с сезонной занятостью на портале «Работа России».

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании

После отчётной кампании проверяющие могут потребовать дать пояснение. У них могут появиться любые вопросы, и, возможно, на них придётся отвечать. А от ответов будет зависеть исход отчётного периода. Разбираемся на практике и примерах, как составлять пояснения.

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Антон Силуанов остался министром финансов

Силуанов возглавляет Минфин с 16 декабря 2011 года.

ОСАГО

Автоюристам могут сократить поле для деятельности

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова на конференции «Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании» предложила меры по снижению случаев вовлечения автоюристов в урегулирование споров по ОСАГО.

НДФЛ

Стало известно, когда налоговые вычеты станут автоматическими

Для получения вычетов по НДФЛ больше не понадобится собирать справки и другие подтверждающие документы. Налоговая с 2026 года сама рассчитает размер вычета и автоматически переведет нужную сумму.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Вышла новая версия нейросети GPT-4o, депутаты подрались в парламенте Грузии, а Почта России быстрее отправляет посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 14 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Счетная палата: компании задолжали больше 30 млрд рублей по земельному налогу

Главной проблемой для аудиторов стали земельные участки, которые принадлежат фирмам, исключенным из ЕГРЮЛ.

Криптовалюта

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли

Международный деловой центр «Москва-Сити», расположенный на Пресненской набережной, объединяет в себе зоны отдыха и деловой активности, и именно здесь расположено большинство офисов, в которых можно обменять крипту на наличные, и наоборот.

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Трудовые отношения

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

При приеме на работу все существенные условия, на которых человек будет трудиться, указывают в трудовом договоре. В процессе работы может возникнуть необходимость их изменить. Разберем, какие условия можно скорректировать, как корректно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

Госдума готовит закон о маркировке контента от нейросетей

Изображения, тексты, аудио и видео, созданные искусственным интеллектом, могут ввести пользователей в заблуждение. Поэтому депутаты предложили маркировать сгенерированный контент. А если он будет распространяться без маркировки, то материалы заблокируют.

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно

Раньше выпустить квалифицированную электронную подпись удаленно могли только те, у кого был действующий сертификат ЭП. Теперь такая услуга стала доступна новым пользователям — подтвердить свою личность удаленно можно с помощью государственной Единой биометрической системы (ЕБС).

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно
Зарплата

В 2025 году бюджетникам будут платить по-новому. Минтруд запустит пилотный проект

Чтобы фиксированные выплаты бюджетникам были не ниже МРОТ, Минтруд запустит пилотный проект с новой системой оплаты труда. В первую очередь изменения затронут работников из сферы образования и здравоохранения.

Как работодателю законно отказаться от обучения по охране труда

Абсолютно все работодатели обязаны организовать и провести обучение своих работников по охране труда. Это реализуется посредством внутреннего и внешнего обучения, инструктажей нескольких видов и стажировки на рабочем месте.

Как работодателю законно отказаться 
от обучения по охране труда
Интернет и IT

💡 Большинство компаний из электронной коммерции пользуются искусственным интеллектом. Но не все технологии приживутся, говорит эксперт

Представители сферы e-commerce инвестируют в новые технологии на базе искусственного интеллекта примерно 5% бюджета.

Цифра дня. Про мотивацию

Самым эффективным способом мотивации сотрудников работодатели считают регулярный пересмотр зарплаты.

Цифра дня. Про мотивацию

Интересные материалы

Над чем будет работать Минтруд ближайшие 6 лет: программа

Антон Котяков выступил перед депутатами Госдумы и представил программу работы Минтруда на ближайшие 6 лет, до 2030 года.