Как не допустить воровство в компании?

Существует сотни схем и способов получения легкой наживы со стороны наемных сотрудников.
Как не допустить воровство в компании?
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Воровство внутри компании — тема неисчерпаемая. Существует сотни схем и способов получения легкой наживы со стороны наемных сотрудников. В нашей практике мы не раз сталкивались с такими случаями у своих клиентов. Приведу несколько примеров.

Руководитель филиала продавал товар своей жене

Клиент — группа компаний, включающая производство и широкую сеть офисов продаж в разных регионах России. Заказчик обратился к нам с проблемой постановки консолидированного управленческого учета. В результате постановки автоматизированной системы учета и, как следствие, возможности анализировать расходы в разных разрезах, в том числе и по подразделениям, выявилась следующая ситуация. Прибыль одного из офисов продаж была существенно ниже в сравнении с другими подразделениями. Силами компании было проведено внутреннее расследование. Удалось установить, что руководитель точки открыл в этом же регионе на свою жену компанию, которой продавал товар по максимально льготной цене.

Следует отметить, что руководители подразделений были уполномочены заключать договоры с покупателями, предоставлять и определять размер скидки на свое усмотрение. Компания жены была по сути основным покупателем в данном регионе и перепродавала товар по цене гораздо более высокой оптовым покупателям и в розницу. В итоге предприятию был нанесен ущерб около десяти миллионов рублей, виновные были уволены.

Как мы решили проблему? До начала внедрения проекта бухгалтерский и управленческий учет в компании осуществляли несколько отделов бухгалтерии. Отчеты предоставлялись из разных подразделений из бухгалтерской программы. Консолидированного управленческого учета, позволяющего видеть полную картину о работе предприятия в нужных разрезах, не было. По рекомендациям наших консультантов в компании был внедрен общий центр обслуживания (ОЦО).

Были откорректированы бизнес-процессы, разработаны регламенты и инструкции, разработаны и внедрены основные формы управленческого учета, статьи анализа доходов и расходов, подобрана ИТ-платформа для автоматизации учета. В программу были «вшиты» жесткие базовые прайсы и регламенты на предоставление руководителями подразделений скидок покупателям. Размер скидки зависел от объема закупки, программа вычисляла размер скидки автоматически, не позволяя отклоняться от заданных ограничений.

Ремонт запчастей производился по завышенной цене

Другой случай воровства произошел на производственном предприятии. Производство клиента размещалось в разных точках региона. В рамках проекта по внедрения автоматизированной системы управленческого учета удалось провести анализ статистики поломок оборудования, который позволил выявить, что затраты на его ремонт на производстве «А» были значительно выше, чем на других производствах компании.

Опросив ключевых сотрудников, выяснилось, что подрядная организация, выполняющая обслуживание техники, была аффилирована с начальником производства «А». Стоимость ремонтных работ и запчастей для производства «А» была существенно завышена по сравнению с рыночными ценами. Иногда ремонта и замены запчастей и вовсе не было, однако, в документах оказанные услуги по ремонту и монтаж новых запчастей отражались. Вырученные деньги «находчивые предприниматели» делили между собой. Ущерб, нанесенный компании составил более двух миллионов рублей.

Проектная группа нашей компании оптимизировала бизнес-процесс по подбору подрядчиков и согласованию договоров. В результате была не только пресечена неправомерная деятельность, но весь процесс подбора подрядчиков стал более эффективным. Общая выгода компании составила порядка одного миллиона рублей в год.

Главный бухгалтер завышала себе заработную плату

Еще один пример. Главбух крупной компании, пользуясь своим служебный положением, завышала себе зарплату. В итоге за год было выведено из компании порядка 400 тысяч рублей, то есть ущерб, нанесенный компании, составил ровно эту сумму.

Данный факт был выявлен в рамках проекта по восстановлению бухгалтерского учета у клиента, путем анализа бухгалтерской программы и документов. В итоге, заказчик принял решение передать функцию расчета заработной платы на аутсорсинг со всей полнотой ответственности за правильность ведения расчетов. Это позволило избежать заинтересованности со стороны исполнителей внутри организации.

Такие примеры можно приводить бесконечно.

Как же решить проблему воровства внутри компании? Какие есть инструменты?

Наличие грамотно выстроенного управленческого учета в компании, описанные и регламентированные бизнес-процессы, «вшитые» в программу правила и инструкции позволяют руководителю видеть полную картину деятельности предприятия в целом, по подразделениям и даже по отдельным менеджерам в режиме реального времени. Это в свою очередь дает возможность своевременно реагировать на внутренние и внешние события, поддерживать порядок в компании и не допускать воровства.

Комментарии

3
  • Огурец Корнишонов

    Очень больная тема... Порой даже хочется кое-что сделать, а сидеть не хочется...

  • Валерия

    Начисляю и выдаю зарплату наличкой, отправляю платежи по банку-клиенту. Воспринимаю деньги просто как еще одни документы, с которыми работаю. Не мое, и меня это не парит. )

  • Надежда
    В итоге, заказчик принял решение передать функцию расчета заработной платы на аутсорсинг

    весь смысл статьи.

    Чтобы не воровали, надо хорошо следить за своими деньгами. Смотреть выписки, отчеты,изучать базы данных. Требовать отчеты бесполезно, т.к. мошенники могут и их исправить. Смотреть самому, или нанимать специально обученных людей.

    Крупным предприятиям проще - хорошо замотивированная служба внутреннего аудита творит чудеса 

Отпуска

Неожиданно: отпуск может официально длиться несколько часов

Роструд разъяснил возможность предоставления по ТК отпуска без сохранения заработной платы на несколько часов.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Кадры

Названы регионы — лидеры по числу сезонных вакансий

Весной работодатели разместили более 14 тысяч различных предложений трудоустройства и вакансий с сезонной занятостью на портале «Работа России».

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании

После отчётной кампании проверяющие могут потребовать дать пояснение. У них могут появиться любые вопросы, и, возможно, на них придётся отвечать. А от ответов будет зависеть исход отчётного периода. Разбираемся на практике и примерах, как составлять пояснения.

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании
Лучшие спикеры, новый каждый день

Антон Силуанов остался министром финансов

Силуанов возглавляет Минфин с 16 декабря 2011 года.

ОСАГО

Автоюристам могут сократить поле для деятельности

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова на конференции «Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании» предложила меры по снижению случаев вовлечения автоюристов в урегулирование споров по ОСАГО.

НДФЛ

Стало известно, когда налоговые вычеты станут автоматическими

Для получения вычетов по НДФЛ больше не понадобится собирать справки и другие подтверждающие документы. Налоговая с 2026 года сама рассчитает размер вычета и автоматически переведет нужную сумму.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

⚡️ Итоги дня: Вышла новая версия нейросети GPT-4o, депутаты подрались в парламенте Грузии, а Почта России быстрее отправляет посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 14 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Счетная палата: компании задолжали больше 30 млрд рублей по земельному налогу

Главной проблемой для аудиторов стали земельные участки, которые принадлежат фирмам, исключенным из ЕГРЮЛ.

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли

Международный деловой центр «Москва-Сити», расположенный на Пресненской набережной, объединяет в себе зоны отдыха и деловой активности, и именно здесь расположено большинство офисов, в которых можно обменять крипту на наличные, и наоборот.

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли
Бесплатно с Трудовые отношения

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

При приеме на работу все существенные условия, на которых человек будет трудиться, указывают в трудовом договоре. В процессе работы может возникнуть необходимость их изменить. Разберем, какие условия можно скорректировать, как корректно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

Госдума готовит закон о маркировке контента от нейросетей

Изображения, тексты, аудио и видео, созданные искусственным интеллектом, могут ввести пользователей в заблуждение. Поэтому депутаты предложили маркировать сгенерированный контент. А если он будет распространяться без маркировки, то материалы заблокируют.

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно

Раньше выпустить квалифицированную электронную подпись удаленно могли только те, у кого был действующий сертификат ЭП. Теперь такая услуга стала доступна новым пользователям — подтвердить свою личность удаленно можно с помощью государственной Единой биометрической системы (ЕБС).

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Зарплата

В 2025 году бюджетникам будут платить по-новому. Минтруд запустит пилотный проект

Чтобы фиксированные выплаты бюджетникам были не ниже МРОТ, Минтруд запустит пилотный проект с новой системой оплаты труда. В первую очередь изменения затронут работников из сферы образования и здравоохранения.

Как работодателю законно отказаться от обучения по охране труда

Абсолютно все работодатели обязаны организовать и провести обучение своих работников по охране труда. Это реализуется посредством внутреннего и внешнего обучения, инструктажей нескольких видов и стажировки на рабочем месте.

Как работодателю законно отказаться 
от обучения по охране труда

💡 Большинство компаний из электронной коммерции пользуются искусственным интеллектом. Но не все технологии приживутся, говорит эксперт

Представители сферы e-commerce инвестируют в новые технологии на базе искусственного интеллекта примерно 5% бюджета.

Цифра дня. Про мотивацию

Самым эффективным способом мотивации сотрудников работодатели считают регулярный пересмотр зарплаты.

Цифра дня. Про мотивацию

Над чем будет работать Минтруд ближайшие 6 лет: программа

Антон Котяков выступил перед депутатами Госдумы и представил программу работы Минтруда на ближайшие 6 лет, до 2030 года.

Код ОКВЭД при регистрации ООО и ИП

Коды ОКВЭД при регистрации ООО и ИП – это инструмент для определения направления коммерческой деятельности. Важно понимать роль и значение ОКВЭД кодов при регистрации, а также возможные последствия неправильного использования таких кодов.

Код ОКВЭД при регистрации ООО и ИП

По договорам ИСЖ стало больше шансов остаться в минусе

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова сообщила о неприемлемых практиках по договорам инвестиционного страхования жизни (ИСЖ).

Интересные материалы

ЭДО. Сравнение: 1С-ЭДО, Контур Диадок, СБИС. Что лучше для бухгалтеров?

Сегодня мы обсудим, какие из трех систем электронного документооборота (ЭДО) — 1С-ЭДО, Контур Диадок или СБИС— могут быть более выгодными для бухгалтерии вашей компании, учитывая такие аспекты как цена, удобство работы и интеграция с маркетплейсами.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру