Учетная политика 2023

Размещение основных положений учетной политики на сайте учреждения: что учесть

Государственное и муниципальное учреждение обязано на своем сайте представить основные положения своей учетной политики. Как это сделать правильно?
Размещение основных положений учетной политики на сайте учреждения: что учесть
Иллюстрация: freepik/freepik

Какие положения считать основными

Согласно пункту 9 Федерального стандарта бухучета для госсектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н, далее – СГС) основные положения учетной политики и (или) копии документов учетной политики (УП) подлежат публичному раскрытию на официальном сайте субъекта учета(то есть учреждения или централизованной бухгалтерии) в сети «Интернет».

Чтобы определить. какие положения УП являются основными, главбуху придется поломать голову.

В СГС не указано, что относится к основным положениям УП. При этом в том же пункте 9 СГС перечислены элементы УП, которые субъект учета должен утвердить своими актами, а именно:

  • методы оценки объектов бухучета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухучета и т. п.;

  • рабочий план счетов бухучета;

  • порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

  • формы первичных учетных документов, регистров бухучета, иных документов, применяемых в учреждении для оформления фактов хозяйственной жизни;

  • правила документооборота;

  • порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

  • порядок признания в бухучете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;

  • иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета.

Можно предположить, что вышеуказанные элементы УП и являются основными положениями, подлежащими публичному раскрытию. Однако не все так просто.

В Инструкции по бюджетной отчетности (утв. приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н) в составе Пояснительной записки (ф. 0503160) есть Таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики».

Согласно п. 156 этой Инструкции в такой таблице учреждение раскрывает информацию только о тех объектах, в отношении которых определены способы ведения учета.

При этом в Таблице № 4 не отражают содержание элементов учетной политики, указанных в п. 9 СГС. То есть утверждать, что эта таблица содержит исчерпывающую информацию об основных положениях учетной политики нельзя.

Анализ Основных положения учетной политики самого Минфина, подтверждают этот вывод.

Данный документ финансового ведомства содержит описание особенностей отражения в учете отдельных фактов хозяйственной жизни (хозяйственных операций) и организации документооборота, а не способы ведения отдельных объектов учета.

Отметим, что аналогичная Таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики учреждения» входит в состав Пояснительной записки (ф. 0503760), формируемой бюджетными и автономными учреждениями согласно Инструкции по бухгалтерской отчетности (утв. приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н).

Поэтому главбуху рекомендуем обратить внимание на положения п. 7 СГС, где указано, что субъект учета формирует свою учетную политику, руководствуясь, в частности, учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя.

Следуя логике этого пункта, учредитель должен указать своим подведомственным учреждениям то, какие положения учетной политики следует считать основными. Но, если учредитель такого указания не довел, то главбуху придется самому решить, что в его УП будет основным.

При этом перечень основных положений УП, размещаемых на сайте, целесообразно утвердить приказом руководителя или иным локальным актом (например, в составе той же учетной политики).

Далее перед главбухом встает вопрос: а каким именно образом на сайте раскрыть положения УП?

Разъяснения на этот счет Минфин дал в Методических рекомендациях по применению СГС (письмо Минфина от 31.08.2018 № 02-06-07/62480).

В п. 5 Методических рекомендаций Минфин пояснил, что публичное раскрытие основных положений УП можно реализовать 3 способами:

  • размещением обобщенной информации (без размещения копий документов учетной политики);

  • размещением копий документов учетной политики;

  • реализации пунктов «а» и «б» в совокупности.

Выбор – дело непростое. Отсутствие четкого порядка публичного раскрытия УП привело к «самодеятельности», результаты которой оказались не самыми удачными.

Некоторые главбухи поленились выбирать из учетной политики основные положения и выложили на сайт своих учреждений всю учетную политику.

Объем таких «трудов» нередко измеряется сотнями страниц. Другие главбухи на сайт выкладывают сборник цитат из учетной политики, ну и так далее, не задумываясь о последствиях.

Возникли вопросы по бюджетному учету? Помогут эксперты «Клерка».

Спросить эксперта

Как бухгалтеру не навредить себе и своему учреждению

Главбух, выставив свою «кухню» на всеобщее обозрение, становится уязвим не только для контролирующих органов, но и для налоговой инспекции.

При этом, если он решит скорректировать какое-то положение учетной политики, то сделать ему это будет трудно.

Ведь согласно п. 13 СГС изменение учетной политики в течение отчетного года, несвязанное с изменение нормативной базы, производится только по согласованию с учредителем и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Кроме того, размещенная на сайте информация покажет уровень знаний нормативно-правовых документов самого главбуха.

Другими словами, если на сайте учреждения размещена УП целиком, то контролирующие органы, исследовав такую УП, могут сразу составить план ревизии, а в некоторых случаях и набросать черновой вариант протокола о нарушениях.

А потом, придя в учреждение, им нужно будет лишь убедиться в правильности своих предположений. Не верите?

Тогда обратите внимание на содержание федеральных стандартов внутреннего финансового аудита (ВФА), утвержденных Минфином в соответствии с п. 5 ст. 160.2-1 и абзацем сорок пятым ст. 165 БК.

Например, в соответствии с п. 13 Федерального стандарта ВФА «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности» (утв. приказом Минфина от 01.09.2021 № 120н) в целях проведения анализа выполнения бюджетных процедур учета и составления отчетности аудиторы изучают, в частности, следующее документы:

  • положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета и составление, представление и утверждение бюджетной отчетности, а также информация об их изменениях;

  • порядок формирования (актуализации), достаточность и актуальность ведомственных (внутренних) актов и документов..., в том числе... учетную политику субъекта учета (документы учетной политики), а также причины внесения изменений в указанные акты и документы.

При этом в п. 23 этого Стандарта указано, что аудиторы выносят свое суждение о достоверности бюджетной отчетности с учетом соблюдение порядка формирования (актуализации) учетной политики.

Кроме того, по мнению аудиторов, недостаточность или неактуальность учетной политики субъекта учета может привести к ошибкам и станет причиной искажения показателей отчетности качественного характера. А такие искажения, в свою очередь, введут в заблуждение пользователей бюджетной отчетности.

В п. 15 другого Федерального стандарта ВФА «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» (утв. приказом Минфина от 21.11.2019 № 196н) указано, что деятельность субъекта ВФА должна быть направлена, в частности, на изучение порядка формирования (актуализации) актов субъекта учета, устанавливающих в целях организации и ведения бюджетного учета учетную политику субъекта учета (документы учетной политики).

Заметим, что актуальность положений УП, уровень знаний главбуха и многое другое, аудиторы и другие заинтересованные лица могут определить, со своего рабочего места, без выезда в такое учреждение!

Если вы запутались в нормативке, эксперты «Клерк» всегда придут к вам на помощь. Задайте любое количество вопросов, вам обязательно ответят.

Что точно нельзя указывать

Как уже было сказано выше, СГС требует, чтобы на сайте учреждения размещались только самые основные положения УП и (или) копии ее документов. Размещенная на сайте информация не должна использоваться против учреждения или его сотрудников.

Поэтому в локальных актах учреждения целесообразно установить, что в размещаемой на сайте информации не указывают:

  • названия подразделений;

  • разработанных в учреждении формы первичных документов;

  • инструментарий внутреннего контроля;

  • иную информацию, которую можно использовать для давления на должностных лиц и сотрудников учреждения или раскрывающую некоторые особенности хозяйственной деятельности, относимые к служебной или коммерческой тайне.

Напомним, что согласно п. 1 ста. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в частности: его фамилия, имя, отчество, профессия и т.п. к персональным данным, которые не могут использоваться без его согласия граждан.

То есть в текст УП, размещенный на сайте, не должен содержать ФИО и должности сотрудников учреждения.

В противном случае на размещение персональных данных сотрудников главному бухгалтеру придется получать у них разрешение.

Если автономное или бюджетное учреждение ведет активную предпринимательскую деятельность, то главным бухгалтерам таких учреждений следует изучить положения Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Согласно п. 3 этого закона информация, составляющая коммерческую тайну, это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

А ст. 14 закона № 98-ФЗ установлена ответственность за разглашение коммерческой тайны.

Основные положения

Основные положения УП, которые главбух планирует разместить на сайте, можно выделить в отдельный раздел. Тогда главбуху не придется делать лишнюю работу, собирая «цитаты» по всему тексту УП.

Такой раздел УП может выглядеть, например, так:

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА (выдержка)

1. Основные положения

1.1. Настоящая Учетная политика разработана в соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых актов, регулирующими ведение бюджетного учета и составление бюджетной (финансовой) отчетности в организациях государственного сектора экономики, указанных в Приложении № 1.

1.2. Применяется рабочий план счетов, разработанный на основании Инструкции № 162н (Приложение № 2).

1.3. Бюджетный учет осуществляется с применением программного обеспечения по следующим учетным блокам:

а) оплата труда – 1С «Зарплата и кадры государственного учреждения 8.3»;

б) формирование сводных регистров и бюджетной отчетности – 1С «Бухгалтерия государственного учреждения 8.3».

1.4. Представление бюджетной квартальной и годовой отчетности осуществляется в сроки, установленные главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС).

1.5. Событием после отчетной даты признается событие, произошедшее в период с 1 января года, следующего за отчетным, и сроком представления годовой бюджетной отчетности, указанного в пункте 1.5 настоящей Учетной политики.

1.6. Порядок представления первичных учетных документов в бухгалтерию учреждения установлен Графиком документооборота (Приложение № 3).

Условия представления первичных учетных электронных документов и их скан-копий установлены Графиком электронного документооборота (Приложение № 4).

1.7. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников учреждения. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

1.8. Расчеты с подотчетными лицами и командированными сотрудниками осуществляется согласно Приложению № 5.

1.9. Внеплановые инвентаризации активов, имущества, обязательств и иных объектов учета учреждения проводятся на основании приказа руководителя в сроки им установленные.

1.10. Плановые инвентаризации активов, имущества, обязательств и иных объектов учета учреждения проводятся перед формированием годовой бюджетной отчетности на основании приказа руководителя в следующие сроки:

– нефинансовые активы – не ранее 1 октября отчетного года;

– имущество на забалансовых счетах – не ранее 1 октября отчетного года;

– сверка расчетов и обязательств с контрагентами – не ранее 1 октября отчетного года;

– иные объекты бюджетного учета – согласно плану инвентаризации.

1.11. Состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии устанавливается руководителем учреждения (Приложение № 6).

1.12. Комиссия по поступлению и выбытию активов осуществляет свою деятельность на основании Положения (Приложение № 7).

1.13. К бюджетному учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бюджетного учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов лицами, ответственными за их оформление.

1.14. Внутренний финансовый контроль осуществляется на основании Положения согласно Приложению № 8.

1.15. Хранение документов учетной политики и других документов, связанных с организацией и ведением бюджетного учета (в том числе документов, составленных в электронном виде и подписанных электронными подписями), осуществляется в течение пяти лет после года, в котором они использовались при ведении бюджетного учета и (или) для составления отчетности в последний раз.

Другими словами, основные положения УП должны предоставлять пользователям информацию только о самых основных направлениях деятельности учреждения, указанных в ее уставе или иных правоустанавливающих документах, также размещаемых на сайте для всеобщего обозрения.

Кроме того, публикуемая информация должна сформировать у посетителей сайта общее представление об уровне организации бухгалтерского учета и степени компетентности главного бухгалтера.

Начать дискуссию

ОСАГО

Как страховые компании манипулируют с ОСАГО + каско

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова выявила недобросовестные практики по смешиванию договоров ОСАГО и каско.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтеры обсуждают «отмазки» от ведения кадров и воинского учета. 👩‍💼«Ночной бухгалтер» № 1681

Бухгалтерам нередко навязывают дополнительные обязанности, вроде ведения воинского учета. Клиенты и руководители понимают только слово «учет» и не вникают в специфику. Как отказаться от ненужных забот или... подзаработать на этом.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Акции «Яндекса» начнут продаваться на Мосбирже с 10 июля

Ценные бумаги МКПАО «Яндекс» допустят к торгам с 8 июля, а 10 июля Мосбиржа проведет делистинг акций нидерландской компании Yandex N.V.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Неожиданно: отпуск может официально длиться несколько часов

Роструд разъяснил возможность предоставления по ТК отпуска без сохранения заработной платы на несколько часов.

Кадры

Названы регионы — лидеры по числу сезонных вакансий

Весной работодатели разместили более 14 тысяч различных предложений трудоустройства и вакансий с сезонной занятостью на портале «Работа России».

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании

После отчётной кампании проверяющие могут потребовать дать пояснение. У них могут появиться любые вопросы, и, возможно, на них придётся отвечать. А от ответов будет зависеть исход отчётного периода. Разбираемся на практике и примерах, как составлять пояснения.

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Антон Силуанов остался министром финансов

Силуанов возглавляет Минфин с 16 декабря 2011 года.

ОСАГО

Автоюристам могут сократить поле для деятельности

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова на конференции «Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании» предложила меры по снижению случаев вовлечения автоюристов в урегулирование споров по ОСАГО.

НДФЛ

Стало известно, когда налоговые вычеты станут автоматическими

Для получения вычетов по НДФЛ больше не понадобится собирать справки и другие подтверждающие документы. Налоговая с 2026 года сама рассчитает размер вычета и автоматически переведет нужную сумму.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Вышла новая версия нейросети GPT-4o, депутаты подрались в парламенте Грузии, а Почта России быстрее отправляет посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 14 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Счетная палата: компании задолжали больше 30 млрд рублей по земельному налогу

Главной проблемой для аудиторов стали земельные участки, которые принадлежат фирмам, исключенным из ЕГРЮЛ.

Криптовалюта

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли

Международный деловой центр «Москва-Сити», расположенный на Пресненской набережной, объединяет в себе зоны отдыха и деловой активности, и именно здесь расположено большинство офисов, в которых можно обменять крипту на наличные, и наоборот.

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Трудовые отношения

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

При приеме на работу все существенные условия, на которых человек будет трудиться, указывают в трудовом договоре. В процессе работы может возникнуть необходимость их изменить. Разберем, какие условия можно скорректировать, как корректно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

Госдума готовит закон о маркировке контента от нейросетей

Изображения, тексты, аудио и видео, созданные искусственным интеллектом, могут ввести пользователей в заблуждение. Поэтому депутаты предложили маркировать сгенерированный контент. А если он будет распространяться без маркировки, то материалы заблокируют.

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно

Раньше выпустить квалифицированную электронную подпись удаленно могли только те, у кого был действующий сертификат ЭП. Теперь такая услуга стала доступна новым пользователям — подтвердить свою личность удаленно можно с помощью государственной Единой биометрической системы (ЕБС).

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно
Зарплата

В 2025 году бюджетникам будут платить по-новому. Минтруд запустит пилотный проект

Чтобы фиксированные выплаты бюджетникам были не ниже МРОТ, Минтруд запустит пилотный проект с новой системой оплаты труда. В первую очередь изменения затронут работников из сферы образования и здравоохранения.

Как работодателю законно отказаться от обучения по охране труда

Абсолютно все работодатели обязаны организовать и провести обучение своих работников по охране труда. Это реализуется посредством внутреннего и внешнего обучения, инструктажей нескольких видов и стажировки на рабочем месте.

Как работодателю законно отказаться 
от обучения по охране труда
Интернет и IT

💡 Большинство компаний из электронной коммерции пользуются искусственным интеллектом. Но не все технологии приживутся, говорит эксперт

Представители сферы e-commerce инвестируют в новые технологии на базе искусственного интеллекта примерно 5% бюджета.

Цифра дня. Про мотивацию

Самым эффективным способом мотивации сотрудников работодатели считают регулярный пересмотр зарплаты.

Цифра дня. Про мотивацию

Интересные материалы

Над чем будет работать Минтруд ближайшие 6 лет: программа

Антон Котяков выступил перед депутатами Госдумы и представил программу работы Минтруда на ближайшие 6 лет, до 2030 года.