Первичные документы

Как заверить копию документа в 2023 году

Копии документов может заверить руководитель компании или представитель по доверенности, но в некоторых ситуациях могут потребоваться документы, заверенные нотариально. Как правильно заверить копию документа — читайте в статье.
Как заверить копию документа в 2023 году
Иллюстрация: freepik/freepik

Копии документов: зачем заверять

Довольно часто для совершения некоторых видов юридически значимых действий в государственные органы и контрагентам необходимо предоставлять копии документов.

Для подтверждения корректности выполнения копии (данные в ней соответствуют оригиналу) выполняется заверение. После него копия становится юридически значимой и может использоваться в официальном документообороте.

Чаще всего компании предоставляют заверенные копии документов в налоговую инспекцию при камеральных или выездных проверках. Компании или предпринимателю грозят значительные штрафы, если они направят в ИФНС обычные копии, инспекторы могут расценить этот факт как отсутствие подтверждающих документов. Дополнительно: первичные и иные финансовые документы могут предоставляться при аудиторских проверках.

Возможны ситуации, когда заверенные копии документов запрашивает контрагент, который потерял оригиналы документов и восстанавливает их.

Юридически значимые копии могут быть использованы для совершения сделок и выполнения регистрационных действий. Также копии, которые были надлежащим образом заверены, могут предоставляться в суд в качестве письменных доказательств. При арбитражном разбирательстве обычные копии документов не будут приняты судом: необходимо предоставлять либо оригиналы, либо заверенные копии.

Существует 2 способа заверения документов: самостоятельно, когда достоверность копий удостоверяет руководитель компании, и нотариально, когда проверку выполняет нотариус.

В процессе свидетельствования он только подтверждает верность копий документов, выписок из них или подлинность подписи, содержание которого не противоречит законодательству. Нотариус не удостоверяет факты, изложенные в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом.

Заверение документов: чем руководствоваться

Правила заверения копий устанавливаются несколькими подзаконными актами и рекомендациями государственных органов. Основной регламентирующий документ — ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержденный приказом Росстандарта от 08.12.16 № 2004-ст.

В нем содержатся основные положения о том, как сделать копию документа юридически значимой.

Важные нормы, касающиеся заверения документов, содержатся в указе Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан». Этот нормативно-правовой акт должен применяться в обязательном (а не рекомендательном) порядке российскими организациями.

Важные разъяснения по оформлению заверенных копий приведены в приложении № 18 к приказу ФНС РФ от 07.11.18 № ММВ-7-2/628@. В нем установлены требования к бумажной документации, которая предоставляется в налоговые органы.

Еще один документ, регламентирующий порядок представления заверенных копий документов в налоговые органы, — письмо Минфина от 07.08.2014 № 03-02-рз/39142. В своих разъяснениях ведомство подробно описывает, как оформить заверенную копию.

В качестве дополнительного источника сведений о выполнении заверения можно использовать методические рекомендации по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них, утвержденные решением правления ФНП от 25.04.16, протокол № 04/16. Этот регламент разработан для нотариусов и является необязательным к применению иными лицами, но в нем собрано много полезной информации, которая пригодится для самостоятельного заверения копий.

Устали возиться с первичкой, хотите освоить новые навыки? Пройдите курс «Управленческий учет для бухгалтера: от азов до настройки в 1С, Excel, финансового менеджмента и бюджетирования».

Научитесь понимать, откуда приходят и куда уходят деньги компании. Поднимитесь по карьерной лестнице, заслужите уважение начальства и прибавку к зарплате.

Сейчас на курс действует скидка: 3 990 ₽ 11 499 ₽.

Купить курс

Кто заверяет документы

От имени организации копии документов может заверить ее руководитель или уполномоченное должностное лицо (заместитель директора, главный бухгалтер, начальник отдела кадров и другие). Право заверять документы может быть установлено уставом организации, доверенностью или приказом руководителя. Подпись должностного лица желательно скрепить печатью организации (при наличии). Индивидуальный предприниматель также может самостоятельно заверить копии документов.

Перечень документов, копии которых необходимо засвидетельствовать у нотариуса, определяется в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок совершения юридически значимого действия.

Кроме того, стороны сделки могут договориться о взаимном представлении определенного пакета документов в копиях, засвидетельствованных нотариально.

Для некоторых ситуаций нотариусы свидетельствуют верность подписи. Это выполняется, в частности, при регистрации общества с ограниченной ответственностью: в налоговую инспекцию заявление от учредителей подается в бумажном виде. Тогда подлинность подписи потребуется засвидетельствовать в нотариальном порядке.

Нотариус имеет право отказаться от заверения документов по разным причинам.

К наиболее распространенным из них относятся следующие: заявитель предоставляет документы с ламинированными поверхностями. Специалист не в состоянии проверить их подлинность, поэтому он откажется от их заверения.

Если документы имеют иностранное происхождение и не были легализованы в соответствии с российским законодательством, а также написаны на иностранном языке, нотариус тоже может отказаться от их заверения.

Если документ состоит из нескольких листов, но не сшит и не пронумерован, то и это может стать причиной отказа от заверения.

Что должно быть на копиях

Порядок заверения зависит от того, для кого оформляется копия: для внутренних или внешних пользователей.

Для сотрудников или руководителей структурных подразделений на копии необходимо сделать надпись: «Верно» (проставить штамп «Верно»), указать должность работника, который ее заверяет, поставить подпись с расшифровкой и дату, когда она заверена.

Важно отметить, что ГОСТ не предусматривает применение штампа «Копия верна». Однако возможно использование комбинации двух штампов — «Копия» и «Верно».

Первый штамп указывает на то, что данный документ не является оригиналом. Второй штамп необходим для подтверждения подлинности. Указанные штампы могут быть применены для заверения копий документов.

Внешние пользователи — это любые сторонние организации: ФНС, аудиторы и контрагенты. Чтобы заверить для них копию, дополнительно к первому случаю в заверительной надписи указывается место, где хранится оригинал, с которого изготовили копию, номер и год дела. Отметку необходимо подтвердить печатью или штампом организации (при наличии). Оттиск проставляется таким образом, чтобы он не закрывал подпись того, кто удостоверил верность копии.

Для освидетельствования копий многостраничных документов применяют аналогичные правила. Заверительная отметка должна быть размещена на каждой странице и на их сшивке.

Если копии сшиваются в один документ, необходимо заверить их в целом. Для этого проставляется заверительная отметка на специальной бумажной наклейке, которая размещается на оборотной стороне последнего листа в точке скрепления листов ниткой или лентой.

При заверении многостраничных документов необходимо учитывать несколько требований ГОСТ:

  1. Надо указывать количество листов в сшивке. Это делается дважды: арабскими цифрами и прописью.

  2. Печать и подпись нужно ставить таким образом, чтобы они частично приходились на бумажную наклейку, при этом другая часть – была на последнем листе сшивки.

Как избежать ошибок

Для исключения налоговых и юридических рисков, связанных с неправильно заверенными копиями документов, необходимо проверять 2 ключевых аспекта: полномочия ответственного сотрудника и корректность оформления надписей на копиях.

Полномочия на заверение копий могут быть установлены в разных документах: в уставе, приказе, в инструкции, доверенности и иных. Предоставление этих документов является обязательным условием в целях проверки полученных заверенных копий.

Также перечисленные документы необходимы для оформления копий в организации. Документы будут подтверждать тот факт, что сотрудник, заверивший копию, обладает полномочиями на это действие. Отсутствие доверенности — это высокий риск оспаривания документов в суде или отказа в совершении юридически значимых действий.

Второй ключевой аспект проверки копий — оценка правильности оформления необходимых надписей, подписей и печатей.

Заверительная надпись должна быть выполнена в соответствии с действующим законодательством, она должна быть читаемой и не закрывать сведения в документе.

При оформлении копий не допускаются помарки и подчистки на заверительной надписи. Ненадлежащее оформление может повлечь разные юридические риски: налоговая инспекция откажет в признании расходов, контрагент оспорит выполнение договора, нотариус на законных основаниях откажется регистрировать сделку.

Чтобы избежать ошибок при самостоятельном заверении документов и при получении копий, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Проверить: требуется ли заверение копии документа. Возможно, будет достаточно только составить копию, без дополнительной проверки.

  2. Оценить: какой тип заверения необходим. Подойдет для сделки самостоятельно заверенная копия или необходимо обращаться к нотариусу.

  3. Все ли обязательные элементы заверительной подписи оформлены корректно: необходимо проверить надпись, подпись и другие данные.

  4. Если оформляется несколько сшиваемых в один том копий, нужно проверить правильность оформления сшивки копий документов.

Начать дискуссию

ОСАГО

Как страховые компании манипулируют с ОСАГО + каско

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова выявила недобросовестные практики по смешиванию договоров ОСАГО и каско.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтеры обсуждают «отмазки» от ведения кадров и воинского учета. 👩‍💼«Ночной бухгалтер» № 1681

Бухгалтерам нередко навязывают дополнительные обязанности, вроде ведения воинского учета. Клиенты и руководители понимают только слово «учет» и не вникают в специфику. Как отказаться от ненужных забот или... подзаработать на этом.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Акции «Яндекса» начнут продаваться на Мосбирже с 10 июля

Ценные бумаги МКПАО «Яндекс» допустят к торгам с 8 июля, а 10 июля Мосбиржа проведет делистинг акций нидерландской компании Yandex N.V.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Неожиданно: отпуск может официально длиться несколько часов

Роструд разъяснил возможность предоставления по ТК отпуска без сохранения заработной платы на несколько часов.

Кадры

Названы регионы — лидеры по числу сезонных вакансий

Весной работодатели разместили более 14 тысяч различных предложений трудоустройства и вакансий с сезонной занятостью на портале «Работа России».

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании

После отчётной кампании проверяющие могут потребовать дать пояснение. У них могут появиться любые вопросы, и, возможно, на них придётся отвечать. А от ответов будет зависеть исход отчётного периода. Разбираемся на практике и примерах, как составлять пояснения.

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Антон Силуанов остался министром финансов

Силуанов возглавляет Минфин с 16 декабря 2011 года.

ОСАГО

Автоюристам могут сократить поле для деятельности

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова на конференции «Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании» предложила меры по снижению случаев вовлечения автоюристов в урегулирование споров по ОСАГО.

НДФЛ

Стало известно, когда налоговые вычеты станут автоматическими

Для получения вычетов по НДФЛ больше не понадобится собирать справки и другие подтверждающие документы. Налоговая с 2026 года сама рассчитает размер вычета и автоматически переведет нужную сумму.

⚡️ Итоги дня: Вышла новая версия нейросети GPT-4o, депутаты подрались в парламенте Грузии, а Почта России быстрее отправляет посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 14 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Счетная палата: компании задолжали больше 30 млрд рублей по земельному налогу

Главной проблемой для аудиторов стали земельные участки, которые принадлежат фирмам, исключенным из ЕГРЮЛ.

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли

Международный деловой центр «Москва-Сити», расположенный на Пресненской набережной, объединяет в себе зоны отдыха и деловой активности, и именно здесь расположено большинство офисов, в которых можно обменять крипту на наличные, и наоборот.

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Трудовые отношения

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

При приеме на работу все существенные условия, на которых человек будет трудиться, указывают в трудовом договоре. В процессе работы может возникнуть необходимость их изменить. Разберем, какие условия можно скорректировать, как корректно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

Госдума готовит закон о маркировке контента от нейросетей

Изображения, тексты, аудио и видео, созданные искусственным интеллектом, могут ввести пользователей в заблуждение. Поэтому депутаты предложили маркировать сгенерированный контент. А если он будет распространяться без маркировки, то материалы заблокируют.

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно

Раньше выпустить квалифицированную электронную подпись удаленно могли только те, у кого был действующий сертификат ЭП. Теперь такая услуга стала доступна новым пользователям — подтвердить свою личность удаленно можно с помощью государственной Единой биометрической системы (ЕБС).

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно
Зарплата

В 2025 году бюджетникам будут платить по-новому. Минтруд запустит пилотный проект

Чтобы фиксированные выплаты бюджетникам были не ниже МРОТ, Минтруд запустит пилотный проект с новой системой оплаты труда. В первую очередь изменения затронут работников из сферы образования и здравоохранения.

Как работодателю законно отказаться от обучения по охране труда

Абсолютно все работодатели обязаны организовать и провести обучение своих работников по охране труда. Это реализуется посредством внутреннего и внешнего обучения, инструктажей нескольких видов и стажировки на рабочем месте.

Как работодателю законно отказаться 
от обучения по охране труда
Интернет и IT

💡 Большинство компаний из электронной коммерции пользуются искусственным интеллектом. Но не все технологии приживутся, говорит эксперт

Представители сферы e-commerce инвестируют в новые технологии на базе искусственного интеллекта примерно 5% бюджета.

Цифра дня. Про мотивацию

Самым эффективным способом мотивации сотрудников работодатели считают регулярный пересмотр зарплаты.

Цифра дня. Про мотивацию

Интересные материалы

Над чем будет работать Минтруд ближайшие 6 лет: программа

Антон Котяков выступил перед депутатами Госдумы и представил программу работы Минтруда на ближайшие 6 лет, до 2030 года.