Налоговые проверки

Осторожно, сверка!

Проверить расчеты с налоговиками становится все труднее. В чем же причина? Может быть, виноваты переход столичных ИМНС на новую структуру, невнимательность бухгалтеров или неполадки налоговой программы «АИС “Налог-2”»? В этом решили разобраться наши корреспонденты Светлана РОМАШКИНА, Елена ОТРОШКО и Альбина ЩЕГЛОВА.

Проверить расчеты с налоговиками становится все труднее. В чем же причина? Может быть, виноваты переход столичных ИМНС на новую структуру, невнимательность бухгалтеров или неполадки налоговой программы «АИС “Налог-2”»? В этом решили разобраться наши корреспонденты Светлана РОМАШКИНА, Елена ОТРОШКО и Альбина ЩЕГЛОВА.

Помнится, еще совсем недавно столичные налоговики клялись и божились, что внедрение общей типовой структуры во всех без исключения ИМНС существенно упростит жизнь бухгалтерам. Взять хотя бы ту же сверку данных по начисленным и уплаченным фирмой налогам с информацией, которая содержится в компьютерной базе налоговых органов. Напомним, что проводится она как по собственной инициативе, так и по приглашению налогового инспектора. Так вот, обычно эта процедура ввергает всех в жуткое уныние. Оно и немудрено: бухгалтерам предстоит побывать у инспектора камерального отдела, в отделе учета и отчетности, в отделе проверки правильности исчисления подоходного налога у источника выплаты (там проверяют ЕСН) или в отделе принудительного взыскания недоимки. И везде нужно отстоять огромную очередь.

С июля этого года во всех инспекциях проводить сверку и выдавать справки об отсутствии задолженности должны были начать сотрудники отдела по работе с налогоплательщиками. Суть их работы вроде бы проста: бухгалтер получает распечатку лицевого счета, сверяется с ней и, если находит какие-то неточности, сообщает об этом инспектору. Инспектор идет в нужный отдел: камеральный или отдел ввода – и устраняет выявленные расхождения, а затем выдает бухгалтеру акт сверки и на его основании справку об отсутствии задолженности.

ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ОТДЕЛЫ В ДЕЙСТВИИ

На деле же далеко не во всех налоговых инспекциях строго придерживаются этой схемы. В ИМНС № 1 распечатки лицевых счетов сотрудники отдела по работе с налогоплательщиками начали выдавать только с середины сентября. До этого всеми сверочными вопросами занимались в отделе учета и отчетности. В ИМНС № 10, 14, 22 представители налогоплательщиков так и проходят сверку по старинке, в отделе учета и отчетности. Хотя налоговые инспекторы и уверяли наших корреспондентов в том, что отдел по работе с налогоплательщиками у них есть и скоро именно его сотрудники начнут заниматься сверкой. А вот в ИМНС № 18 признались, что никак не могут сформировать новый отдел, поэтому сейчас сверка проходит в этой инспекции без всяких изменений, тоже в отделе учета и отчетности.

Самыми исполнительными оказались ИМНС № 3, 5, 6, 7. Там сверка проходит почти по плану. В большинстве же налоговых по всем вопросам, касающимся сверки, бухгалтеров вначале направляют к сотрудникам нового отдела. Однако затем им приходится изрядно побегать по всей инспекции. Например, зайти к своему камеральному инспектору и поднять данные за прошлые годы или же внести уточнения в карточку лицевого счета в отделе ввода.

Есть и другие особенности. Так, в ИМНС № 4, 13, 20, 24, 26, 29, 33, 37, прежде чем начать сверку, бухгалтеры должны составить свой реестр начисленных и уплаченных в бюджет налогов. А потом просмотреть вместе с инспектором отдела по работе с налогоплательщиками, совпадают ли данные из их реестра с указанными в карточке лицевого счета.

НОВЫЕ СЛОЖНОСТИ

Объездив практически все ИМНС города, наши корреспонденты пришли к выводу: налоговой инспекции, где бухгалтеры были бы довольны тем, как проходит сверка, просто не существует. Впрочем, бухгалтеры не спешили обвинять во всех бедах лишь сотрудников отдела по работе с налогоплательщиками. «В этом отделе всего три замученные девочки сидят. Вроде бы и работают, только от этого не лучше. Бардак во всей инспекции полный. Платежи-то наши в отделе ввода по лицевым счетам вовремя не разносятся, а когда разносятся, почему-то оказывается, что совсем не туда, куда надо. Поэтому приходится приносить все платежки и по ним отстаивать чуть ли не каждую вторую. Потом идти в этот их отдел ввода и вносить изменения. Думаешь, все – скоро уже закончим. Так нет, опять у них там что-то машина не посчитала», – пожаловалась нам бухгалтер (ИМНС № 3).

«Справку об отсутствии задолженности получала больше двух месяцев! А сверялись мы только по этому году! – эмоционально объясняла бухгалтер (ИМНС № 6). – Никаких изменений в лучшую сторону я не ощутила. Я вам даже больше скажу: раньше такого не было. Да это не только у меня, вот у кого хотите в очереди спросите, сейчас просто кошмар какой-то творится!»

«В мае нашей организации понадобилась справка об отсутствии задолженности. Чтобы ее получить, предложили пройти сверку. Так вот, с конца весны я так и езжу в налоговую, выверяю с инспектором данные. То одно расхождение находим, то другое. То какие-то астрономические пени нам насчитают, в то время как на деле у нас переплата. То говорят, что в отделе ввода еще не успели ввести данные по новым платежам в компьютерную программу. Приходится постоянно доказывать очевидные вещи и вечно кого-то или чего-то ждать», – рассказала Татьяна Пакина, бухгалтер небольшой столичной фирмы (ИМНС № 10).

ВЕЧНЫЙ ВОПРОС: КТО ВИНОВАТ?

А вот мнения налоговиков разделились. Большинство из них утверждали: основная часть затруднений, связанных со сверкой, возникает именно по вине бухгалтеров.

Заместитель руководителя ИМНС № 6 Константин Любкин:

«На сверку большинство налогоплательщиков соглашаются только в случае острой необходимости: справка фирме срочно понадобится, например, для участия в тендере или им инкассовое поручение инспекция выставила. Вот только тогда к нам перепуганные бухгалтеры и прибегают с вопросами, как да что. А потом оказывается, что у их организации сверка аж с 1997 года ни разу не проводилась! Как же ее быстро-то провести по такому периоду? Потом еще проблема: многие бухгалтеры платежные поручения небрежно заполняют. Указывают не те реквизиты или поле «Назначение платежа» заполняют не полностью, период, за который налог уплачивают, не пишут. В результате, в казначействе такие платежи относят к невыясненным. А фирме в то время пени идут, как будто они налог не заплатили».

Заместитель руководителя ИМНС № 2 Ирина Княжева:

«Из-за того что платежки заполнены неверно, машина не может их разнести по счетам. Поэтому приходится многие сведения забивать вручную. Сами понимаете, на это время нужно. Бывает так, что пришел бухгалтер сверяться, а мы ему не все налоги зачислили – не успели. Тут только один совет могу дать: сдавайте отчетность в электронном виде, тогда проблем таких не будет, а обо всех изменениях в банковских реквизитах своевременно узнавайте на сайте управления (www.mosnalog.ru». – Прим. ред.).

Руководитель ИМНС № 3 Татьяна Лужина:

«Признаться, основные проблемы по сверке связаны с мелкими налогоплательщиками. Перечисляют они сущую малость, а мороки с ними – море. Сейчас в камеральном отделе до сих пор разносят их начисления за период до 1 июля 2003 года. В отделе ввода данных вносят информацию по тем налогоплательщикам, что прошли после этой даты. С крупными налогоплательщиками все просто. Многие из них отчетность сдают по электронной почте, начисления по ним вводим в нашу программу в первую очередь, да и сверку с ними стараемся проводить раз в квартал. Ну и, наконец, в серьезных, больших фирмах, как правило, более квалифицированные бухгалтеры работают – сами меньше ошибок делают».

Впрочем, некоторые руководители инспекций готовы винить не только бухгалтеров.

Руководитель ИМНС № 4 Владимир Ермаков:

«Я бы сказал, что сейчас около 85–90 процентов ошибок происходит не по вине налогоплательщиков. Главная проблема – в нашей новой программе «АИС “Налог-2”». Она далеко не совершенна, инспекторам приходится до 80 процентов операций вводить вручную. Конечно, старая программа «СПРУТ» тоже была далека от совершенства. Но зато специалисты отдела информатизации сами доводили ее до ума. Поэтому проблем со сверкой практически не было. А вот усовершенствованием новой программы могут заниматься только в столичном управлении. В месяц присылают по несколько обновлений, но, к сожалению, ситуация не меняется. До сих пор программа не считает пеней, более того, начисляет пени даже при переплате, итоги по начислениям и перечислениям налогоплательщиков подводятся с арифметическими ошибкам. А сальдо переплаты за прошлый год на карточку лицевого счета за этот год переносится неправильно. Это лишь часть неполадок, есть и другие. Мы регулярно пишем запросы руководителю УМНС Виктору Мишину, в которых указываем на недочеты «АИС “Налог-2”», предлагаем способы, как их можно устранить. Увы, пока ничего не меняется».

Согласна с ним и заместитель руководителя ИМНС № 5 Валентина Федорова:

«Да, новая программа приносит и нам, и налогоплательщикам много проблем. Машина не считает пеней. При совсем небольших задолженностях в сотню рублей совершенно астрономические суммы получаются. А иногда случаются и вовсе загадочные ситуации: информация, которую мы вбиваем вручную, на лицевой счет налогоплательщика не поступает, а куда-то бесследно исчезает. И такие проблемы не только в нашей инспекции, но и во всех московских ИМНС».

Начать дискуссию

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и Тот еще разговор

В создании любого продукта должны участвовать люди, которые считают юнит-экономику и отвечают за продукт. Это продакт-менеджеры. Мы это поняли, и поэтому у меня важные продуктовые новости.

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и Тот еще разговор
1

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
IT-компании

Для ИТ-компаний введут новое условие сохранения права на льготы

Качество обучения ИТ-специалистов в вузах будут повышать за счет привлечения профильных ИТ-компаний.

Стоит ли перечислять платежи на карту третьего лица: у бухгалтеров разошлись мнения. 💸«Ночной бухгалтер» № 1683

Если ваш исполнитель или сотрудник попросит переводить деньги не на свою карту, а например, жене или вообще постороннему лицу, как вы поступите? Закон не запрещает такие переводы, но практика говорит, что могут возникнуть непредвиденные проблемы. Если дойдет дело до суда, то Фемида может развернуться в любую сторону.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Отчетность в СФР

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1

Суды поставили точку в принципиальном деле: должен ли страхователь платить штраф за непредставление ЕФС-1, если СФР не уведомил об обновлении сертификатов шифрования.

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1
Проверки ФАС

ФАС назвала свою приоритетную задачу

Контроль ценообразования на социально значимых рынках остается для Федеральной антимонопольной службы приоритетной задачей.

Трудовое право

Роструд ответил на основные вопросы про сезонную работу

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Тинькофф запустил банковскую карту по нормам шариата

Банковскую карту, которая соответствует нормам шариата, смогут заказать все мусульмане, которые живут в РФ, а не только в тех регионах, где проходит эксперимент по внедрению исламского банкинга.

Минцифры обозначило 10 задач, которые будет решать

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Маркетплейсы

На Авито продавцы смогут оставлять отзывы на покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Розничная торговля в ЛНР за год выросла на 42%

В Луганской народной республике утвердили список социально значимых товаров, на которые установлены предельные розничные цены.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Apple защитит пользователей от укачивания, в Москве перестанут строить маленькие студии, а рак мозга будут лечить во сне

Подготовили обзор главных событий дня — 16 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

3
Банки

Покупателям квартир разрешат открывать эскроу-счета дистанционно

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году

Предприниматели на УСН «доходы» могут уменьшать налог и авансы по нему на страховые взносы. Расскажем, как это сделать в 2024 году.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году
Криптовалюта

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ

Сегодня многие ищут способы выгодно купить USDT за рубли, ведь Тезер – самый надежный и популярный стейблкоин в мире, и его курс напрямую привязан к курсу доллара (USD). В России эту монету можно приобрести несколькими способами: через биржи, с помощью P2P-сервисов и офлайн-обменников, которые находятся в крупных городах : Москва(МСК), Санкт-Петербург (СПБ).

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ
Мошенничество

Росфинмониторинг: в агрегатор такси встроили казино

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Каждый третий сотрудник уверен, что у удаленной работы нет недостатков

Сейчас работодатели предлагают удаленную занятость только тем специалистам, которые успели себя зарекомендовать.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний

Корпоративная база знаний ускорит адаптацию новичков в команде и упростит работу опытных сотрудников. Почему правильно организованная база — это гораздо больше, чем просто виртуальная библиотека, читайте далее.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний
НДФЛ

С компенсаций за утечку нужно платить НДФЛ

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки

Как заполнить Уведомление о контролируемых сделках в 2023 году, отражать начисление процентов по ставке 10% ежемесячно или единоразово в декабре? Нужно ли подавать уточненные Уведомления о контролируемых сделках за 2021 и 2022 годы?

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки

Интересные материалы

Новости ФНС

📊 Вероятность выездной проверки теперь можно сверить с показателями за 2023 г. Эксперт: их обоснованность и подход к применению вызывают сомнения

Опубликованы сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам деятельности за 2023 год.

2