Между «за» и «против»

Индульгенция — возможно, одна из первых вариаций на тему франчайзинга. Вот только сама по себе франшиза — вовсе не индульгенция. И что бы там ни говорилось об умопомрачительных перспективах, которые открываются перед предпринимателями, избравшими франчайзинг в качестве основной бизнес-модели, все это не избавляет их от необходимости тщательно выверять каждый шаг, разумно расходовать имеющиеся ресурсы. И работать, работать, работать.

Денис Викторов 
Источник "Инфобизнес"

Индульгенция — возможно, одна из первых вариаций на тему франчайзинга. Вот только сама по себе франшиза — вовсе не индульгенция. И что бы там ни говорилось об умопомрачительных перспективах, которые открываются перед предпринимателями, избравшими франчайзинг в качестве основной бизнес-модели, все это не избавляет их от необходимости тщательно выверять каждый шаг, разумно расходовать имеющиеся ресурсы. И работать, работать, работать.

Согласно имеющейся статистике, среди малых предприятий, стартующих в рамках франчайзинговой схемы, процент неудачников куда ниже, чем в целом по рынку. Однако и это не означает, что франшиза — что-то вроде беспроигрышной лотереи, где каждый билетик обязательно окажется счастливым. Будь так, в мире давно не осталось бы других видов малого бизнеса.

Преимущества и, увы, недостатки франчайзинга давно известны. Прежде всего, партнер-франчайзи получает право работать под раскрученной торговой маркой. Иными словами, в то время, пока соседний кооператив «Здоровая пища» лезет из кожи вон, чтобы сделать свою вывеску узнаваемой в городе, ваше предприятие, заключившее договор франчайзинга с известной фирмой, моментально приобретает колоссальную фору. Однако любое преимущество окажется временным, если не прилагать постоянных усилий для его сохранения. Ресторан быстрого питания, предлагающий посетителям второсортный фаст-фуд, рискует скоро потерять свою клиентуру. Она с удовольствием будет столоваться в той самой «Здоровой пище», невзирая на всяческие брэнды. Ведь брэнд — это многое, но далеко не все, что требуется для успеха в бизнесе.

Франчайзинг привлекателен тем, что в комплекте с брэндом здесь можно получить еще и детально проработанный план развития бизнеса — то, что именуется best practice (лучшие, отлично зарекомендовавшие себя методы и формы организации бизнеса). Однако и это — палка о двух концах. Во многих случаях держателям франчайзинговых сетей приходится бороться с этаким деловым инфантилизмом своих партнеров. Уверенных, будто неуклонное следование спущенным сверху шаблонам поведения как раз и является самым прямым путем к успеху. Однако не менее опасным выглядит здесь и излишний демократизм, способный быстро разрушить представления потребителей об уровне сервиса и обслуживания, связанные с конкретным брэндом. Так что франчайзинг — это еще и жесткие границы. В том числе территориальные.

Партнер-франчайзи может не ломать голову над ассортиментом и массой производственных вопросов — все они, кажется, решены заранее. Однако если «там, наверху» совершили ошибку и требуют выполнять план по сбыту непопулярной продукции, изменить что-либо почти невозможно. В то время как независимое предприятие способно мгновенно реагировать на изменение спроса, выводя на рынок новые товары, переделывая рецептуры или технологии производства.

Но, так или иначе, а интерес к применению франчайзинговых схем на российском рынке явно нарастает. Причем увеличивается не только количество франшиз, выставляемых на продажу, но и число соискателей. К тому же франчайзинг в России — это давно не новое, модное поветрие, а уже какая-никакая история. По крайней мере, первая франшиза (ну, или одна из первых) была продана в России компанией Baskin Robbins еще десять лет назад — в 1993-м.

В книжных магазинах нетрудно обнаружить десяток-другой монументальных монографий и порой весьма подозрительных брошюр, посвященных теории и практике франчайзинга. Все больше посетителей собирают специализированные выставки и ярмарки, где можно не только познакомиться с представителями франшизных брэндов и обсудить условия совместной работы, но и прямо на месте подписать контракт. Приглашения на семинары для будущих франчайзи разбрасываются спаммерами по миллионам адресов. Так что с точки зрения информированности о сути и возможностях франчайзинга российские предприниматели явно продвинулись вперед по сравнению с серединой девяностых. А ведь тогда многие были абсолютно уверены, что, например, франчайзинг от фирмы «1С» — что-то вроде очередной компьютерной программы.

Все больше ресурсов, посвященных франчайзингу, обнаруживается и в российском Интернете. Один из них — «Франчайзинг в России», доступный по адресу http://rarf.ru: проект является элементом комплексной системы информационной поддержки малого бизнеса и разработан Российской ассоциацией франчайзинга. Организация эта была создана в 1997 году пионерами российского франчайзингового сообщества как некоммерческое объединение, призванное содействовать формированию благоприятной правовой и экономической среды для распространения франчайзинга в России.

Все это можно считать одной из гарантий того, что информация, доступная на страницах портала, является достаточно объективной и адекватной. Что крайне важно, когда речь идет о таких тонких материях, как советы и рекомендации в области вложения средств и развития частного бизнеса.

Первая страница сайта отдана новостям из мира франчайзинга, анонсам, итогам заметных мероприятий (выставок, семинаров) и, как обычно, является «оглавлением» портала в целом.

В отдельном блоке собрана вся информация о РАФ, включая общие сведения, устав организации, список ее участников и текст «Этического кодекса». Отдельный раздел посвящен описанию сути франчайзингового бизнеса и адресован тем предпринимателям, которые лишь сегодня вдруг начали задумываться о плюсах и минусах франчайзинга как такового. В частности, авторы ресурса предлагают ответить на шесть ключевых вопросов, прежде чем принимать окончательное решение. Оказывается, для этого необходимо узнать, что такое франчайзинг, посетить пять (не меньше!) работающих франчайзинговых предприятий России и оценить собственную готовность взваливать на себя обязанности по управлению. Затем — посетить специализированный семинар по франчайзингу, внимательно изучить каталог франшиз и уж тогда приниматься за тщательное исследование приглянувшейся франшизы.

Тут же доступны краткие сведения о том, как развивается франчайзинг в России, в чем преимущества и недостатки такой формы ведения бизнеса, каковы обязанности сторон, а также приводится масса другой информации, начиная с психологических аспектов и заканчивая списком вопросов, которые в обязательном порядке следует задать франчайзеру, прежде чем ставить свою подпись под текстом договора.

Кроме того, на сайте открыт доступ к базам данных, которые РАФ ведет по поручению Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы. Каталоги можно просматривать последовательно и устанавливать фильтры, сокращая объем выдаваемой информации. Есть и система поиска.

Создатели сайта утверждают, что прилагают все силы к тому, чтобы аккумулировать в базах данных информацию обо всех действующих (и потенциальных) франчайзерах и франчайзи. Но, судя по всему, здесь еще многое предстоит сделать. А пока довольно типичной выглядит такая вот переписка в форуме:

— Есть ли опыт франчайзинга в секторе рекламы или издательского дела?

— Возможно, где-то есть. Но нам они не сообщали и в базу данных не вносили. Просим сообщить вашим знакомым о нашей базе данных на сайте!

Все как обычно: предприниматели крайне заинтересованы в том, чтобы беспрепятственно получать требуемую информацию. А вот каким образом мотивировать предоставление предприятиями информации о себе на публичных информационных ресурсах, до сих пор остается большим вопросом. Актуальным, судя по всему, и для «Франчайзинга в России».

Да, трудно утверждать, что жизнь на http://rarf.ru прямо-таки бурлит. Однако приятно, что страницы этого портала до сих пор не пропитались ядом скрытой рекламы, что, увы, давно стало типичным явлением для большинства «независимых» ресурсов Интернета. Проще говоря, здесь ничего не пытаются продать напрямую, кроме, разве что, самой идеи. А это подкупает.

Правила честного взаимодействия (из «Этического кодекса» РАФ)

Франчайзер 1 :

- развивает свою бизнес-концепцию с успехом в течение разумного периода времени, имея как минимум одно пилотное предприятие, перед тем, как начать создание франчайзинговой системы;
- является владельцем или имеет легальные права на использование его торговой марки, товарного знака или других знаков отличия фирмы;
- предоставляет франчайзи первоначальное обучение и дальнейшую коммерческую и техническую поддержку в течение всего времени действия франчайзингового соглашения.

Франчайзи:

- делает все возможное для развития франчайзингового бизнеса и поддержания имиджа, идентичности и репутации данной франчайзинговой системы;

- предоставляет франчайзеру проверенную операционную информацию, для определения уровня и качества ведения бизнеса, а также финансовые отчеты, необходимые для эффективного управления; предоставляет франчайзеру и/или его уполномоченным агентам доступ в помещение франчайзи, а также доступ к документации по просьбе франчайзера в разумное время;

- не разглашает третьим сторонам информацию, представляющую собой ноу-хау франчайзера, как в течение времени действия соглашения, так и по его истечении.

Обязательства сторон

Стороны взаимодействуют между собой честно. Франчайзер письменно уведомляет франчайзи о каких-либо нарушениях соглашения и, если позволяет случай, дает время франчайзи на исправление этих нарушений.

Стороны должны стараться разрешать все противоречия, разногласия и споры открыто и честно, демонстрируя добрую волю, посредством прямого общения и переговоров.

Любые публикуемые материалы по отбору франчайзи, рекламные и другие материалы, содержащие прямые или косвенные ссылки на возможные будущие результаты, показатели доходов, ожидаемых франчайзи, являются объективными и не вводят в заблуждение. Объективность материалов по отбору франчайзи относится исключительно к публикуемым материалам, доступным общественности. Очевидно, что при обсуждении с франчайзи деталей ведения бизнеса франчайзеру приходится делать предположения, которые могут быть проверены лишь с течением времени.

Для того чтобы дать возможность франчайзи принять на себя какие-либо обязательства, обладая полным знанием, франчайзер предоставляет франчайзи экземпляр настоящего Этического Кодекса вместе с точно и достоверно представленной информацией о франчайзинговых взаимоотношениях в разумный период времени до вступления в эти взаимоотношения.

Франчайзер должен отбирать и принимать в систему новых франчайзи только после разумной проверки кандидатов и при наличии у них основных навыков, образования, личных качеств и финансовых ресурсов, достаточных для ведения франчайзингового бизнеса.

1 В оригинале – франчайзор. Однако в условиях не устоявшейся окончательно терминологии редакция «Бизнес-журнала» применяет термин «франчайзер», что созвучно с такими уже укоренившимися понятиями, как «ритейлер» или «мерчендайзер». — Д. В.

Начать дискуссию

IT-компании

Для ИТ-компаний введут новое условие сохранения права на льготы

Качество обучения ИТ-специалистов в вузах будут повышать за счет привлечения профильных ИТ-компаний.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Стоит ли перечислять платежи на карту третьего лица: у бухгалтеров разошлись мнения. 💸«Ночной бухгалтер» № 1683

Если ваш исполнитель или сотрудник попросит переводить деньги не на свою карту, а например, жене или вообще постороннему лицу, как вы поступите? Закон не запрещает такие переводы, но практика говорит, что могут возникнуть непредвиденные проблемы. Если дойдет дело до суда, то Фемида может развернуться в любую сторону.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Отчетность в СФР

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1

Суды поставили точку в принципиальном деле: должен ли страхователь платить штраф за непредставление ЕФС-1, если СФР не уведомил об обновлении сертификатов шифрования.

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1
Лучшие спикеры, новый каждый день

ФАС назвала свою приоритетную задачу

Контроль ценообразования на социально значимых рынках остается для Федеральной антимонопольной службы приоритетной задачей.

Роструд ответил на основные вопросы про сезонную работу

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Тинькофф запустил банковскую карту по нормам шариата

Банковскую карту, которая соответствует нормам шариата, смогут заказать все мусульмане, которые живут в РФ, а не только в тех регионах, где проходит эксперимент по внедрению исламского банкинга.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Минцифры обозначило 10 задач, которые будет решать

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

На Авито продавцы смогут оставлять отзывы на покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Розничная торговля в ЛНР за год выросла на 42%

В Луганской народной республике утвердили список социально значимых товаров, на которые установлены предельные розничные цены.

⚡️ Итоги дня: Apple защитит пользователей от укачивания, в Москве перестанут строить маленькие студии, а рак мозга будут лечить во сне

Подготовили обзор главных событий дня — 16 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

3
Банки

Покупателям квартир разрешат открывать эскроу-счета дистанционно

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году

Предприниматели на УСН «доходы» могут уменьшать налог и авансы по нему на страховые взносы. Расскажем, как это сделать в 2024 году.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ

Сегодня многие ищут способы выгодно купить USDT за рубли, ведь Тезер – самый надежный и популярный стейблкоин в мире, и его курс напрямую привязан к курсу доллара (USD). В России эту монету можно приобрести несколькими способами: через биржи, с помощью P2P-сервисов и офлайн-обменников, которые находятся в крупных городах : Москва(МСК), Санкт-Петербург (СПБ).

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ

Росфинмониторинг: в агрегатор такси встроили казино

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Каждый третий сотрудник уверен, что у удаленной работы нет недостатков

Сейчас работодатели предлагают удаленную занятость только тем специалистам, которые успели себя зарекомендовать.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний

Корпоративная база знаний ускорит адаптацию новичков в команде и упростит работу опытных сотрудников. Почему правильно организованная база — это гораздо больше, чем просто виртуальная библиотека, читайте далее.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний
НДФЛ

С компенсаций за утечку нужно платить НДФЛ

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки

Как заполнить Уведомление о контролируемых сделках в 2023 году, отражать начисление процентов по ставке 10% ежемесячно или единоразово в декабре? Нужно ли подавать уточненные Уведомления о контролируемых сделках за 2021 и 2022 годы?

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки
Новости ФНС

📊 Вероятность выездной проверки теперь можно сверить с показателями за 2023 г. Эксперт: их обоснованность и подход к применению вызывают сомнения

Опубликованы сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам деятельности за 2023 год.

2

Интересные материалы

Кадры

Среднее профессиональное образование в России предложили сделать бесплатным

Рабочую специальность в России должны получать бесплатно, считает Вячеслав Володин.