Малый бизнес, не попавший в Реестр МСП, остался без господдержки

Хочу заступиться за те малые и средние предприятия, которые по каким-либо причинам не попали в заветный «Реестр субъектов малого и среднего бизнеса». И хочется спросить: «А почему это, собственно, на них меры государственной поддержки не распространяются? Что это за формализм такой?»
Малый бизнес, не попавший в Реестр МСП, остался без господдержки

Хочу заступиться за те малые и средние предприятия, которые по каким-либо причинам не попали в заветный «Реестр субъектов малого и среднего бизнеса». И хочется спросить: «А почему это, собственно, на них меры государственной поддержки не распространяются? Что это за формализм такой?»

Вникал в тему не очень глубоко, но вижу, что в данной ситуации идет нарушение нескольких позиций Конституционного Суда РФ и прогнозирую в будущем серьезные споры по этому поводу.

Вопрос:

Наше предприятие по всем параметрам является малым предприятием. Однако мы в «Единый реестр субъектов МСП» еще не включены (в прошлом году мы к малому бизнесу еще не относились, а стали фактически «малым» относительно недавно). Как быть в этой ситуации? Распространяются ли на нас меры поддержки, определенные постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409?

Ответ:

Напомним, что критерии, которые позволят квалифицировать налогоплательщика как субъекта малого и среднего предпринимательства, определены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

По общему правилу, реестр компаний, относящихся к малому или среднему предприятию, ведется в электронном сервисе «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» на сайте ФНС России.

Отвечая на Ваш вопрос, можно прямо сослаться на положения подп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, в соответствии с котором право на меры поддержки имеют только те малые и средние предприятия (и ИП), которые по состоянию на 1 марта 2020 г. включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поэтому формально, те организации, которые на 1 марта не включены в вышеуказанный реестр не имеют право на меры поддержки, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.

Однако мы считаем, что в данной ситуации необходимо руководствоваться не только формальным подходом, но и подходом «по существу».

Включение предприятие в реестр означает, по нашему мнению, безусловность того, что меры поддержки, предусмотренные в Постановлении Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, на него распространяются в любом случае.

В то же время, соответствие налогоплательщика критериям малого и/или среднего предприятия, но его не включение в реестр субъектов малого и среднего бизнеса, не соотноситься с целью и смыслом тех государственных мер поддержки, которые вводит государство для поддержки тех субъектов бизнеса, которые оказались в сложных экономических условиях.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, налоговые обязательства обусловлены экономической деятельностью, а их возникновению предшествует, как правило, вступление лиц в гражданские правоотношения, на которых и основаны налоговые обязательства и (или) с которыми они тесно связаны. Следовательно, законодательная дискреция в области налогообложения также обусловлена его связью с экономически значимой деятельностью налогоплательщиков, а потому и нормы налогового законодательства, определяя основания, порядок и условия налоговых изъятий в бюджет, находятся в объективной взаимосвязи с нормами гражданского законодательства.

При этом федеральный законодатель, осуществляя соответствующее правовое регулирование, обязан по смыслу ч. 1 ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 19 и ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, исходить не только из публичных интересов государства, связанных с его экономической безопасностью, но и из частных интересов физических и юридических лиц с тем, чтобы соблюдалась соразмерность между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности и обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей.

Иное привело бы к неправомерному перенесению публично-правового метода регулирования, применяемого в налоговых отношениях, основанных на властном подчинении одной стороны другой, на гражданско-правовые отношения, основанные на равенстве участников, и к произвольному ограничению свободы экономической деятельности хозяйствующих субъектов (см. постановления КС РФ от 20.02.2001 № 3-П, от 14.07.2003 № 12-П, от 13.03.2008 № 5-П, от 23.12.2009 № 20-П, от 01.03.2012 № 6-П, от 01.07.2015 № 19-П, от 24.03.2017 № 9-П, от 21.12.2018 № 47-П и др.).

Более того, в силу правовой позиции КС РФ, изложенной в ряде его решений, налоги устанавливаются законодателем в соответствии с сущностью каждого из них и не в виде простого перечня, а как элементы системы, параметры и условия функционирования которой применительно к каждому налогоплательщику во многом предопределяются объективными закономерностями их экономической деятельности; при этом НК РФ исходит из того, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, как это следует, в том числе из п. 3 ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» (Постановление от 11.07.2017 № 20-П; Определения от 01.10.2009 № 1269-О-О, от 01.12.2009 № 1484-О-О и др.).

Кроме того, по смыслу ст. 57 Конституции РФ во взаимосвязи с положениями ее ст. 19, нормативно-правовое регулирование в сфере налогообложения, осуществляемое с учетом его конституционно-правовой природы, должно быть основано на конституционном принципе равенства, который применительно к сфере налогообложения подразумевает его равномерность, нейтральность и справедливость и исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера и возможность их различного применения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковые налоговые последствия и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование (см. Постановления КС РФ от 22.07.2009 № 10-П, от 25.12.2012 № 33-П и др.).

В этом случае, по нашему мнению, для определения права Общества на применение пониженных ставок необходимо руководствоваться именно тем, подпадает ли Общество под критерии МСП на 01.04.2020 г. (то есть на начало периода применения пониженных ставок), которые прямо установлены положениями ст. 4 Закона о МСП, а не сведениями из сервиса ФНС России, поскольку:

Во-первых, на наш взгляд, сервис носит справочный характер и выступает больше как ориентир в оперативном определении статуса компании.

В частности, на сайте ФНС России размещен раздел «Вас нет в реестре МСП или данные не корректны», предусматривающей возможность самостоятельной подачи налогоплательщиком заявления о внесении в реестр актуальных данных.

Иными словами, данные сервиса не носят точного характера и не всегда актуальны, что признается самой ФНС России.

Во-вторых, сама формулировка ст. 6 Закона № 102 предусматривает, что пониженные ставки предоставляются:

 «Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ"…»

Если бы меры поддержки предоставлялись только «субъектам из реестра», об этом прямо было бы указано также в Федеральном законе от 10.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части I и II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Следовательно, на наш взгляд, при определении права налогоплательщика на применение пониженных ставок страховых взносов необходимо ориентироваться на соблюдение им критериев, установленных для МСП в ст. 4 одноименного Закона, а не информацией из сервиса на сайте ФНС России.

Однако при этом во избежание налоговых рисков мы рекомендуем налогоплательщикам, обладающим признаками МСП, но отсутствующим в реестре, своевременно обращаться в ФНС России с соответствующим заявлением о его актуализации.

Кроме того, мы уверены, что налоговые органы будут «текстуально» руководствоваться положениями Постановлением Правительства РФ от 01.04.2020 № 409, поэтому налогоплательщик, не находящийся в вышеуказанном «реестре», но, тем не менее, претендующий на меры государственной поддержки по этому постановлению, должен быть готов защищать свои права и законные интересы в судебном порядке, вплоть до Верховного Суда РФ, а также, не исключено и до Конституционного Суда РФ.

Комментарии

32
  • KLR2020

    Вправе ли ФНС исключить ИП без работников из реестра субъектов МСП на основании непредставления сведений о среднесписочной численности за предшествующий год? С даты регистрации в 2011 г. по настоящее время ИП работников не имел, всем условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ, всегда отвечал. В соответствии с п.3 ст.80 НК РФ индивидуальные предприниматели, не привлекавшие за предшествующий год наемных работников, с 01.01.2017 были освобождены от обязанности представлять сведения о среднесписочной численности. Следовательно, если ИП не привлекал работников, то ФНС должна вносить его в реестр МСП и определять категорию МСП исходя только из размера дохода.

  • понаехавший Тут

    Мне непонятно что будет если было МСП, а потом оно в середине года взяло и выскочило из этого списка, по какой либо причине. Как в этом случае взносы считаются по 15 %, а как по 30%?

Минцифры запретит массовые спам-звонки

Абоненты стараются не отвечать на входящие звонки, чтобы не сталкиваться с рекламными обзвонами и спамом. Власти будут с этим бороться и запретят массовые звонки, инициированные роботами.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

Если вы задумываетесь о том, как получить дополнительный доход, то этот пост для вас. Расскажу о реферальной программе «Клерка»: что это, как работает и почему такое сотрудничество приносит пользу. А еще на собственном примере покажу и расскажу, как зарабатывать на рекомендациях. Забирайте пошаговый алгоритм в закладки!

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом
2
Кадры

На рынке труда пенсионеры и студенты стали ценными кадрами

На фоне дефицита кадров компании заинтересовались в найме студентов и пенсионеров. Теперь им предлагают работу в 2 раза чаще.

Лучшие спикеры, новый каждый день

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

С 1 мая все физлица могут бесплатно переводить между своими счетами до 30 миллионов рублей в месяц через СБП. В Модульбанке повышенный лимит переводов для селлеров доступен уже сейчас с Маркет Картой.

Незавершенное строительство позволяет претендовать на выкуп земли много ниже кадастровой стоимости

В Адыгее сотрудники полиции пресекли попытку приобретения земельных участков мошенническим путем путем незавершенного строительства.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

До текущего года Росстат штрафами только пугал, а теперь наказывает. Как отбиться от штрафа, есть ли шанс?

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами

Согласно закону 54-ФЗ, в большинстве случаев при приеме платежей от физических лиц бизнесу — будь то предприниматель или юридическое лицо — нужна онлайн-касса. По-другому, каждый платеж нужно фискализировать. Расскажем, как сделать это с наименьшими затратами.

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами
Бесплатно с НДФЛ

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

Изменят расчет НДФЛ по процентам от вкладов. Минимальный срок владения для продажи квартир будут считать по-новому для перепланировки и покупки за маткапитал.

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

На одну госпошлину стало меньше

С 23 апреля транспортные средства, переданные фронту, освободили от уплаты госпошлины при постановке на учет.

ЕСХН

Когда применяющих ЕСХН освободят от уплаты налога на имущество

Налог на имущество организаций можно не платить только в отношении объектов, которые участвуют в производстве, переработке и продаже сельскохозяйственной продукции.

Реклама

ФАС обвиняет Сбер в нарушении рекламного законодательства

Потребители из рекламного сообщения не смогли получить полную информацию о кредитном продукте Сбербанка, их ввели в заблуждение привлекательные ставки, выделенные жирным шрифтом.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Глава Минфина: в России нужна «донастройка» налогов

Антон Силуанов готов предложить бизнесу идеи по модернизации фискальной системы.

Брокерские компании восстановились после убытка в 2022 году

Известно, что брокеры получили 33,7 млрд рублей чистой прибыли за 2023 год и стали больше зарабатывать на услугах по размещению ценных бумаг.

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса

Телеграм уже давно не просто мессенджер — это полноценная арена для маркетологов, которые каждый день соревнуются за внимание аудитории. Платформа активно развивается, предлагая все новые и новые рекламные инструменты. Но с ростом возможностей возникает и потребность в автоматизации. Здесь на сцену выходит Telega.in, превращая сложные процессы в дело пяти минут.

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Пишу в техподдержку СБИС так мол и так, почему Уведомление не доходит до ФНС?

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

СФР с 11 марта 2024 года начал принимать отчеты от страхователей в электронном виде с машиночитаемыми доверенностями — МЧД СФР. Теперь документы больше не получится сдать на сайте фонда с помощью скан-копий бумажных доверенностей. Разбираемся, что поменялось для страхователей и как сейчас представлять отчеты в СФР.

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Интересные материалы

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

Не самая справедливая тема, а что делать. Вы знаете (я надеюсь) что патент можно уменьшать на фиксированные взносы ИП, а еще на взносы с зарплаты работников. И правила очень похожи на уменьшение упрощенки на взносы, но, как говорится, есть нюанс.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов