Открыть 15 кофеен за 4 года и не погрязнуть в рутине бизнеса

О пути предпринимателя от excel до онлайн-аналитики ОФД
724 129
Открыть 15 кофеен за 4 года и не погрязнуть в рутине бизнеса

О пути предпринимателя от excel до онлайн-аналитики ОФД

Цифровизация приходит в малый бизнес. Закон 54-ФЗ дал толчок развитию новых инструментов работы с клиентами и повышения качества сервиса. Чем может быть полезно использование онлайн-касс и ОФД в бизнесе сегмента HoReCa, как добиваться эффективности с использованием технологических новшеств, проекту «Маркировка. ЭДО. ОФД» рассказал владелец сети кофеен «Kotofey Coffee» Алексей Кудряшов.

Какая идея подтолкнула на открытие именно этого бизнеса? Как начинали путь предпринимателя?

- Первый мой опыт предпринимательства связан с недвижимостью. С 2013 года я работал риелтором, а спустя пару лет открыл со своим приятелем небольшое агентство недвижимости в Нижнем Новгороде. У нас был крохотный офис в самом центре города, на Варварке. Занимались всем понемногу: арендой, продажей, жилой и нежилой недвижимостью. Первыми клиентами стали наши знакомые, кому нужно было снять/сдать или купить/продать квартиру. Дела шли неплохо, пока к 2015 году рынок не упал. Нужно было что-то менять. Как итог - переезд в Москву и кардинальная смена деятельности (подробнее обо всем этом можно почитать в моей книге «Профессия: стучаться в закрытые двери»).

Вообще, я глубоко убеждён, что сама идея не так важна, как ее реализация. Другими словами, можно заниматься чем угодно, и не важно, свободная эта ниша или занятая, и если ты делаешь это качественно, относишься к своему делу серьёзно, то обязательно добьёшься успеха. 

Если говорить о том, как я пришёл к кофейному бизнесу, то тут все просто. Ещё когда работал с недвижимостью, то заметил, что в холле нашего бизнес-центра стоял кофейный автомат, который пользовался огромной популярностью среди офисных сотрудников и гостей здания. Сразу пришла идея попробовать вендинговый бизнес. Но при расчетах оказалось, что открыть точку по продаже свежеприготовленного кофе, в которой будет работать бариста, по затратам не сильно дороже, зато по выручке и прибыльности - заметно выше. 

Так мы с супругой открыли нашу первую экспресс-кофейню по продаже кофе с собой. Сейчас, за 4 года, мы открыли 15 кофеен, от самой крохотной площадью 3 квадратных метра, до полноценной большой и красивой кофейни площадью 80 квадратов и посадкой на 30 человек. Большинство открыто через партнерскую сеть. Наверное, многим сразу же в голову придёт слова франшиза, но это не совсем так. На данный момент мы помогаем открыть кофейню, что называется, «под ключ», в том числе и под брендом заказчика. 

Концепция нашего бизнеса - это создание места, где готовят вкусный кофе с собой, который легко можно взять по пути на работу, на прогулку, в дорогу и т.п. Рынок кофеен подобного формата (если брать Москву в частности) очень перенасыщен, однако по-прежнему найти вкусный кофе довольно сложно. Поэтому есть куда расти и развиваться, особенно если это касается качества самого продукта и сервиса. Так, мы уже почти два года как сами обжариваем кофе, как для своих кофеен, так и для оптовых покупателей. У нас своё производство в Москве. Свежеобжаренный кофе - совершенно другой продукт, более качественный. И, надо заметить, что на данный момент это наш основной бизнес - если говорить о цифрах и времени, которое мы ему отводим. 

На таком перенасыщенном рынке, особенно в Москве, держаться на плаву достаточно нелегко. Что отличает вас от конкурентов, какие «фишки» предлагаете клиентам?

- Если говорить о нашем конечном потребителе - госте нашей кофейни, то тут все просто: мы предлагаем качественный продукт и «человеческий» сервис. Если с продуктом все понятно, то о сервисе можно сказать пару слов.

В абсолютном большинстве случаев человеку, который зашёл за кофе, не нужно чего-то сверхъестественного: он хочет получить свой любимый напиток максимально быстро и продолжить свой привычный маршрут. Следовательно, нам нужно сделать всего две вещи, чтобы как минимум оправдать его ожидания - приготовить вкусно и быстро. Все. Вроде бы так просто, но в большинстве кофеен этого, к сожалению, нет - то эспрессо очень сильно горчит, то приходится ждать минут 5-10 (да за это время можно бургер приготовить!). А если ко всему этому добавится ещё и искренняя улыбка бариста, и не менее искреннее и простое пожелание хорошего дня, а не заученное «мы рады нашим гостям», «возвращайтесь к нам», «булочку, пирожок, купон, акцию, баллы не желаете» и т.д. и т.п., то, можно считать, что день прожит не зря. Это я и называю «человеческим» сервисом.

Что касается особенностей и отличий нас как производителя кофе. Например, у нас есть такой слоган: «экстремально свежая обжарка». У нас нет склада готовой продукции и мы всегда жарим кофе только под заказ. Как правило, с момента оформления заказа до момента получения проходит не более 48 часов. Для многих наших клиентов это важный момент. В остальном - стараемся все также придерживаться «человеческого» сервиса.

Как добивались репутации и узнаваемости? С какими трудностями столкнулись на пути развития бизнеса? 

- Наверное, о какой-то глобальной узнаваемости говорить пока рано. Но мы над этим работаем. Что касается репутации, то все просто: хорошо делай - хорошо будет. 

Всегда стараемся смотреть с прицелом на будущее, хоть это и достаточно сложно - планировать в реалиях нашей страны и экономики что-то на долгосрочную перспективу. Ведь только долгосрочные отношения с клиентами могут гарантировать развитие и стабильность бизнеса. 

Наверное, с определёнными трудностями приходится сталкиваться ежедневно - клиенты, поставщики, персонал, логистика, налоги и т.п. - все это накладывает определенный груз ответственности. Но об одном могу рассказать.

Поначалу стараешься все делать сам - ты и начальник, и бухгалтер, и дизайнер, и маркетолог, и водитель, и грузчик - это проблема микро-бизнеса, думаю, многие сталкивались с этим. В итоге очень много времени и сил уходит на те задачи, которые мог бы выполнить кто-то другой, и которые, в конечном счете, менее важны, чем задачи по управлению и развитию бизнеса. Получается, что ты погряз в рутине ежедневных дел, а на развитиевремени и сил не осталось. Это, конечно, сильно замедляет рост бизнеса. Сейчас стараюсь все задачи, которые можно отдать без потери качества - делегировать. Другими словами, каждый должен заниматься своим делом в этой цепочке, под названием бизнес: водитель водить, дизайнер разрабатывать дизайн, грузчик грузить и т.п. Раньше казалось, что, выполняя все это самостоятельно, ты экономишь деньги, но на самом деле это не так - упуская возможность заняться своими прямыми обязанностями, т.е. управлением бизнеса, теряешь гораздо больше денег.

Не так давно рынок общепита познакомился с онлайн-кассами и ОФД, как осуществлялся переход? Насколько удобны кассовые решения?

- Мы начали переход на онлайн-кассы в кофейнях ещё задолго до последнего срока перехода на них. Отчасти потому, чтобы не менять впоследствии оборудование, а сразу закупить все необходимое. Отчасти потому, что онлайн-касса и ОФД - довольно удобные инструменты. Современные гаджеты, даже самые простые, уже имеют встроенную систему учета продаж, ERP, механизмы ведения статистики и даже средства повышения лояльности для клиентов. Это очень удобно.

Пользуетесь ли инструментами автоматизации бизнеса и какими?

- Если речь идёт о системах учета продаж, то мы прошли свой путь от табличек в «Экселе» до систем типа Loyverse POS. На сегодняшний день мы все чаще пользуемся штатными системами учета продаж от «Эвотор» или AQSI, либо смотрим показатели в «Платформе ОФД», для небольшой кофейни этого вполне достаточно - всю статистику и динамику по продажам можно увидеть онлайн со смартфона. Особенно это удобно, когда торговых точек, как у нас, несколько, и работу каждой кофейни необходимо отслеживать в реальном времени.

Пользуетесь ли бизнес-аналитикой? 

- Не так давно мы начали использовать CRM системы. Но уже успели убедиться в том, что это очень полезный и эффективный инструмент: видеть динамику за любой период времени, не терять контакт с клиентами, ставить задачи и планы, следить за воронкой продаж - все это очень помогает в ведении бизнеса. Сейчас нам вполне достаточно функционала «Битрикс 24».

Расскажите о себе, о ваших увлечениях?

- Мне 28 лет. Четыре года назад переехали с супругой в Москву. Мне приятно сейчас осознавать, что мое главное увлечение является и моей работой одновременно - это, конечно же, бизнес. Наверное, именно поэтому у меня нет четкого разделения на «будни/выходные» - могу проработать все выходные, а, например, в понедельник провести день с семьей. 

В свободное от бизнеса время предпочитаем путешествовать. В планах очень много стран для посещения. Путешествия невероятно мотивируют и заряжают энергией!

Какие качества помогают вам успешно развивать бизнес?

- Я как-то размышлял об этом и пришел к выводу, что, пожалуй, самое важное качество - это последовательность. Сейчас объясню. 

Результат, наверное, в любом деле, и бизнес здесь не исключение, зависит, в конечном счёте, от выполнения определенных действий, большинство из которых повторяется изо дня в день. И не важно - что ты делаешь - раз за разом готовишь одинаково вкусный кофе, или же раз за разом набираешь номер потенциального клиента в надежде назначить встречу. Одно из определений этого качества - «склонность неотступно следовать чему-либо» как нельзя лучше подходит, чтобы понять, насколько важно это качество для развития бизнеса. 

Ещё, пожалуй, оптимизм и развитое чувство юмора. Без этого вообще никуда. 

Начать дискуссию

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»

Мы подготовили действительно ценный курс для предпринимателей. Здесь вы найдете не только задачи по бухгалтерскому учету, но и уникальные жизненные бизнес-ситуации, которые требуют от трупредпринимателей нестандартного мышления и гибкости.

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»
4
311

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Зачем Бенефициара объявляют в международный розыск?

Мнение налогового адвоката

Экономика России

В 2023 году дефицит федерального бюджета составил почти 3,23 трлн рублей

Минфин засекретил часть расходов федерального бюджета, за 2023 год они составили 32,35 трлн рублей. Тогда как на доходы пришлось 29,12 трлн.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банкротство

Совокупные долги банкротов выросли в 2 раза

За 2023 год суд признал порядка 7,3 тысяч компаний несостоятельными. Их задолженность достигла 3,98 трлн рублей.

Общество

На что обратить внимание при покупке загородного дома, дачи или участка

Федеральная нотариальная палата (ФНП) разъяснила, на что обратить внимание при покупке дачи или земельного участка.

Маркетплейсы

У Wildberries появились брендированные грузовики

Автомобили с фирменными логотипами будут доставлять заказы со складов и сортировочных центров до ПВЗ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Новые штрафы для бизнеса, банки против маркетплейсов и директор с лапками. Что обсуждали сегодня бухгалтеры. 😺«Ночной бухгалтер» № 1667

Бизнес больше не может звонить и отправлять рассылки по смс и e-mail без предварительного согласия абонента. Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят платежи через собственную структуру. Компания ищет сотрудника с лапками, который будет создавать уют, контролировать запасы вкусняшек и обниматься. А также другие новости дня для бухгалтера.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая
1
131
Банки

Данные об иностранных поставщиках платежных услуг станут закрытыми

Центробанк закроет доступ к перечню иностранных поставщиков платежных услуг до конца 2024 года.

Бесплатно с Социальные пособия

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

Как назначается пособие по уходу за ребенком по новым правилам в 2024 году, какие документы нужно предоставить, рассказываем в мини-курсе и приводим форму уведомления о прекращение права сотрудника на получение ежемесячного пособия.

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс
Бесплатно с КоАП РФ

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

17 апреля 2024 года вступили в силу поправки в КоАП. Рассказываем, при каких условиях могут оштрафовать за обзвоны, письма и рассылку смс  и как не попасть под санкции.

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

Новостной дайджест: правила переводов с Сбербанке, новые меры поддержки МСБ, план Минэкономразвития, изменения в налогах, форум «Создай НАШЕ»

Самое интересное и важное за день в новостном дайджесте.

44
Банки

RBI: Европейский центральный банк потребует быстрее свернуть бизнес в РФ

Raiffeisen Bank International ждет требования от ЕЦБ ускорить процесс сокращения бизнеса в России.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Импорт

Вводится режим «параллельного импорта» для зарубежных патентов

Импорт параллельного характера позволяет ввозить в РФ иностранные товары без получения на это согласия от производителя. Такой импорт считается параллельным, так как он осуществляется независимо от официальных каналов через дистрибьюторов.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Мошенничество

Доверительные отношения между ИП и его бухгалтером обошлись предпринимателю в 20,6 млн рублей ущерба

Бухгалтер из Краснодарского края предстанет перед судом по обвинению в неправомерном обороте средств платежей и мошенничестве.

190

Что такое системное мышление и как руководителю научиться использовать его на практике

Мы живем в мире систем. Рабочий коллектив, проектная группа, спортивная команда, семья, зрители в театре, пользователи приложения — мы всегда находимся во взаимодействии с другими людьми и организациями или участвуем в процессах, а значит ведем системную деятельность. И этой деятельностью важно научиться управлять, чтобы достигать своих целей.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: «Яндекс» будет продавать товары для взрослых, Китай урезал поставки, а россияне стали чаще пить растворимый кофе и есть лапшу быстрого приготовления

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

1
91
Бухгалтеры

Авито ищет бухгалтеров и специалистов по финансам

Разбирайте горячие вакансии от крупной компании. Авито нужен специалист казначейства, бухгалтер и старший бухгалтер!

Отпуска

Как уйти в отпуск в 2024 году: как написать и подать заявление и рассчитать отпускные

Каждый работник имеет право на отпуск. Рассказываем, какие отпуска бывают, как написать заявление на каждый из них, как оплачивается период отдыха и когда работодатель может отказать в его предоставлении.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Госдума защитит трудовые права работников маркетплейсов

Работодатели скрывают трудовые отношения с сотрудниками маркетплейсов под договорами с самозанятыми. Из-за этого работники не получают отпускных и больничных.

75

Интересные материалы

Бухгалтеры

🔥 Безлимитных консультаций больше не будет! Успейте купить подписку «Клерк.Премиум» с безлимитными консультациями

Воспользуйтесь шансом купить подписку с безлимитными консультациями экспертов «Клерка» до 22 апреля, чтобы задавать вопросы без ограничений.