Квалифицированная цифровая подпись для ИП. Зачем нужна и как получить

Актуальность электронной подписи для ИП в 2023 году растет с каждым отчётным периодом. Если раньше подпись использовали лишь некоторые ИП, то с введением ЕНС и обязанности сдачи заявления на зачет в электронной форме, без нее уже не обойтись. 
Квалифицированная цифровая подпись для ИП. Зачем нужна и как получить
Иллюстрация: user5812043/freepik

2023 год богат на различные изменения в процессах для бизнеса, главным из которых стало введение единого налогового счета – ЕНС. Изменились сроки уплаты налогов и сдачи деклараций, добавились новые формы отчетности. Одна из них – заявление на зачет. Основное назначение этого документа – фиксирование даты уплаты страховых взносов в бюджет.

Составляется оно только в электронной форме и подписывается КЭП (квалифицированной электронной подписью).

И если на 2023 год без нее можно обойтись, уплачивая взносы по-старому (платежками на КБК взносов), то в 2024 году – сделать это уже не получится.

Резервирование страховых взносов необходимо для уменьшения УСН и патента на страховые взносы. Без фиксирования даты уплаты все взносы будут считаться уплаченными по умолчанию на дату их списания с ЕНС: 31 декабря и 1 июля.

Квалифицированная ЭП. Что это?

Квалифицированная подпись – это информация в электронной форме, подтверждающая достоверность и целостность подписываемого ею документа и авторство лица, составившего его.

Если по-простому: квалифицированная подпись – это собственноручная подпись, но в электронном формате. Документы, которые ею подписаны, так же, как и оригиналы, имеют юридическую силу.

Зачем нужна квалифицированная ЭП?

Про основное назначение (подписание заявления на зачет) сказано выше. Кроме этого, квалифицированная ЭП позволит предпринимателю:

  • Сдавать отчетность в ИФНС, Социальный фонд и другие госструктуры в электронной форме.

  • Взаимодействовать с электронными площадками и сервисами (Госуслуги, Росреестр, Честный ЗНАК и другими).

  • Работать с ЕГАИС.

  • Участвовать в торгах и госзакупках.

  • Вести ЭДО с контрагентами и сотрудниками.

Наличие ЭП. Право или обязанность ИП?

Прямой обязанности ИП иметь электронную подпись законодательство не устанавливает. Работать он может и без нее: сдавать отчетность на бумаге, взаимодействовать с клиентами и госструктурами лично. Но некоторые задачи невозможно реализовать без ЭП. Например, торговать алкоголем, участвовать в торгах и госзакупках.

Пошаговая инструкция по получению квалифицированной подписи ИП в 2023 году

До 2022 года квалифицированная электронная подпись оформлялась в коммерческих удостоверяющих центрах. С 2022 года начался постепенный переход на получение подписей в ФНС. Уже полученные подписи продолжали свое действие, а вот новые необходимо было получать уже в удостоверяющем центре ФНС (УЦ ФНС).

Получите КЭП без посещения ФНС! В этом вам поможет новый сервис от Платформа ОФД. Все подробности в нашем видео.

Изначально действие старых сертификатов ЭП предполагалось прекратить с начала нового 2023 года. Но законом № 536-ФЗ от 19.12.2022 были внесены изменения, согласно которым действие старых подписей, выданных коммерческими центрами, прекращается не с 1 января, а с 1 сентября 2023 года.

Таким образом, пользоваться старой подписью можно еще полгода.

Новую квалифицированную подпись ИП в 2023 году может оформить только в удостоверяющем центре ФНС (УЦ ФНС).

Для получения квалифицированной ЭП предприниматель должен:

  • Выбрать место получения подписи.

  • Приобрести токен (носитель ключа ЭП).

  • Собрать пакет необходимых документов.

  • Получить подпись в удостоверяющем центре.

  • Установить и настроить программное обеспечение для ЭП.

Рассмотрим подробнее каждый из указанных выше этапов.

Шаг 1. Выбор места получения электронной подписи

Квалифицированную подпись можно получить только в пунктах выдачи удостоверяющего центра ФНС или у ее доверенных лиц.

Такими пунктами являются налоговые инспекции. Но занимаются этим не все, а лишь те, у кого есть соответствующие полномочия.

Полный перечень ИФНС, занимающихся выдачей электронных подписей для ИП, приведен на сайте налоговой службы.

Перечень доверенных лиц также пока незначителен, но со временем он будет расширяться и получить подпись можно будет рядом с домом. На момент написания статьи в их число входит семь юридических лиц. С полным перечнем доверенных лиц УЦ ФНС можно ознакомиться на сайте ФНС.

Обратите внимание, что порядок получения подписи в удостоверяющем центре и у доверенных лиц может различаться. Различия могут быть даже между удостоверяющими центрами: как по перечню документов, так и по порядку получения. В связи с этим рекомендуем изучить условия выдачи ЭП у выбранного доверенного лица.

Шаг 2. Покупка токена (устройства для работы с ЭП)

Сама по себе электронная подпись является лишь информацией, которая записывается на физический носитель. Этот носитель вставляется в компьютер или ноутбук, и с помощью специального программного обеспечения производится подписание документа электронной подписью.

Без носителя квалифицированная подпись может существовать: ее можно записать, в принципе, на любой носитель или на сам компьютер. Но такая подпись не будет защищена должным образом, что может повлечь ее незаконное использование мошенниками.

Запись квалифицированной электронной подписи в ИФНС или у доверенных лиц производится только на защищенный носитель – токен.

Токен – ключевой носитель электронной подписи USB-типа, сертифицированный ФСТЭК или ФСБ. Он должен отвечать целому ряду требований. В противном случае, подпись на него записана не будет и ИП откажут в ее выдаче.

К требованиям, которым должен отвечать носитель подписи, относятся:

  • Наличие сертификации от ФСТЭК или ФСБ.

Обязательное требование. Вместе с токеном вам должны выдать документ, подтверждающий сертификацию токена. Его нужно будет приложить к общему пакету документов для получения подписи.

  • Формат устройства.

Токен должен иметь определенный формат – USB Type-А. Устройство другого формата для записи на него электронной подписи не подойдет.

Эти два условия обязательны, в остальном ИП может выбрать токен по своему усмотрению. Производитель может дополнить его расширенной памятью, дополнительными функциями или более защищенным корпусом. Все это скажется на цене.

Дороже выйдут и устройства известных производителей, такие как Рутокен и JaCarta.

Выбирайте токен по своим предпочтениям, не забывая проверить, отвечают ли они двум указанным выше обязательным требованиям.

Данным условиям отвечают следующие виды токенов: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ.

Приобретать новый токен не обязательно, если он у вас уже есть и отвечает всем необходимым условиям.

Электронная подпись ФНС

Закажите электронную подпись в личном кабинете «Платформа ОФД»

Шаг 3. Сбор необходимых документов

Для получения квалифицированной электронной подписи необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • Паспорт.

  • СНИЛС.

  • ИНН.

  • Заявление

Заявление можно заполнить в электронной форме и заранее направить на проверку в удостоверяющий центр ФНС или выбранному доверенному лицу.

К указанным документам в ИФНС потребуется предоставить и сам носитель (токен) квалифицированной подписи, приобретенный заранее.

Обратите внимание, что у доверенных лиц перечень документов для получения подписи может отличаться. Рекомендуем заранее уточнить список необходимых документов.

Шаг 4. Получение подписи в удостоверяющем центре (у доверенного лица)

После того как пакет документов будет собран, а токен приобретен, все это необходимо будет отнести в выбранный УЦ или к доверенному лицу.

Сэкономьте свое время и закажите электронную подпись для ИП в Личном кабинете «Платформа ОФД». Это удобно, так как данные заполняются автоматически из Личного кабинета.

Важные моменты про ЭП:

  • Срок выдачи подписи – в день обращения.

  • Стоимость подписи (не считая стоимости токена) – бесплатно.

  • Срок действия подписи – 15 месяцев.

  • Ключ подписи – неэкспортируемый, то есть его нельзя скопировать с токена на компьютер.

  • Получение по доверенности – невозможно.

Шаг 5. Установка и настройка ПО для работы с подписью

Для начала работы с подписью мало ее получить, нужно также настроить программное обеспечение на компьютере, где подпись будет использоваться.

Для каждой машины ПО нужно настраивать отдельно и, это может сказаться на стоимости, так как некоторые программы платные. Например, КриптоПро CSP.

Для работы с электронной подписью на компьютер потребуется установить следующие программы:

  • Основное программное обеспечение – «КриптоПро CSP».

  • Плагин для работы с электронной й подписью.

  • Расширение плагина для работы в вашем браузере.

  • Драйвер для токена.

Драйвера для скачивания – Рутокен, JaCarta.

Для работы с порталом Госуслуг или системой ЕГАИС понадобится установить дополнительные плагины или программы.

КЭП без посещения ФНС

Для руководителей компаний и ИП

Реклама: ООО «ЭВОТОР ОФД», ИНН: 9715260691, erid: LjN8KK78D

Комментарии

2
  • ПлатформаОФД

    Здравствуйте! Генерация подписи сейчас происходит только в КриптоПро

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру