Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий

В настоящее время медицинская помощь с применением телемедицинских технологий получила широкое распространение на Западе, однако, в Российской Федерации находится в стадии развития и является новым направлением работы.
Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий

В настоящее время медицинская помощь с применением телемедицинских технологий получила широкое распространение на Западе, однако, в Российской Федерации находится в стадии развития и является новым направлением работы.

Телемедицина – это комплекс организационных, финансовых и технологических мероприятий, обеспечивающих деятельность системы дистанционной консультационно-диагностической медицинской услуги, при которой пациент или врач, непосредственно проводящий обследование или лечение пациента, получает дистанционную консультацию другого специалиста, используя современные информационно-коммуникационные технологии.

Такое определение телемедицины содержится в «Меморандуме о сотрудничестве государств-участников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем».

По сути дела телемедицина – это дистанционное оказание медицинской помощи.

По действующему законодательству телемедицинскую помощь вправе оказывать медицинские организации всех форм собственности: частные (коммерческие, некомерческие), государственные, муниципальные.

Медицинская помощь в данном формате может быть оказана как в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), так в рамках добровольного медицинского страхования (ДМС) и по возмездным договорам оказания медицинских услуг. 

В российском законодательстве основные требования к оказанию медицинской помощи с применением телемедицинских технологий содержатся в следующих нормативно – правовых актах:

- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (часть 1 статьи 36.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») (далее – Закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г.);

- Приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» (далее – Приказ № 965н от 30.11.2017);

- Постановление Правительства РФ от 28.11.2011 № 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;

- Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».

Телемедицинская помощь не является отдельным видом медицинской деятельности, и телемедицинские технологии используются как технологическая составляющая при выполнении работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Таким образом, медицинская организация оказывает медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий по видам работ (услуг), которые указаны в лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Медицинская помощь с применением телемедицинских технологий, как и медицинская помощь в целом, оказывается:

- с учетом порядков оказания медицинской помощи;

- с учетом клинических рекомендаций;

- на основании стандартов медицинской помощи.

Соблюдение порядков оказания медицинской помощи, в свою очередь, является одним из лицензионных требований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 и входит в предмет лицензионной проверки Росздравнадзора. Несоблюдение порядков оказания медицинской помощи является грубым нарушением лицензионных требований, которое может повлечь за собой административную ответственность (статья 14.1 или 19.20 КоАП РФ).

Законодательство позволяет применять телемедицинские технологии при оказании следующих видов медицинской помощи:

-первичной медико-санитарной помощи;

-специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

-скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

-паллиативной медицинской помощи.

Медицинская помощь с применением телемедицинских технологий может оказываться в любых условиях: вне медицинской организации, амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно. Условия оказания помощи определяются фактическим местонахождением пациента.

Консультации (консилиумы врачей) с применением телемедицинских технологий проводятся:

-в экстренной форме;

-в неотложной форме;

-в плановой форме.

В соответствии с действующим законодательством телемедицинские технологии могут применяться в следующих форматах работы:

- при организации и оказании медицинской помощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой;

- при организации и оказании медицинской помощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями.

Однако, в настоящее время на практике телемедицинская помощь оказывается только в формате взаимодействия медицинских работников между собой в ситуации, когда требуется, например, мнение специалиста, которого нет в конкретной медицинской организации. Кроме того, по всей вероятности это обусловлено еще и необходимостью точной передачи информации о состоянии здоровья, что, в свою очередь влияет на правильность оценки состояния здоровья, обоснованность, эффективность консультации. В формате взаимодействия медицинская организация – медицинская организация в процессе обмена информацией на стороне пациента участвует врач, и именно врач передает информацию о пациенте, что позволяет избежать ошибок. Поэтому, прямое взаимодействие медицинской организации с пациентом пока не предусматривается: пациент не может зарегистрироваться на официальном портале телемедицинской помощи и направить «напрямую» запрос врачу и получить «напрямую» от него ответ.

В соответствии с действующим законодательством целью получения телемедицинской консультации в формате медицинский работник – медицинский работник является получение:

- заключения медицинского работника сторонней медицинской организации, привлекаемого для проведения консультации и (или) участия в консилиуме врачей по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности перевода в специализированное отделение медицинской организации либо медицинской эвакуации;

- протокола консилиума врачей по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности перевода в специализированное отделение медицинской организации либо медицинской эвакуации.

В свою очередь целью применения телемедицинских технологий в формате медицинский работник – пациент или его законный представитель является:

-профилактика, сбор, анализ жалоб пациента и данных анамнеза, оценка эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;

-принятия решения о необходимости проведения очного приема врача (осмотра, консультации).

Важную оговорку содержит Закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г.: дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента назначается лечащим врачом после очного приема (осмотра, консультации). Коррекция ранее назначенного лечения осуществляется только при условии установления диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации).

Для проведения телемедицинских консультаций необходимо:

-помещение;

-средства связи;

-оборудование для проведения консультаций (консилиумов врачей).

Передача данных в ходе телемедицинской консультации происходит по защищенным каналам связи, исключающим несанкционированный доступ, несанкционированную утечку информации, которая составляет персональные данные и врачебную тайну (врачебная тайна – это специальная категория персональных данных).

Участники дистанционного взаимодействия в целях идентификации и аутентификации должны использовать единую систему идентификации и аутентификации.

Единой системой идентификации и аутентификации в настоящее время является государственный портал Госуслуг https://www.gosuslugi.ru/. Поэтому, регистрация всех участников телемедицинской помощи происходит на портале Госуслуг  https://www.gosuslugi.ru/.

Собственно оказание телемедицинской помощи осуществляется в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/823. На этом же портале размещается Федеральный регистр медицинских работников и Федеральный реестр медицинских организаций.

Важно: Телемедицинская помощь осуществляется медицинскими работниками, сведения о которых внесены в Федеральный регистр медицинских работников, а также при условии регистрации соответствующих медицинских организаций в Федеральном реестре медицинских организаций ЕГИСЗ.

Следовательно, телемедицинская помощь ни в коем случае не должна оказываться по телефону, электронной почте или через мобильные приложения, не связанные с государственным порталом Госуслуг. Это, прежде всего, обусловлено тем, что данные каналы связи не удовлетворяют требованиям законодательства РФ, которые предъявляются к защите персональных данных и врачебной тайны.

В связи с этим, телемедицинская помощь оказывается при условии обязательного соблюдения требований, установленных законодательством РФ в области защиты персональных данных, и соблюдением врачебной тайны.

Поскольку обязательным условием обработки персональных данных является согласие субъекта персональных данных на их обработку,  в таком случае до получения телемедицинской помощи пациенту необходимо предложить подписать такое согласие. Такое согласие будет формироваться в форме электронного документа.

Кроме того, необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Это требование необходимо соблюдать при оказании телемедицинской помощи. Такое согласие дается на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Пациент также вправе отказаться от медицинского вмешательства, либо попросить его приостановления. Отказ от медицинского вмешательства также должен быть информированным: при отказе от медицинского вмешательства пациенту в доступной форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

Специальной формы информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или отказа от медицинского вмешательства для телемедицинской помощи в настоящее время нет. Поэтому, подписанию подлежит форма, разработанная медицинской организацией с учетом требований приказа Минздрава России от 20.12.2012 № 1177н.

Однако, в настоящее время Минздрав РФ предлагает в перечень видов медицинских вмешательств, на которые требуется информированное добровольное согласие включить:

- консультации с применением телемедицинских технологий;

- дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства также формируется в форме электронного документа.

Телемедицинская консультация считается завершенной после получения запросившей организацией (пациентом или его законным представителем) медицинского заключения по результатам консультации или протокола консилиума врачей или предоставления доступа к соответствующим данным и направления уведомления по указанным контактным данным запросившей организации (пациента или его законного представителя).

При этом, консультант (врачи - участники консилиума) несет ответственность за рекомендации, предоставленные по результатам консультации (консилиума врачей) с применением телемедицинских технологий, в пределах данного им медицинского заключения.

Документирование информации о проведении консультации с применением телемедицинских технологий, включая внесение сведений в медицинскую документацию, осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Начать дискуссию