Право

Закон о такси: плюсы и минусы

22 декабря 2022 года принят закон №580-ФЗ, которым установлены новые правила работы такси. Большая часть положений этого закона вступит в силу только с 01.09.2023, однако часть из них действует уже сейчас. Попробуем разобраться, что именно изменилось в правилах организации перевозок такси
Закон о такси: плюсы и минусы
Иллюстрация: RosCo

Законом предусмотрено создание трех реестров, в которых будет аккумулирована информация по всем перевозчикам, такси и службам заказа такси (агрегаторам):

  1. реестр перевозчиков — в нем будут перечислены все компании, ИП и самозанятые, осуществляющие услуги по перевозкам на легковом такси;

  2. реестр служб заказа — то есть список компаний, которые получают вызовы от потребителей и передают их перевозчикам;

  3. реестр легковых такси — список автомобилей, которые используются при перевозках легковым такси.

Реестры будут представлять из себя электронные базы данных, в которых будут храниться сведения обо всех разрешениях на осуществления услуг такси (есть ли такое разрешение, не приостановлено ли оно, не аннулировано ли и пр.)

Требования к водителям

Водителям такси смогут работать только по трудовому договору с компанией-перевозчиком или ИП-перевозчиком либо самостоятельно зарегистрировавшись как ИП или самозанятым.

При этом у них должны быть не только права категории В, но также еще и стаж вождения от 3 лет. Также они должны будут пройти аттестацию на знание города.

Препятствием для работы водителем станут следующие обстоятельства:

  • наличие судимости за определенные преступления (в основном — связанные с применением насилия);

  • наличие трех и более неоплаченных автомобильных штрафов, кроме тех, срок оплаты которых истек;

  • наличие двух подряд на протяжении одного года административных наказаний за нарушения ПДД в виде ареста или лишения водительских прав.

Требования к перевозчикам

Перевозчик — это компания или ИП, которые непосредственно организуют перевозку с помощью такси.

Они обязаны:

  • использовать в работе только те автомобили, которые допущены к участию в дорожном движении и соответствуют установленным требованиям;

  • допускать к управлению автотранспортным средством только тех водителей, которые заключили с ними трудовой договор, и соответствуют установленным требованиям;

  • состоять на учете в налоговом органе;

  • не менее 6 месяцев хранить в электронном или бумажном виде сведения о каждом вызове (номер заказа; дата, время принятия и исполнения заказа; место и время начала и окончания перевозки; информацию об автомобиле и нек. др.).

Изменения порядка оплаты

Законом предусмотрено введение единого порядка расчета оплаты за поездку.

Порядок будет обязателен для всех такси в России.

Расчет стоимости может производиться:

  • перевозчиком;

  • службой заказа;

  • по таксометру (то есть по цене за единицу времени).

При этом, в законе сказано, что с тарифами пассажиры должны быть ознакомлены заранее. Эти тарифы надлежит указывать на сайте перевозчика или на сайте службы заказа.

Требования к службе заказа

Главное новшество — разделение ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира между перевозчиком и службой заказа такси. Так, служба будет нести:

  • солидарную ответственность, если у перевозчика не было разрешения на перевозку или оно было аннулировано либо приостановлено;

  • полную ответственность перед пассажиром, если он не был уведомлен о наименовании перевозчика;

  • субсидиарную ответственность с перевозчиком-самозанятым, если страховка по ОСАГО не покрыла реально причиненный ущерб.

Требования к автомобилям:

  1. внешний вид («шашечки» на кузове, оранжевый фонарь на крыше, окраска кузова в специальный цвет, установленный законодательно);

  2. наличие на видном месте в салоне информации о водителе, перевозчике и о тарифах.

Плюсы и минусы введения нового закона

К плюсам можно отнести правило о единообразном подходе к ценам на такси и ознакомлению с ними покупателя до перевозки. Раньше узнать цену поездки на такси заранее можно было не всегда.

Например, днем цена от точки А до точки Б могла быть 500 рублей, а уже через пару часов — все 700, потому что, якобы, увеличилось количество заказов.

По новым правилам такое произвольное ценообразование запрещено. Закон разрешает менять цену в зависимости от времени и дня недели, класса комфортности автомобиля и т.п, но все расценки с учетом перечисленных параметров должны быть заранее опубликованы в общедоступном месте.

Увеличение же цены, обоснованное ничем не подтвержденным «повышенным спросом», незаконно.

Минусов много, перечислим основные:

  • Главная проблемарост цен, который, по мнению многих специалистов, неизбежен при новом подходе.

Множество дополнительно введенных требований к участникам перевозок потребует значительных вложений от них.

Многим службам такси придется полностью перестраивать свою работу, в результате не все из них смогут соблюсти установленные требования, в связи с чем количество компаний, организующих перевозки, может резко уменьшиться. В свою очередь, это, конечно, приведет к мгновенному взлету цен.

  • Также специалисты видят проблему в части введения требований к самозанятым водителям. Хотя законом и предусмотрена возможность работать в сфере такси самозанятым, на практике осуществить это будет очень сложно.

Дело в том, что, к примеру, страховка по ОСАГО по тарифу для такси, которую обязаны оформлять самозанятые, во много раз дороже обычной страховки такого же типа для физлица.

К тому же, самозанятым придется выполнить еще ряд всевозможных дорогостоящих, а зачастую и трудновыполнимых требований, чтобы работать таксистами: проходить медосмотры, покрасить машину в определенный цвет и пр.

Однако в настоящее время самозанятые водители редко работают полный день, работа в такси для них — скорее, подработка, поэтому вряд ли они останутся в отрасли, для них это станет невыгодно.

При этом во многих отдаленных районах единственная возможность добраться куда-либо, до той же больницы, например, — это такси, но работают там именно частники-физлица, которые по новым правилам работать, скорее всего, не станут.

Это вызовет всплеск незаконных перевозок, что не только не повысит безопасность для пассажиров, но, наоборот, может привести к значительному ее снижению.

Реклама: ООО «ЛЕГАЛ ЭДВАЙС», ИНН: 7842509289, erid: LjN8KPD6D

Комментарии

5
  • Денис Томилов

    Ну да липовые путевки это поможет в снижении аварийности!!! Да и не липовые, где столько мед. работников найдется для проверки многомиллионной армии таксистов? Лучше бы реально занимались безопасностью на дороге. Где ГИБДД годами езжу никто не останавливает и опасаюсь вокруг могут и пьяные и под наркотой и тд тп ездить!

  • Денис Томилов

    Лучше обязали водил с лицензиями за счет агрегатора проходить мед. комиссию ежегодно и тех кто не прошел лишать или ограничивать их права (кат. автобусов, грузовых убирать и лишать лицензии если плохое здоровье) и польза государству и многие бесплатно будут узнавать о своих проблемах со здоровьем. Ну и авто ТО делать раз в полгода или квартал разумеется тех которые сняты с гарантии дилера. Новые то зачем проверять!

  • omegakomi

    Люди которые пишут и выпускают сырым закон, не перебрав все варианты развития последствий данного закона - недалекие люди. Проблема этих деятелей  в отсутствии ответственности за свои деяния! А по другому это не назвать. Под каждым законом должно стоять имя Автора - который отвечает за последствия введенного им закона  - до уголовной! И только Автор должен решать, чего можно добавить, и чего убрать, а не группа популистов! Примите закон, что при принятии закона  за ним стоит  Автор или несколько человек, и они несут полностью солидарную ответственность за данный закон! Нанес данный закон  ущерб государству, людям - к ответственности от Материальной до Уголовной. И будет Все счастье. 

    • VadimBA

      Зачем Вам имя Автора, если есть тот, кто эти законы подписывает, делая их обязательными к исполнению?

    • Старый ворчун

      Под каждым законом должно стоять имя

      Уже исполнено.

      Под каждым законом стоит имя. Давно.

Банки

С 1 мая между своими банковскими счетами можно переводить без комиссии и до 30 млн рублей

Отправить деньги на свой счет в другие банки можно без комиссий. Также кредитным организациям запрещено ограничивать размер и число переводов в пределах 30 млн рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Простая электронная подпись (ПЭП) — удобный и доступный инструмент, который позволяет придавать юридическую силу электронным документам, экономить время и ресурсы на бумажной волоките. Разберемся, что такое ПЭП, как ее получить и использовать, а также поговорим о преимуществах и перспективах развития этой технологии.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на май, ведь что? Ведь дивидендный сезон в самом разгаре, вот что. Компании объявляют и выплачивают годовые дивы за весь 2023 год, а также некоторые компании платят за первый квартал 2024.

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть
Лучшие спикеры, новый каждый день

​Налоговая оговорка. Оговорка не приговорка (каламбур)

Нас уже несколько раз просили разобрать вопрос налоговой оговорки.

​По ту сторону судебного процесса: история одного дела

Как известно нашим уважаемым подписчикам, на канале мы регулярно приводим обзоры наиболее интересных дел, выводы по которым могут быть полезными налогоплательщикам. Однако, гораздо больше сил и времени наши консультанты тратят на непосредственное участие в самих судебных процессах.

А как у них? Налогообложение в Катаре

Сегодня поговорим о Катаре – стратегическом партнере России на ближнем востоке. Государство, которое занимает третье в мире место по запасам природного газа, но у которой ограниченный ресурс в агропромышленной сфере из-за суровых условий региона местоположения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 1 мая в России переводы между своими счетами в разных банках станут бесплатными

Сейчас на переводы себе и другим людям действует общий лимит СБП — 100 тысяч рублей в месяц.

«Тинькофф Инвестиции»: 3 мая завершается прием заявок на обмен заблокированных иностранных активов

«Тинькофф Инвестиции» опубликовали инструкцию по обмену заблокированных иностранных активов для своих клиентов в Telegram-канале.

С 29 апреля — новая форма уведомления в налоговую о невозможности подачи документов в срок

ФНС утвердила новые форму и формат уведомления в налоговую о невозможности представления в установленные сроки документов и информации в электронной форме.

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Нет тела — нет дела! Или нет документа — нет уголовного дела!

Мнение адвоката о защите по экономическим преступлениям и спорам.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Общество

Туристы получили больше гарантий

С 1 мая 2024 года существенно выросла сумма финансового обеспечения ответственности туроператоров перед туристами.

Общество

Словари русского языка включат в единый цифровой ресурс

Внесли изменения в федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации».

Инвестиции

Шашлыки лучше IPO МТС Банка, укрепление рубля, отпуск у индекса, море дивидендов, новые бонды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и как укрепляется рубль. А ещё вдыхать аромат шашлыка на майских праздниках. Как раз к первомаю рубль укрепился, индекс уже собрал чемоданы и умотал на отдых, халвинг не помог биткоину. Дивидендами просто заваливают, прошло IPO МТС Банка, вышло много новых выпусков облигаций.

Шашлыки лучше IPO МТС Банка, укрепление рубля, отпуск у индекса, море дивидендов, новые бонды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Фейковых приложений банков стало на 25% больше: причина и как обезопаситься

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Общество

Расширят ответственность за участие в деятельности нежелательных организаций

За участие в деятельности любых нежелательных организаций Госдума хочет ввести административную и уголовную ответственность.

Законопроекты

Тех, кто игнорирует федеральные законы, хотят отстранять от должности

Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил отстранять от должности представителей региональных властей, которые не исполняют федеральные законы.

Ура! Выходные! Главное в майские не забудьте про уплату налогов. Праздничный выпуск 🎈«Ночной бухгалтер» № 1674

За дачными и диванными выходными легко пропустить очередной срок уплаты. Кто уже заплатил все налоги — тот молодец, остальным — наши напоминалки и подсказки в помощь (мы новые разъяснения сделали по фиксвзносам за 2023 год, которые заплачены только сейчас). Ну и без предвыходных позитивов не обошлось.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Интересные материалы

Валюта

Банкам будет проще получить разрешение на вывоз валюты

Кредитным организациям больше не нужно представлять в ЦБ заключения об установленных критериях повреждений вместе с заявлениями о вывозе ветхих или поврежденных купюр.