Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета в малом бизнесе

Малые предприятия вправе облегчить себе жизнь за счет послаблений при организации и ведении бухучета. Расскажем, как упростить бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса: какие есть способы, кто вправе их применять, какие есть ограничения.
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета в малом бизнесе
Иллюстрация: СберРешения

Кто вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Не использовать отдельные элементы бухгалтерского учета, но при этом работать в соответствии с законодательством, вправе субъекты малого предпринимательства, которые состоят в едином реестре МСП. Речь идет только о малых и микропредприятиях, на средние такое право не распространяется.

Малым признается предприятие, которое подходит под критерии, перечисленные в ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Доверьте ведение бухгалтерского учета Моя бухгалтерия Аутсорсинг. Мы поможем оптимизировать и упростить учет, проинформируем об изменениях в трудовом, налоговом и бухгалтерском законодательстве, а также отследим соответствие критериям и лимитам для упрощенного учета и специальных налоговых режимов.

Какие предприятия не имеют права вести упрощенный бухучет

Не могут упрощать бухгалтерский учет (п. 5 ст. 6 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • федеральные, региональные и муниципальные бюджетные организации;

  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

  • кредитные потребительские кооперативы;

  • микрофинансовые компании;

  • политические партии;

  • адвокатские бюро, коллегии адвокатов, юридические консультации;

  • нотариальные и адвокатские палаты;

  • НКО-иноагенты, включенные в реестр (п. 10 ст. 13.1 закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ);

  • компании, финансовая отчетность которых подпадает под обязательный ежегодный аудит.

К таким относят:

  • публичные и непубличные акционерные общества;

  • компании, ценные бумаги которых торгуются на бирже;

  • юрлица, выручка которых за предыдущий год превысила 800 млн рублей;

  • компании, у которых стоимость активов на конец предыдущего года согласно бухгалтерскому балансу составила или превысила 400 млн рублей;

  • профессиональных участников рынка ценных бумаг — брокеры, дилеры, депозитарии, управляющие компании акционерных и паевых инвестиционных фондов;

  • фонды, которые в предыдущем году получили средства и/или имущество на сумму от 3 млн рублей;

  • и другие, перечисленные в п. 1 ст. 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Упрощенные способы бухгалтерского учета

Предприятия, у которых есть право на упрощенное ведение бухгалтерского учета, могут использовать упрощенные способы ведения бухгалтерского учета — в комплексе, либо какой-то один — в зависимости от ограничений, накладываемых законодателем на тот или иной упрощенный способ учета, а так же с учетом специфики бизнеса. Упрощение бухучетаправо компании, а не обязанность. Поэтому при необходимости юрлицо может вести учет полностью.

Рассмотрим основные способы ведения учета в упрощенной форме и приведем типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета.

Ведение кадрового учета

Кадровое делопроизводство в соответствии с требованиями ТК и кадровой политики организации

Сокращенный план счетов

Такой способ упрощения учета дает право включить в рабочий план счетов меньшее количество счетов с помощью объединения между собой групп однородных счетов и использования одного общего счета.

Рекомендации, как сгруппировать счета и каким счетом заменить, приведены в п. 8 р. 2 Типовых рекомендаций из приказа Минфина от 21.12.1998 № 64н. Например:

  • производственные запасы можно учитывать только на счете 10 «Материалы» вместо отдельных счетов 10, 11, 15 и 16;

  • затрата на производство и продажу продукции (работ, услуг) — на счете 20 «Основное производство» без детализации учета затрат на счетах 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44;

  • а для расчетов с контрагентами использовать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо группы счетов 60, 62, 71, 73, 75, 79.

Однако за компаниями остается право объединять не все группы счетов, а только некоторые. Например, если организация работает с большим количеством поставщиков и подрядчиков, то отдельный их учет на счете 60, как при использовании полного плана счетов, будет удобнее.

Какой бы вариант сокращения плана счетов предприятие не выбрало, рабочий состав счетов необходимо закрепить в учетной политике.

В остальном такой способ учета не отличается от полного: принцип двойной записи и требование об использовании бухгалтерских регистров сохраняются.

Команда профессионалов СберРешений проведет экспресс-диагностику текущего состояния всех участков учета, поможет исправить ошибки и подготовить недостающие документы, а также сформировать учетную политику с учетом возможных методов упрощения бухгалтерского учета и отчетности.

Простой учет

При простом учете организации работают без применения двойной записи, то есть просто записывают свершившиеся факты финансово-хозяйственной деятельности в специальном журнале (например: форма № К-2МП, приложение № 12 к рекомендациям для субъектов МСП от 25.04.2013 № 4/13). Раз в месяц бухгалтер подводит итог: подсчитывает обороты и остатки.

Такой способ учета подходит только микропредприятиям и НКО, которым разрешен упрощенный учет. Критерии микропредприятия установлены законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ: среднесписочная численность не более 15 человек, доход не более 120 млн руб. в год, минимум 51% уставного капитала ООО (если микропредприятие — ООО, а не ИП, например) должно принадлежать физлицам или организациям — МСП. Самый надежный и простой способ узнать статус своего предприятия (среднее, малое или микропредприятие) — по реестру на сайте.

Сокращенный учет

При сокращенном учете малым предприятиям разрешено не использовать стандартные бухгалтерские регистры, заменив их журналом учета фактов хозяйственной деятельности (форма К-1МП) — приложение № 1 к приказу Минфина от 21.12.1998 № 64н и форма № В-8 для учета расчетов по зарплате — приложение № 10.

При большом количестве операций альтернативой книге могут служить типовые ведомости из приказа № 64н, например:

  • форма № В-4 — для учета денег в кассе и на расчетных счетах, капитала, износа, прибылей и убытков;

  • форма № В-7 — для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Приказ № 64н предусматривает девять форм для учета различных операций, обороты по итогам каждого месяца собираются в форму № В-9 — шахматную ведомость, на основании которой бухгалтер формирует итоговую бухгалтерскую отчетность.

Заполнять ведомости и журнал необходимо с использованием двойной записи.

Все вышесказанное справедливо для ведения учета вручную, без использования бухгалтерского программного обеспечения

Отказ от применения ряда ПБУ и ФСБУ

Малые предприятия могут вести бухгалтерию без учета требований некоторых ПБУ и ФСБУ. В частности, малым предприятиям разрешено:

  • Не формировать резервы предстоящих расходов на выплату отпускных и годовых премий, гарантийный ремонт и обслуживание (ПБУ 8/2010).

  • Вести учет расходов по договорам строительного подряда без применения специальных корректировок, ориентируясь на требования ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (ПБУ 2/2008).

  • Не отражать постоянные и временные разницы и не формировать постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства при исчислении налога на прибыль (ПБУ 18/02).

  • Не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности в годовой бухгалтерской (ПБУ 16/02).

  • Не раскрывать при формировании бухгалтерской отчетности информацию о влиянии и/или контроле со стороны иных физических и юридических лиц (ПБУ 11/2008).

  • Вести учет МПЗ по цене поставщика, а иные затраты, связанные с приобретением запасов, списывать в расходы по обычным видам деятельности (ФСБУ 5/2019).

  • Не пересчитывать стоимость основных средств, когда меняются оценочные обязательства (ФСБУ 6/2020).

  • Не пересчитывать сумму затрат на капитальные вложения при длительной отсрочке или рассрочке (ФСБУ 26/2020).

  • Признавать арендные платежи текущими расходами арендатора, без формирования в учете права пользования активом и обязательств по аренде (ФСБУ 25/2018).

Кассовый метод учета доходов и расходов

Малые предприятия могут упростить учет доходов и расходов: они вправе забыть про метод начисления и применять кассовый. А именно:

  • доходы признавать в момент, когда от покупателя или заказчика поступила оплата;

  • а расходы — когда компания погасила задолженность перед поставщиком или подрядчиком при условии, что товар поставлен, услуги оказаны, а работы выполнены.

При этом поступившие авансы не признаются доходом, а перечисленная предварительная оплата не признается расходом, поскольку кассовый метод не должен противоречить общим принципам ведения бухгалтерского учета.

Рассмотреть целесообразность применения кассового метода имеет смысл только:

  • организациям торговли, у которых расчеты с поставщиками и покупателями происходят на дату отгрузки товара или строго в пределах одного отчетного периода;

  • организациям, оказывающим услуги населению и также не имеющим задолженности перед своими поставщиками и подрядчиками.

Упрощенная отчетность

Еще один способ упростить учет — сдавать не полный комплект финансовой отчетности, а только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. В упрощенном бухучете их формируют по формам из приложения № 5 приказа Минфина № 66н от 02.07.2010.

В остальном требования к бухгалтерской отчетности те же: в ИФНС и в органы статистики по месту регистрации в срок до 31 марта года, следующего за отчетным.

Заключение

Право малого бизнеса использовать упрощенные способы ведения бухгалтерского учета касается различных сфер и направлений деятельности предприятия. Компания самостоятельно определяет, вести ли полный учет, или применять упрощенные способы, и если да – то какие, с учетом законных ограничений. Главное — выбранные приемы отразить в учетной политике, следовать им и пересматривать по мере изменения оборотов и направлений деятельности бизнеса. Это снизит затраты бизнеса на бухгалтерию.

Моя Бухгалтерия Аутсорсинг — это оперативное решение задач клиента, прием на комплексное бухгалтерское, налоговое и кадровое сопровождение ИП, ООО и НКО от команды профессионалов без внезапного ухода бухгалтера в отпуск, декрет и на больничный. Оставьте заявку и получите три месяца сервиса всего за 1 рубль.

Получите три месяца сервиса «Моя Бухгалтерия Аутсорсинг» и квартальный отчет — за 1 ₽.

Получите три месяца сервиса «Моя Бухгалтерия Аутсорсинг» и квартальный отчет — за 1 ₽.

Три месяца ведения бухгалтерии за 1 ₽

Получите три месяца сервиса «Моя Бухгалтерия Аутсорсинг» и квартальный отчет — за 1 ₽

Реклама: АО «Интеркомп», ИНН: 7709688816, erid: LjN8Jyk8R

Начать дискуссию

Не знаете плана счетов? Вы не бухгалтер!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Лучшие спикеры, новый каждый день

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей

В отличие от трудоустройства иностранного сотрудника по обыкновенному разрешению на работу (РНР), оформление иностранца в статусе ВКС является более быстрым процессом и имеет ряд преимуществ. Работодателю не нужно получать квоту, оформлять разрешение на привлечение иностранцев, а документы для ВКС выдаются сразу на 3 года.

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей

Резиденты ТОР получат госимущество в упрощенном порядке

Предприниматели из специальных экономических территорий смогут быстрее получать недвижимое и движимое имущества без торгов и на льготных условиях.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов

Автоматизация позволяет владельцу бизнеса выйти из рутины и операционки. При этом процессы останутся управляемыми. Разберемся, с какими трудностями автоматизация помогает справиться бухгалтерской аутсорсинговой фирме и какие возможности дает.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Коллекторы

Должников по ЖКХ защитят от коллекторов

Коллекторов и других третьих лиц запретят привлекать для выбивания долгов за жилищно-коммунальные услуги.

В ЕГРН больше не будет информации о режимных объектах

Вступает в силу закон о неразглашении назначения, положения и видов режимных объектов.

Акцизы

Изменятся акцизы на российские вина

Игристые вина и российское шампанское будет облагаться акцизом в размере 119 рублей. В первоначальной версии законопроекта депутаты планировали увеличить этот налог до 141 рубля.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

У каждой онлайн-площадки своя стратегия взаимодействия с продавцами. Но условия работы у них схожи и политика блокировок одна и та же. Разберем, за что блокируют продавцов, на какой срок и что сделать, чтобы снизить такие риски.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски
Инвестиции

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в апреле. Что купил? Часть 2

Заканчивается апрель, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции в этом месяце. В первой половине месяца я покупал в основном облигации, когда размещений был целый вагон и маленькая тележка, во второй половине удалось восстановить баланс. Дополнительных пополнений не было, но к 200 000 добавились купоны и дивиденды.

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в апреле. Что купил? Часть 2

Как пережить эти выходные бухгалтеру, который не может ходить

Друзья, мало того, что я не смогла поехать в запланированную поездку, так у меня новая напасть - не могу наступать на ногу. Совсем. Давайте мне все вместе придумаем развлечения:сериалы, игры и тд.

36
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы

Из статьи вы узнаете историю главбуха из Санкт-Петербурга Анны Филимоновой, которая из-за схем собственницы бизнеса получила уголовную судимость и миллионные долги.

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы
8

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Малый и средний бизнес вправе применять льготные тарифы для исчисления страховых взносов. Как рассчитать размер страховых взносов в 2024 году для малого и среднего предпринимательства, тарифы, сроки уплаты — обо всем расскажем подробнее.

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

💥Обзор новостей: разработали вакцину от рака, «Мир» заработает в Египте, мужчины получают больше женщин на 27%

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Производители начнут маркировать икру с 1 мая

Икра осетровых и лососевых рыб будет подлежать обязательной маркировке. Покупатели смогут проверить происхождение продукта в системе «Честный ЗНАК».

Правильный онбординг новых сотрудников

Рассказываем, как правильно адаптировать новых сотрудников, как нормальный онбординг влияет на текучку и какие лайфхаки помогут сэкономить ресурсы компании на этом процессе.

1

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»

Разбираем, как гибридный формат работы влияет на функционирование компании.

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»
3

Интересные материалы

Пенсии

Юбилярам выплатят повышенную пенсию

Пенсионеры, которым исполнилось 80 лет, а также инвалиды первой группы получат доплату в размере 100% фиксированной части пенсии.