1. «Незаконные, уголовно наказуемые способы ухода от налогов, страховых взносов, пошлин, акцизов и прочих платежей в бюджетную систему Российской Федерации»;
2. «Любые иные способы неуплаты налогов в бюджет, которые, по мнению инспектора, являются незаконными».
Я предлагаю людям, отвечающим за редактирование толковых словарей, добавить придуманные мной дефиниции под грифом «специальное, используется ФНС РФ». Прикольно. Оставим философский вопросы «кто виноват» и обсудим вопрос «что делать?».
Для начала: раз слово «схема» стало носить криминальный оттенок, давайте не будем больше его использовать и заменим его фразой «законные методы снижения налоговой нагрузки». Самое интересное и приятное, что несмотря на все ужесточения, у чиновников всех мастей хватает здравого смысла разрешать законное снижение налогов, сохранять специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСН, ПСН, ЕСХН), сохранять право самозанятых граждан зарабатывать копейку без необходимости докладывать в налоговую о заработанном и без уплаты налогов. Спасибо им за это! При всех минусах, уголовное наказание за неуплату налогов и практика применения остаются чуть ли не самыми мягкими в мире, и крайне редко бизнесмены получают реальные сроки.
Как правило, суды ограничиваются условным сроком и штрафом. Да, допросы, следствие, очные ставки – не самая приятная вещь. И все же, у нас не дают 20 лет за неуплату налогов, как на развитом Западе. За это тоже спасибо нашим судьям, законодателям и чиновникам!
Я пишу совершенно серьезно. Ибо я не видел ни одного парня, который бы сказал, что тюрьма и колония – это место реального исправления. И совершенно точно, что на свободе бизнесмен, не представляющий социальной угрозы своему окружению, принесет больше пользы, не говоря уже о том, что на него не будут потрачены деньги налогоплательщиков (если бы он сидел). Совершенно точно (как это происходит на развитом Западе) не наступает автоматической налоговой ответственности за использование левых «схем» и, слава российским судам, они часто становятся на сторону бизнесмена, отказывая налоговикам в доначислениях.
По правде говоря, иногда суды следуют формальному признаку, хотя явно видно, что бизнесмен, например, тупо «налил» деньги и уходил от НДС и налога на прибыль. Думаю, кто-нибудь под этой статьей оставит язвительный комментарий из серии «Туров хвалит чиновников, наверное, замаливает грехи перед налоговой». Мне нечего замаливать. Пишу об этом, чтобы показать, что не все так плохо, как иногда кажется. Да, не все так плохо…
Если закрыть глаза на субсидирарку, КДЛ, на возможность взыскать все до последнего гроша с кого угодно… С того, на кого налоговики или ваши сотрудники покажут пальцем. Не все так плохо… Будем под полным тотальным контролем. Будем все ходить «отмаркированные» и все до единого платить НДС напрямую в бюджет. Раз государству так угодно… Будем оправдываться и доказывать, что мы не террористы. И ждать новых указаний от ЦБ РФ. Авось смилуется… Не все так плохо… Итак, к фактам, а они, как и мир, цветные, а не черные/белые.
Согласно данным с сайта ФНС России: количество выездных проверок в 2017 году сократилось, но средний ценник доначисленных и взысканных налогов в расчете на одну проверенную компанию вырос с 13 млн рублей до 15,7 млн рублей; доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих деятельность налоговых органов, составляет 83,9%, и тут тоже наблюдается рост; эффективность процедуры банкротства еще пару лет назад была 17,5%, сейчас 98,5%. Вы сами можете посмотреть все эти цифры на сайте ФНС.
Главное другое. Несмотря на все «успехи» ФНС по… сбору налогов, а лучше сказать по разорению бизнесменов, налоговики признали право любого бизнесмена законным путем снижать свои налоговые обязательства. В Письме ФНС России от 31 октября 2017 года №ЕД-4-9/22123@ заместитель руководителя ФНС, курирующий все проверки в стране, пишет: «При этом необходимо учитывать, что положения НК РФ не ограничивают само право налогоплательщиков проводить свои хозяйственные операции так, чтобы налоговые последствия были минимальными, однако в избранном налогоплательщиком варианте сделки (операции) не должно присутствовать признака искусственности, лишенной хозяйственного смысла. Кроме того, налоговый орган не вправе настаивать на том, что налогоплательщик должен был выбрать тот или иной вариант построения хозяйственных операций».
Респект этому честному чиновнику. Свежая судебная практика прямо говорит о том, что само по себе дробление бизнеса не является криминалом, даже если в результате дробления налоговые обязательства были снижены, при условии, что деятельность лиц (как компаний, так и ИП) не носила формального характера. Конечно, пример из моей практики, когда в строительной компании из примерно 350 человек рабочих, в самой компании оставили три человека, включая директора, бухгалтера и одного рабочего, а остальных (внимание!) сделали ИП-шниками… ну это беспредел.
Еще один пример. Торговый зал площадью более тысячи квадратных метров делят на десять ИП, которыми являются сотрудники этой компании, с целью продолжить работу на ЕНВД. Склад общий, товар общий, деньги стекаются в одно лицо, вывеска общая, сайт общий… Когда у сотрудников спросили, где они работают, никто не назвал «своего ИП», зато все назвали реального собственника. И еще пара десятков признаков, которые свидетельствовали об исключительно формальном подходе, целью которого было только одно – уход от налогов. Но винить налоговиков в подобных примерах…
Да, после доначислений, как правило, бизнес исчезает, и это ужасно. Но, господа бизнесмены, ну нельзя же так безграмотно снижать налоги. Благодаря таким «горе-оптимизаторам» суды принимают отрицательные решения, а инспектора отовсюду видят «схему дробления», руководствуясь маломальскими признаками, которые не объявлены вне закона и не прописаны в Налоговом кодексе. Такие признаки «по понятиям»…
На этот счет даже выпустили соответствующий документ, в котором описали 17 признаков «незаконного дробления бизнеса»: Письмо ФНС России от 11 августа 2017 года №СА-4-7/15895@. Цитирую один из «замечательных» критериев «схемы: «Налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса». Разве человеку нельзя иметь несколько компаний? Конечно же, владелец будет выгодоприобретателем. Интересно получается… Или еще один «великолепный» признак: «Создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала».
По мнению налоговиков, противозаконно открывать новые компании, даже если ваш бизнес бурно развивается… Для них это не показатель роста, а показатель «схемы»… На семинарах я не просто так даю ДЕСЯТКИ деловых целей, которые обеспечат вам безопасность. Существуют десятки абсолютно легальных способов. Самым тяжелым налогом для снижения, самым сложным, является, конечно же, НДС. И на семинарах я даю все законные способы и даю обзор обнальных схем для того, чтобы вы их не использовали и не вляпались.
Приведу более простые примеры по законному снижению страховых взносов и НДФЛ. Ведь к концу 2018 и тем более в 2019 году, налоговики начнут массово бомбить бизнесменов за неуплату зарплатных налогов. Например, вы арендуете авто у своего сотрудника. Выплачиваете ему компенсацию, в том числе компенсируете ему (и при аренде тоже) его расходы связанные с содержанием авто. Совершенно однозначно страховые взносы в этом случае будут равны нулю, да и НДФЛ тоже (но при аренде вы заплатите НДФЛ с той части, которая идет сотруднику в карман, но не с компенсации понесенных расходов). В части НДФЛ эту позицию подтверждают и сами чиновники в своих свежих письмах.
Вот одно из них: Письмо Минфина России от 05.12.2017 №03-04-06/80616. Или откройте подпункт 13 пункта 1 статьи 422 НК РФ, где черным по белому написано: если вы компенсируете любому своему сотруднику все проценты по кредиту, который он взял на строительство или покупку жилья, то страховые будут равны нулю. А НДФЛ, в общем при соблюдении определенных простых правил, тоже будет равен нулю. Этих полностью законных способов снижения налогов, подтвержденных НК РФ, письмами ФНС и Минфина, судебной практикой по-прежнему десятки. И для меня остается в некоторой степени загадкой: зачем пользоваться криминальными методами снижения налогов, когда есть легальные? Скорее всего, это происходит от незнания.
А знания – дело поправимое, было бы желание и немного денег, вложив которые, вы сможете сэкономить миллионы, защитить активы, законно снизить риски субсидиарки и решить попутно массу других вопросов.
Начать дискуссию