Акция: фин дир
Документ 03-07-11/37650 Тип Письмо Принявший орган Минфин РФ Дата принятия 05.05.2026

Письмо Минфина России от 05.05.2026 N 03-07-11/37650 О принятии к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным и не использованным ИП в период применения УСН без НДС и ПСН

Вопрос: До 2026 г. ИП не являлся плательщиком НДС, применял совмещенный режим налогообложения - патент с УСН ("доходы минус расходы"), а именно:

01.01.2023 - 31.07.2023 - патент;

01.08.2023 - 31.12.2023 - УСН ("доходы минус расходы");

01.01.2024 - 29.06.2024 - патент;

30.06.2024 - 31.12.2024 - УСН ("доходы минус расходы");

2025 г. - патент;

05.01.2026 - 04.02.2026 - патент;

05.02.2026 - 28.02.2026 - УСН ("доходы минус расходы") без НДС;

01.03.2026 - по сегодняшний день находится на УСН ("доходы минус расходы") со ставкой НДС 22% с применением вычетов.

На дату, когда ИП стал плательщиком НДС, у него есть товарные остатки, которые теперь он продает с выделением НДС 22%. Этот товар был закуплен в разные периоды деятельности: как при патенте, так и при УСН.

Сейчас ИП нужно принять НДС к вычету со всех товарных остатков, который ранее нигде не был учтен. У ИП нет возможности делать большую наценку, чтобы покрыть появившийся НДС в текущем году, так как он продает товары повседневного спроса. Значительное повышение цен в этом сегменте недопустимо.

При патенте и УСН делалась минимальная наценка, которая только покрывала издержки предпринимателей, а в расходах УСН учитывалась только себестоимость проданного товара. Таким образом, НДС с товарных остатков на сегодняшний день нигде не учтен.

Как принять к вычету НДС с товарных остатков, закупленных в период действия патента и УСН, когда ИП не был плательщиком НДС, и как нужно оформить этот вычет? Имеются счета-фактуры от поставщиков с выделенным НДС 20%, но в них есть товары как проданные, так и непроданные. За какой период можно взять счета-фактуры, так как есть товар, до сих пор не реализованный с 2023 г.?

Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 13 апреля 2026 г., и по вопросу вычетов налога на добавленную стоимость, предъявленного по товарам (работам, услугам), приобретенным индивидуальным предпринимателем в период применения упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения (далее соответственно - НДС, УСН, ПСН), сообщает следующее.

В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2025 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС. Поэтому с 1 января 2025 г. указанные организации и индивидуальные предприниматели исчисляют НДС в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

В связи с этим с 1 января 2025 г. организация или индивидуальный предприниматель, применяющие УСН и начавшие исполнять обязанности налогоплательщика НДС, вычеты сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным начиная с 1 января 2025 г., производят в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 171 и 172 Кодекса.

Что касается товаров (работ, услуг), приобретенных до 1 января 2025 г., но не использованных при применении УСН, то суммы НДС по указанным товарам (работам, услугам) принимаются к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса (части 9 и 9.1 статьи 8 Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").

В отношении сумм НДС, предъявленных по товарам (работам, услугам), приобретенным в период применения индивидуальным предпринимателем ПСН, отмечаем, что пункт 7 статьи 346.45 главы 26.5 "Патентная система налогообложения" Кодекса дополнен новым абзацем третьим, в соответствии с которым начиная с 25 апреля 2026 г. индивидуальный предприниматель, утративший право на применение ПСН и начавший исполнять обязанности налогоплательщика НДС, суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которые до утраты права на применение ПСН не были использованы при применении ПСН, принимает к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

05.05.2026

Начать дискуссию
ГлавнаяПодписка