Вопрос: Необходимо ли использовать с 01.09.2026 электронные экспедиторские/транспортные документы, а также сохраняются ли права на применение ставки НДС 0% на каждом из этапов пути, принимая во внимание, что привлекаются только российские перевозчики и весь маршрут является одной услугой по международной перевозке автомобильным транспортом?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при оказании транспортно-экспедиционных услуг, зарегистрированным в Минфине России 20.08.2026, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Кроме того, вопрос оформления электронных транспортных накладных положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не регулируется.
Одновременно сообщается, что подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса предусмотрено применение ставки НДС в размере 0 процентов к операциям по реализации услуг по международной перевозке товаров, под которой понимается перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения данного подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
При этом согласно абзацам шестому - восьмому подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса положения данного подпункта не распространяются на услуги организаций (индивидуальных предпринимателей) по перевозке вывозимого (ввозимого) с территории Российской Федерации (на территорию Российской Федерации) товара, а также на транспортно-экспедиционные услуги организаций (индивидуальных предпринимателей) при организации такой перевозки, если одновременно выполняются следующие условия:
указанные организации (индивидуальные предприниматели) осуществляют перевозку только между пунктами, находящимися на территории Российской Федерации;
указанные организации (индивидуальные предприниматели) не указаны в транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в качестве одного из перевозчиков.
Таким образом, при оказании транспортно-экспедиционных услуг на основании договора транспортной экспедиции по организации перевозки товаров от пункта отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до пункта назначения, расположенного за пределами территории Российской Федерации, либо в обратном направлении с привлечением для доставки товаров в международном сообщении нескольких видов транспорта применяется ставка НДС в размере 0 процентов при наличии документов, предусмотренных вышеуказанным пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
01.09.2026


