Вопрос: Об определении непрерывного срока нахождения в собственности доли участия в уставном капитале российской организации в целях применения освобождения от НДФЛ доходов от ее реализации.
Ответ: Департамент налоговой политики (далее - Департамент) рассмотрел обращение, поступившее по платформе обратной связи, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по вопросу налогообложения доходов физических лиц разъясняет следующее.
Пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению, предусмотрен в статье 217 Кодекса.
На основании абзаца первого пункта 17.2 статьи 217 Кодекса (в редакции с 01.01.2026) не подлежат налогообложению доходы, получаемые налогоплательщиком, признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, от реализации (за исключением случаев выхода (выбытия) из организации) долей участия в уставном капитале российских организаций, акций российских организаций, при условии, что эти доли, акции составляют уставный капитал таких организаций, не более 50 процентов активов которых, по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации, прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, и на дату реализации таких долей, акций они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.
Таким образом, доход, полученный от реализации доли участия в уставном капитале российской организации, освобождается от налогообложения на основании пункта 17.2 статьи 217 Кодекса при соблюдении условий, предусмотренных указанной нормой, в частности непрерывного срока владения налогоплательщиком такой долей участия в уставном капитале российской организации на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.
По мнению Департамента, срок нахождения доли участия в уставном капитале российской организации в собственности налогоплательщика определяется с момента ее приобретения в собственность налогоплательщика в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в том числе после расторжения договора купли-продажи.
Также сообщаем, что на основании пункта 1 статьи 93 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) переход доли или части доли участника общества в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу допускается на основании сделки или в порядке правопреемства, либо на ином законном основании, с учетом особенностей, предусмотренных Гражданским кодексом и Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 21 Федерального закона N 14-ФЗ доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 23 Федерального закона N 14-ФЗ.
Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
10.08.2026


