Вопрос: О налоге на прибыль с доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба).
Ответ: Департамент налоговой политики, рассмотрев указанное письмо, сообщает.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по доходам в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) датой получения дохода признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда, если иное не предусмотрено, в частности, подпунктом 14.5 пункта 4 статьи 271 Кодекса.
Следовательно, как Департамент налоговой политики ранее разъяснял в письме от 19.11.2025 N 03-03-08/111940, нормами подпункта 14.5 пункта 4 статьи 271 Кодекса установлен специальный порядок признания доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба). Этот порядок применяется, если такие доходы подлежат уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу, не ранее 05.03.2022 иностранной организацией, местом регистрации которой является государство, совершающее в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия, и (или) российской организацией, являющейся солидарным ответчиком этой иностранной организации. Специальный порядок действует в определенный период времени (до 31.12.2026), по истечении которого будет применяться общий порядок признания таких доходов.
Одновременно сообщаем, что в настоящее время в Минфине России рассматривается необходимость продления действия данной нормы до 2030 года.
Толкование решений арбитражных судов не входит в компетенцию Минфина России.
И.о. директора Департамента
налоговой политики
Р.А.ЛЫКОВ
30.07.2026


