Вопрос: Об НДФЛ при получении дохода от продажи нежилого помещения.
Ответ: Департамент налоговой политики (далее - Департамент) рассмотрел обращение от 16.01.2026 и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения, в частности, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Консультационные услуги Департаментом также не оказываются.
Одновременно Департамент сообщает, что на основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, установлен статьей 217 Кодекса.
В частности, на основании абзаца второго пункта 17.1 статьи 217 Кодекса освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 Кодекса.
При этом абзацем пятым пункта 17.1 статьи 217 Кодекса установлено, что положения указанного пункта не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества (за исключением жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или доли (долей) в них, а также транспортных средств), непосредственно используемого в предпринимательской деятельности.
Таким образом, при продаже нежилого помещения полученный доход освобождается от налогообложения налогом на доходы физических лиц при соблюдении установленных условий на основании пункта 17.1 статьи 217 и статьи 217.1 Кодекса, только если такое имущество, находящееся в собственности налогоплательщика, не использовалось в предпринимательской деятельности.
Если нежилое помещение использовалось в предпринимательской деятельности, доходы от его продажи облагаются налогом на доходы физических лиц в установленном главой 23 Кодекса порядке независимо от срока владения таким нежилым помещением.
При этом, если доходы получены в рамках осуществления предпринимательской деятельности физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и применяющим специальный режим налогообложения, такие доходы подлежат налогообложению в соответствии с режимом налогообложения, применяющимся индивидуальным предпринимателем.
Заместитель директора Департамента
Р.А.ЛЫКОВ
20.03.2026


