Касса не работает — почему так бывает?

Неработающая касса может быть вашим разумным выбором, а может стать сюрпризом, способным привести бизнес магазина к убыткам и штрафам. Поэтому одна из важнейших задач автоматизации торговли — обеспечить надежную работу расчетно-кассового узла.


Очевидно, что плановый простой кассы (например, в дневное время или летом) неизбежен. Выводить на работу лишних кассиров и оплачивать их безделье в период низкой активности покупателей нет никакого смысла. Однако между экономией на персонале и уровнем его загрузки должен быть баланс, иначе в результате излишних усилий по сокращению затрат в магазине появятся длинные очереди и покупатели забудут к нему дорогу.


Совсем другое дело — нештатная ситуация, приведшая к незапланированному простою контрольно-кассовой машины (ККМ). Такая ситуация чревата большими потерями, особенно если речь идет о предпраздничных днях, часах пик и т.д. Одна мысль о таком повороте событий многих заставит всерьез задуматься о том, как сделать работу торгового оборудования более стабильной и предсказуемой.


Какова же может быть причина того, что покупатель хочет заплатить магазину деньги, а касса не работает? Это далеко не всегда неисправность ККМ в супермаркете.


Причиной может стать и нарушение норм кассовой дисциплины, предусмотренных отечественным фискальным законодательством. В частности, несвоевременная замена фискальной памяти и ЭКЛЗ может вывести кассу из строя в самый неподходящий момент. А отсутствие отметок обо всех регламентированных мероприятиях по обслуживанию, которые должен выполнять по договору авторизованный Центр технического обслуживания, сделает все расчеты с использованием кассы попросту незаконными. Отдельное внимание нужно уделять своевременному и корректному закрытию кассовых смен, особенно если магазин работает в круглосуточном режиме.


Отдельная проблема — надежность кассового ПО и кассового сервера. Необходимо организовать работу таким образом, чтобы восстановление работоспособности кассы можно были произвести удаленно, без выезда в магазин, при сегодняшнем уровне Интернет-технологий это не только реальный, но и единственно правильный путь в организации сервисного обслуживания.


Однако даже если проблему невозможно решить удаленно, в договоре на обслуживании кассовой техники должны фигурировать параметры SLA — service level agreement, в которых четко оговаривается, какое максимальное время отпущено сервис-инженеру обслуживающей компании для того, чтобы добраться до магазина, и как быстро он должен устранить неисправность. Пока договора на таких условиях заключают далеко не все ЦТО, но только сочетание SLA и прописанных штрафных санкций может защитить торговое предприятие от крупных убытков.


При выходе из строя сервера и при возникновения проблем с локальной сетью касса должна иметь возможность работать автономно, в так называемом режиме offline. При восстановлении связи все данные должны автоматически синхронизироваться.


Иногда к простою может привести такой пустяк, как отсутствие чековой ленты. Поэтому наличие расходных материалов кассир должен тщательно констролировать.