Клерк.Ру

Защита деловой репутации юридического лица

У каждого юридического лица как и у любого гражданина есть своя репутация.

Если компания ведёт свою деятельность в экономической сфере, то у неё формируется своя деловая репутация, свой имидж. Прежде всего, деловая репутация, это оценка деятельности организации и признак её успешности.

Деловая репутация, как право неимущественное, защищается законом - ст. 152 ГК РФ.

Деловая репутация создается годами и может быть запятнана одномоментно. Для поддержания делового имиджа и репутации компании, её необходимо восстановить, а порочащие сведения опровергнуть.

Для защиты деловой репутации необходимо понимать особенности данного вида споров, виды посягательств на репутацию и способы его восстановления.

 

Деловая репутация компании опорочена если присутствуют сразу три признака:

-Имело место распространение ложной информации;

-Распространенные сведения порочат деловую репутацию компании;

-Распространенные сведения не соответствуют действительности.

Указанные признаки регламентируются положениями Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3.

Что бы понять имело ли место посягательство на деловую репутацию Вашей компании рассмотрим все три признака.

Способы распространения ложных сведений могут быть следующими:

  • Через трансляцию по радио и телевидению
  • Через публикацию в газетах или иных СМИ
  • Через информацию в ресурсах в сети Интернет
  • Через сообщения в публичных выступлениях
  • Через сообщения в письмах или устно при беседе

Для наличия второго признака - порочащего характера распространенных сведений необходимо, чтобы сведения, содержали утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении своей деятельности, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Третий признак - недействительности распространенных сведений присутствует, если утверждения о сообщенных фактах или событиях, не имели места в реальности или во времени, к которому относятся оспариваемые сведения.

При наличии всех трех признаков, организация имеет право, согласно ст. 152 ГК РФ, на восстановление своей деловой репутации одним из следующих способов:

  • Размещение опровержения на изложенные в СМИ порочащих сведений;
  • Требование через суд от распространителя опровержения порочащих сведений (ч.1 ст. 152 ГК РФ);
  • Требовать через суд возмещения убытков и вреда с причинителя (п. 5 ст. 152 ГК РФ);
  • Требовать через суд отзыва или замены документа в котором значатся порочащие сведения;
  • Признание через суд распространённые сведения порочащими и не соответствующими действительности.

Ответственность за распространение ложных сведений.

За распространение порочащих сведений существует административная так и уголовная ответственность.

Если деловая репутация компании пострадала в результате распространения рекламы, то нарушитель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.3 КОАП РФ к штрафу до пятисот тысяч рублей.

Cтатьей 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Если лицо распространило в отношении Вас или Вашей компании порочащие сведения, то согласно ст. 128.1 УК РФ (Клевета), Вы вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности, а также предъявить иск о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства. В данном случае совмещаются два способа защиты - уголовно-правовой и гражданско-правовой.

В последнее время в практике существует много случаев распространения порочащих ложных сведений в сети Интернэт через социальные сети.

В некоторых случаях удается в досудебном порядке удалить порочащие сведения, без обращения в суды.

Так, руководитель одной компании обратился за юридической помощью с вопросом об устранении нарушений закона, выразившееся в распространении персональных данных и информации, порочащих деловую репутацию и имидж компании в сети интернет на ресурсе ВК (вконтакте).

После переписки адвокатов по защите деловой репутации с администрацией ВК, информация была удалена полностью с ресурса ВК.

В таких действиях прослеживается повышение правовой грамотности владельцев и администраций социальных сетей, ресурсов Интернет, где происходит распространение порочащих сведений и создает определенные предпосылки для защиты нематериальных прав без обращения в судебные органы.

Коллегия адвокатов г. Москвы

«Шериев и партнеры»

По материалам сайта - https://advokat-sheriev.ru/zashhita-delovoj-reputacii.aspx

Мероприятия

Разместить

Блоги компаний

Создать блог