Особые условия: как в России продавали "европейский" стиральный порошок

Покупатели склонны доверять надписям на упаковке товара. Они справедливо считают, что за ошибку или намеренное введение в заблуждение производитель обязан будет ответить по закону. И недавно произошел именно такой случай.

Одни - в Россию, другие - в Европу

С масс-маркет порошками для стирки от Henkel знакомы все - это популярный Persil, который всегда можно найти на полках ближайшего супермаркета. Но в конце 2019 года репутация компании оказалась под угрозой: как выяснилось, информация на упаковке не соответствовала действительности. Федеральная антимонопольная служба обратила внимание на аналогичный порошок, продаваемый под этим же брендом в Европе: у двух идентичных (согласно упаковке и бренду) продуктов были обнаружены существенные различия в условиях использования.

Институт судебных экспертиз и криминалистикии провел исследование состава порошка, и обнаружил, что европейский Persil и тот порошок, что продается в России, - совершенно разные продукты. Даже моющая способность у них отличается - так, европейский товар оказался в 1,5-2 раза экономичнее. Однако упаковка гордо заявляла покупателю, что он приобретает товар европейского качества.

Под "европейским качеством" традиционно понимается соблюдение санитарных и потребительских требований Евросоюза. Но порошок, который поступил в продажу в России, соответствовал иным нормативам, установленным евразийским экономическим союзом. Отсюда и разница в составе, и различный способ использования.

Предупреждение и исправление

ФАС направила компании Henkel предупреждение, попросив снять отметку о "европейском качестве" и добавить уточнение, что порошок адаптирован под требования России. Компания повела себя достойно, и вскоре неточная надпись исчезла, а на ее месте было размещено уточнение о соответствии нормативам ЕАЭС.

Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров остался доволен сотрудничеством и рад, что компания быстро пошла навстречу. Но в дальнейшем он планирует провести опрос и выявить, как потребители оценивают новую маркировку товара. По задумке ФАС, россияне теперь должны точно знать, что Persil, продаваемый в России, отличается от аналогичного порошка в Европе.

Не только Henkel

В 2019 году предупреждения были вынесены не только Henkel. Аналогичные нарушения обнаружились у Procter&Gamble, который также занимается производством стиральных порошков, и у Lindt - производителя шоколада высокого качества.

Институт судебных экспертиз и криминалистики