Major art reflections: Павел Абросимов и размышления об архитектуре советской эпохи

Открыть оригинал изображения (486x785, 386.47 Кб)

В Азербайджане вышла научно-популярная книга, посвященная творчеству известного советского архитектора Павла Абросимова.

От небольшого села в курской глубинке, через бакинские нефтепромыслы, борьбу с интервентами и партийную работу в кубанской станице – к преображению облика двух российских столиц и участию в самых амбициозных проектах эпохи. Жизненный путь видного архитектора советской эпохи Павла Абросимова не был прямым и не был легким, впрочем, как и путь всей России XX века. О деятельности этого интереснейшего человека рассказывает вышедшая в азербайджанском издательстве Gabala Image Press книга «Major art reflections».

Название, безусловно, амбициозное: мало того, что reflections, так еще и major. Не просто размышления об искусстве, а важные. Тем не менее, оно более чем оправдано: автор – историк архитектуры Ильяс Низерли - не просто описывает жизненный и творческий путь Павла Абросимова. Это глубокий анализ того, как архитектура стала отражением становления и развития СССР, как сплелись в единое целое идеология, градостроительство и человеческие судьбы.

Период, в который творил Павел Абросимов, стал золотым веком советской архитектуры, веком смелых экспериментов и грандиозных свершений. Пусть Павел Абросимов не самый знаменитый архитектор того времени, а лишь один из плеяды, его творчество удивительным образом проходит через основные вехи этой отрасли – от конструктивизма 30-х годов к сталинскому ампиру. Более того, автор сумел органично увязать исторический контекст и биографию своего героя.

В книжной рецензии нет смысла перессказывать историю жизни Павла Абросимова – она доступна в литературе и других открытых источниках. Не ставит себе такой задачи и автор «Major art reflections». Ему также не требуется доскональное перечисление архитектурных проектов, в создании которых Павел Абросимов принял участие. Вместо этого И.Низерли в своих «Major art reflections» акцентируется на ключевых точках.

1921 год – выбор пути. Страна оправляется от гражданской войны, коммуниста Абросимова отправляют на село заниматься политросветработой. Но уже через несколько месяцев он отказывается от задания и поступает в бакинский политех на архитектурный. Это стоило Павлу Абросимову партбилета, вновь вступить в партию он сможет только четверть века спустя.

1923 - Павел Абросимов уже в Ленинграде, продолжает образование в ВХУТЕИНе, еще студентом начинает полноценную архитектурную карьеру. Множество проектов, как своих, так и в соавторстве, один из самых известных – Дом политкаторжан, яркий образчик модного тогда конструктивизма.

1933 – перевод в Москву: Павел Абросимов включен в команду архитекторов, работающую над главным проектом страны – Дворцом Советов.

Великая Отечественная война. Павел Абросимов участвует в оборонительном строительстве под Вязьмой, в строительстве заводов на Урале. В 1943 архитектор возвращается в Москву, ему поручают реконструкцию поврежденного при бомбежках театра имени Вахтангова на Арбате. Нынешним обликом этого здания мы обязаны именно Павлу Абросимову.

Вершина карьеры – эпоха сталинских высоток. Абросимов входит в группу архитекторов, проектирующих комплекс зданий МГУ на Ленинских горах, за что получит Сталинскую премию.

С начала 1950-х и до самой смерти в 1961 году Павел Абросимов сочетает творческую и общественно-административную деятельность, занимает руководящие посты в творческих союзах, развивает теорию организации городского пространства.

В глазах автора «Major art reflections» этапы работы Абросимова отражают эволюцию коллективной архитектурной мысли в СССР и должны рассматриваться в широком историческом контексте. Можно с уверенностью утверждать, что И.Низали справился с этой задачей: его теория вполне убедительна, а аргументация опирается на глубокое знание истории как Павла Абросимова, так и архитектуры советского периода 1930-1950-х годов.