Ещё раз о ФСБУ 6/2020

Списание объекта основных средств в связи с его ликвидацией.
684 197

Глубже вгрызаясь в Федеральные стандарты по основным средствам и капитальным вложениям (это 6/2020 и 26/2020), нашел несколько интересных моментов, однозначного решения которых действующими нормативными документами, на мой взгляд, не дано.

К таким можно отнести списание объекта основных средств в связи с его ликвидацией.

Мы уже привыкли, да и в законодательных и нормативных актах однозначно было прописано, что актив подлежит исключению из учета на дату его физического выбытия.

Но вот такой случай из реальной практики. Уверен, что многие с ним встречались.

Год близится к завершению. Руководство, внимательно изучив представленные технарями документы, принимает, как всегда, единственно правильное решение прекратить эксплуатацию какого-то оборудования (здания, сооружения) и демонтировать его.

На освободившемся месте смонтировать (возвести) новый объект (аналогичный или другой — без разницы), либо пока оставить его свободным.

Начальство дало официально оформленное распоряжение, подчиненные приступили к его выполнению.

Эксплуатация объекта (конец ноября-начало декабря) пркращена

Подлежащий ликвидации объект еще до конца не самортизирован, и остаточная (балансовая — по новой моде) для организации весьма существенна.

Ликвидация отключенного от питания и переставшего использоваться объекта начата была в конце декабре, а закончена будет где-нибудь во второй половине февраля, а то и в начале марта.

И в это же время в бухгалтерию поступит и акт о ликвидации. Будет ли он оформлен по форме ОС-4, либо как-то еще — разницы нет.

И в полном соответствии со сложившимся за последние годы (а то и десятилетия) порядком объект списывается, как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли, на дату утверждения акта о списании.

Балансовая (недоамортизированная) стоимость объекта списывается на расходы, также расходами признаются и затраты на ликвидацию. Стоимость пригодных к использованию (или продаже) остатков (запчастей, агрегатов, металлолома) признается доходом. И в итоге будет ясно, во сколько ликвидация объекта в конце концов обошлась.  

К этому все привыкли. И вопросов это не вызывает, ни у аудиторов, ни у налоговиков.

А вот у меня возникли.

Первый. Такой факт хозяйственной жизни, как прекращение использования объекта основных средств, возник на конкретную дату — 25 ноября (или там 5 декабря) 2022 года. Он подтвержден соответствующими первичными учетными документами — распоряжением, приказом, протоколом и т. п.

Объект основных средств подлежит списанию в том отчетном периоде, в котором он выбывает или становится неспособным приносить организации экономические выгоды в будущем (п. 41 ФСБУ 6/2020).

В ноябре объект еще физически не выбыл, но уже не способен приносить экономические выгоды. 

На каком основании этот уже не станок (уже не сооружение, уже не здание), а только имущество в процессе ликвидации, будет отражаться в годовой отчетности, как основное средство? Кстати, и на следующий год он тоже будет числиться основным средством еще месяца полтора-два. Вот на каком?

Второй. Амортизация по объекту прекращает начисляться с месяца, следующего за месяцем его списания с учета (п. 33 ФСБУ 6/2020).

И если объект еще не списан, то амортизация по нему должна начисляться и в декабре, и в январе, а то и феврале следующего года.

Куда ее относить?

Как и раньше, на себестоимость производимой продукции (выполняемых работ)?

То есть проводкой Дебет счета 25 (20) Кредит 02?

А на какую конкретно продукцию (или объект работ)?

Получается, что завышаем расходы по производству, занижаем финансовый результат и прибыль (и сумму налога на прибыль заодно), и размер чистых активов тоже будет несколько ниже.

Если признать эту амортизацию прочими расходами, то есть в Дебет счета 91-2, то тоже неувязочка выходит. Эксплуатация объекта не временно (на месяц-два, или полгода) приостановлена. Она никогда не возобновится.

Третий. Почему мы документально подтвержденные и экономически обоснованные расходы текущего отчетного периода — балансовую (остаточную) стоимость объекта, выведенного из эксплуатации, но еще не ликвидированного, переносим на следующий год?

Да, ликвидация закончится в следующем году. Но это будет уже другой факт хозяйственной жизни, подтвержденный другими документами, и с другими финансовыми результатами.

Таким образом, мы завышаем финансовый результат года, в котором объект был выведен из эксплуатации.

И завышаем расходы следующего года — отражаем в отчетности расходы по факту хозяйственной деятельности — полного и безоговорочного прекращения эксплуатации объекта основных средств— который, согласно имеющимся первичным учетным документам, был в прошлом году.    

Из вышесказанного можно сделать логический вывод, что балансовую стоимость объекта, выведенного из эксплуатации, но еще не ликвидированного, следует списать на расходы именно на дату (в месяце) прекращения его использования и начала ликвидации, не дожидаясь завершения последней.

В этом же месяце следует вывести объект и из состава амортизируемого имущества, и далее не начислять по нему амортизацию в регистрах налогового учета.

Одновременно признать расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль, остаточную стоимость объекта, к сожалению, не получится.

В подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ сказано, что внереализационными расходами признаются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации.

То есть остаточная сумма ликвидированного объекта признается расходами только после завершения его ликвидации.

Ну, Налоговый кодекс с логикой и здравым смыслом не всегда дружит.

А вот Стандарты бухгалтерского учета опираются (по крайней мере, декларируют это) в первую очередь на них.

Но вот дальше действующие нормативные акты, равно как и Инструкция по применению Плана счетов, подобный вариант не предусмотрели.

Мы остановились на том, что с точки зрения достоверного представления о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату и финансовом результате его деятельности стоимость объекта основных средств, по которому принято решение о его ликвидации, должна быть списана на расходы в том отчетном периоде, в котором эта ликвидация была начата.

И записи будут:

Дебет счета 01 (субсчет «Выбытие») Кредит счета 01;

Дебет счета 02 Кредит счета 01 (субсчет «Выбытие»);

Дебет счета 91-2 Кредит счета 01 (субсчет «Выбытие»).

В налоговом учете эти расходы пока признать нельзя, так что:

Дебет счета 09 Кредит счета 68.04.

НО!

Списали только стоимость этого объекта.

Сам же он, как имущество, уже не приносящее доход от использования, но имеющее какую-то денежную ценность (пока ещё точно неизвестную) никуда еще не делся. За его сохранность отвечает какое-то материально-ответственное лицо. Пригодные к использованию извлекаемые в процессе его демонтажа запасы будут передаваться другим материально-ответственным лицам.

И в учете его также необходимо где-то отразить.

Но вот где?

По старой доброй традиции, на 76?

В корреспонденции с каким счетом?

Мое предложение — учесть за балансом.

Но такого забалансового счета Планом счетов и Инструкцией по его применению не предусмотрено.

Также считаю, но это только моё личное мнение, что можно завести новый забалансовый счет, например, 012, назвав его, допустим, «Имущество (или активы), подлежащие ликвидации» и учесть там этот бывший объект основных средств в какой-то условной оценке.

И проводка, таким образом, будет:

Дебет счета 012.

И после того, как уже в январе-феврале, а то и марте, ликвидация будет закончена, затраты на нее будут установлены, и также определены количество и стоимость пригодных к использованию запасов, будут сделаны проводки:

Дебет счета 91-2 Кредит счета 60 (это если ликвидации проводил нанятый подрядчик);

Дебет счета 10 Кредит счета 91-1.

На эту же дату признаем уменьшающими прибыль расходами остаточную стоимость объекта, то есть:

Дебет счета 68.04 Кредит счета 09.

Эту идею я уже пытался обсудить на форуме. Была где-то пара откликов от коллег, типа: Вроде бы по логике верно, но как-то непривычно.

И это было от специалистов, которые безо всякого сомнения, путем легкого мозгового штурма, изменили в своей фирме в начале этого года сроки полезного использования своих основных средств. Тем самым был увеличен на весьма солидные (как я понял) суммы, 84 счет. Собственники, как было сказано, остались довольны

Какой-то конструктивной критики, или наоборот, одобрения своих выводов, я так и не дождался.

Так что открыт для конструктивной (повторю еще раз — конструктивной), критики, готов ее выслушать, и, если что, с ней согласиться.

Ежели будете со мной согласны, то добро пожаловать на борт! 

Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно здесь.

684 197

Комментарии

12
  • Сергей Верещагин

    Попробую найти. Где-то на на старой версии форума было месяца два назад.

    • Сергей Верещагин

      Мне лучше гонорарами, по договору. А перебрех наш на форуме старом с Январь что-то не могу найти.

Как рассчитать затраты на перевозку грузов

Грузоперевозки — существенная статья в себестоимости продукции, которая включает в себя не только доставку, но и сопутствующие услуги, например, страхование, проезд по платным дорогам. Рассказываем, как рассчитать затраты на перевозку грузов и сэкономить.

Как рассчитать затраты на перевозку грузов

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🔥 Последние горячие новости по УСН и взносам

Собрали самые обсуждаемые и важные для бухгалтера новости по УСН, фиксированным взносам ИП и взносам за сотрудников. Кстати, сдать декларацию по УСН организации должны до 25 марта, а ИП до 25 апреля. Времени осталось совсем мало!

Вклады

Страховое возмещение по вкладам теперь можно получить дистанционно

Заявление на получение страхового возмещения по вкладу с 19 марта 2024 года можно подать дистанционно на сайте госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) или через портал Госуслуг.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Можно ли получить электронную подпись дистанционно? Рассказываем про все законные способы

В УЦ Айтиком можно приобрести все виды электронных подписей для личных и рабочих задач, средства криптографической защиты, сертифицированные носители ключевой информации (токены) от ведущих российских производителей. Выпускаем подписи в ускоренном режиме, а значит в день обращения при оплате счета вы получите саму подпись и все необходимое для работы с ней.

Можно ли получить электронную подпись дистанционно? Рассказываем про все законные способы

⚡Срочный вебинар по самозанятым и комиссиям для работодателей. Уже завтра, не пропустите!

Минтруд установил лимиты на работу с самозанятыми. Нужно срочно подготовиться к мониторингу Минтруда и привести в соответствие свои показатели работы с внешними исполнителями.

НДФЛ

Минфин: нужно устранить налоговую оптимизацию по НДФЛ и в интернет-торговле

В ходе расширенного заседания коллегии ФНС замминистра финансов Алексей Сазанов заявил, что видит несколько схем налоговой оптимизации в обложении НДФЛ, а также в интернет-торговле. С такими схемами необходимо бороться.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Где отчеты, Лебовски? Как бухгалтерам на аутсорсе использовать Клерк.Премиум, чтобы получить максимум выгоды

Работа на аутсорсе позволяет бухгалтеру вести не одну фирму, а сразу несколько. Некоторые наши подписчики ведут сразу по 50 ИП. Это много! Но, и запросы у клиентов разные. Если не считать постоянно меняющегося законодательства, то основной проблемой бухгалтеры на аутсорсе считают трату времени на поиск нужной информации. Как решить этот вопрос?

Где отчеты, Лебовски? Как бухгалтерам на аутсорсе использовать Клерк.Премиум,  чтобы получить максимум выгоды
39

И все за одного: два уведомления по НДФЛ в месяц — как бухгалтеру с этим жить

Ноябрьское нововведение потрясло всех: раньше сдавали одно уведомление по НДФЛ в месяц, — а с 2024 года нужно два. И платить, соответственно, тоже дважды.

И все за одного: два уведомления по НДФЛ в месяц — как бухгалтеру с этим жить

Почему важно интегрировать CRM-систему в бизнес-процессы. Что дает CRM

В современном бизнесе системы управления отношениями с клиентами, или CRM, стали неотъемлемым элементом успешной стратегии. Понимание клиентов, качественное обслуживание и эффективные продажи — всё это приходит благодаря правильно интегрированной CRM. В этой статье рассмотрим ключевые моменты и преимущества такой системы в бизнес-процессы предприятия.

Банки

ЦБ запретил банкам ограничивать переводы граждан самим себе в пределах 30 млн рублей в месяц

Центробанк выпустил новые разъяснения об онлайн-переводах граждан самим себе.

118

Универсальный корректировочный документ. В каких случаях может применяться УКД?

Универсальный корректировочный документ (УКД) совмещает в себе данные корректировочного счета-фактуры и бланка об изменении стоимости товаров. В статье расскажем о том, как и в каких случаях применяется УКД.

❗❗❗ Будет 3 разных срока для сдачи единой упрощенной декларации

Срок сдачи ЕУД вместо декларации по налогу на прибыль будет один, вместо других налогов – другой, а для новых компаний – третий. И правила камералки этой декларации тоже изменят.

188
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Банки

Большинство банков Армении прекратят принимать и обслуживать карты «Мир»

Слухи про проблемы российских карт «Мир» в Армении подтвердились: с 30 марта большинство банков этой страны прекратит их приём в банкоматах и POS-терминалах. Исключением будет «ВТБ Армения».

Как выстроить работу компании и избавиться от кассовых разрывов

Кассовые разрывы являются одной из самых частых проблем в бизнесе. Ситуация возникает, когда в конкретный период обязательства компании превышают её возможности. Такая угроза приводит к серьёзным финансовым трудностям и даже к банкротству. Рассказываем, в каких компаниях чаще всего возникают такие проблемы и что нужно сделать для их предотвращения.

Как выстроить работу компании и избавиться от кассовых разрывов
62

Телеграм взял курс на ускоренное развитие за счет облигаций

Основатель мессенджера Телеграм Павел Дуров сообщил, что выпустил облигации на 300 млн долларов, чтобы гарантировать, что Telegram сможет продолжать расширяться ускоренными темпами.

55

Станут ли звонки от ФНС с напоминаниями о НДФЛ регулярными?

Всем здравствуйте! Благодаря всем новшествам, ФНС теперь звонит несколько раз в месяц с вопросами сначала «а почему это вы не отправляете уведомление по НДФЛ по такому-то сроку?».

125
НДФЛ

👔Для ИП меняют срок уплаты НДФЛ. Мнение эксперта

Когда устанавливали единый срок уплаты налогов 28 число, забыли про ИП на ОСНО. Теперь это исправят.

4
426

Экспериментально-правовых режимов станет больше

С 2022 года экспериментально-правовые режимы (ЭПР) за 2 года позволили более 83 000 граждан России участвовать в тестировании цифровых и не только инноваций.

Какие налоги платят блогеры в 2024 году 

Прошедший год запомнился рядом громких уголовных дел, фигурантами которых стали известные блогеры. Государство не досчиталось порядка 2 млрд руб. неуплаченных налогов. 

Какие налоги платят блогеры в 2024 году 
2
252

Интересные материалы

Кадры

Новый тренд: не карьера, а дайте больше полномочий

Аналитики выявили на российском рынке труда новый тренд — все больше сотрудников предпочитают не идти вверх по карьерной лестнице, а расширять горизонты уже имеющихся должностных полномочий.

194