Как организовать учет у предпринимателя

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» распространяется в том числе и на индивидуальных предпринимателей (ИП). ИП обязан организовать ведение бухгалтерского учета, но не обязан вести бухгалтерский учет лично.

Продолжаю делиться своим опытом: как я пришла к аутсорсингу.

На сегодня у меня в обслуживании вдвое больше индивидуальных предпринимателей, чем организаций и предприятий. Считаю, что аутсорсерам надо обратить больше внимания на эту нишу.

Каким образом обычно происходит организация бухгалтерского и налогового учета у предпринимателя?

1. Предприниматель ведет учет сам.

2. Предприниматель нанимает бухгалтера (при этом предприниматель может возложить ведение бухгалтерского учета на штатного бухгалтера либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета).

Сразу определимся с понятийным аппаратом:

Согласно п. 2 ст. 4 Закона N 129-ФЗ граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов.

Частью 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ установлено, что бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ могут не вести индивидуальные предприниматели если они ведут учет доходов или доходов и расходов.

Другими словами, у организаций и предприятий законодательно закреплена прямая обязанность вести бухгалтерский и налоговый учет, а для предпринимателей же есть обязанность только по ведению налогового учета. Получается что учет следует вести в любом случае, именно для этого и нанимается соответствующий специалист.

Давайте разберемся — в какой форме будет привлечен к работе этот специалист.

1. Кто может работать бухгалтером у ИП?

Практически любой дееспособный человек, обладающий необходимыми знаниями и навыками, без требований к образованию и стажу.

Обоснование: Требования к квалификации главного бухгалтера и бухгалтера изложены в профстандарте «Бухгалтер». Требования к образованию и опыту работы главбуха есть и в Законе о бухучете (ч. 4, 5, 7 ст. 7). Для бухгалтера обычного ООО высшее образование, повышение квалификации, опыт работы в сфере бухучета и аудита и другие требования профстандарта необязательны (Письмо Минтруда от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253).

2. В какой форме можно оформить работу бухгалтера:

  • прием на работу через трудовой договор в штат или по совместительству (как физлицо) на регулярной основе
  • прием на работу по гражданско-правовому договору ( как физлицо, самозанятый или ИП) для выполнения определенной, разовой работы. не носящей систематического характера
  • заключение договора на ведение бухгалтерского учета (договор аутсорсинга) с ИП или любым юридическим лицом.

В случае, если вы идете в найм, предприниматель несет дополнительную налоговую нагрузку, а ваше трудоустройство также ограничивается 2-3 местами работы., так как 40 часовую рабочую неделю никто не отменял.

Будучи самозанятым вы «играете в одни ворота»: добровольно уплачиваете налоги, не получая ничего взамен, ведь у вас нет ни официального страхового стажа, ни социального страхования, ни будущей трудовой пенсии. При этом, работая с ИП и ООО, вы платите тот же налог (6%), что платили бы, будучи индивидуальным предпринимателем.

Фиксированные платежи обычно называют самым главным недостатком ИП в сравнении с самозанятостью, однако, если разобраться, то получится что это не такой уж и большой минус:

Во-первых, страховые взносы ИП — это не налоги на бизнес, а отчисления на будущую пенсию и текущее медицинское страхование.

Во-вторых, почти на всех налоговых режимах ИП имеет право уменьшать исчисленный налог на всю сумму уплаченных фиксированных платежей, поэтому бывает ситуация, что сам налог УСН предприниматель не платит, обходится страховыми взносами.

Резюмируем: бухгалтеру надо определиться со своей формой занятости, грамотно взвесив все плюсы и минусы каждой формы, с учетом своего характера, темперамента, самоорганизации и самоконтроля.

Начать дискуссию

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно. Не исключено, что проверка связана с «пивной» схемой уклонения от уплаты налогов.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.

Бесплатно с Отпускные

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

Не всегда разумно идти навстречу пожеланиям трудящихся – предоставлять им отпуска авансом вне графика за еще не отработанный период. Но если такая ситуация произошла, как быть работодателю, можно ли удержать переплату?

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Согласно ст. 225 ТК, получить базовые знания по охране труда должны все сотрудники, однако существуют и специальные программы для разных категорий работников. Разбираемся, кто и по каким программам обязан проходить обучение в компании.

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Как уменьшать налог по УСН на взносы, НМА в 2024 году, важные разъяснения Минфина и ФНС. Дайджест разборов

Подготовили для вас новый дайджест разборов от «Клерка». Сегодня для вас самые читаемые разборы за апрель, а также два абсолютно новых разбора.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ЭДО

В сервисе «Прозрачный бизнес» теперь можно узнать больше о контрагентах

ФНС в сервисе «Прозрачный бизнес» разместила информацию о подключении бизнеса к электронному документообороту (ЭДО).

Развитие бизнеса с сайта знакомств, как правило, не начинается

Оперативники задержали подозреваемого в мошенничестве через сайт знакомств в отношении жительниц Краснодарского края и Москвы.

Что такое гарантийное письмо и в каких случаях оно необходимо

Гарантийное письмо подтверждает возникновение обязательств между сторонами и условия сделки. Такой документ можно предоставить арендодателю, клиенту или кредитору как гарантию исполнения своих обязательств. Если сторона свои обещания нарушила, с таким документом можно идти в суд.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Договор на трудоустройство в модельное агентство актером массовых сцен может оказаться на кредит

На юго-востоке Москвы сотрудники полиции задержали подозреваемых в многоэпизодном мошенничестве под видом трудоустройства в модельное агентство актером массовых сцен.

Как заполнять новые реестры для экспортного НДС 0%

При реализации товаров на экспорт применяется ставка НДС 0 %. Для подтверждения права применения данной ставки необходимо использовать реестры. Ранее экспортеры представляли подтверждающие экспорт документы, как на бумаге, так и в виде реестров сведений в электронном виде.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Простым языком про счета за границей

Клиент задаёт нам вопрос: у меня открыты карты в иностранных банках для поступления средств и оплаты иностранных сервисов. Надо ли сдавать отчет о них и если да, то куда и когда?

⚡️ Итоги дня: TikTok возвращается в Россию, CDEK доставляет автомобили, а IT-компании не договорились о создании российской операционки

Подготовили обзор главных событий дня — 3 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Депутат предлагает официально продавать красивые госномера для автомобилей

Если власти начнут продавать автомобильные номера, то за первый год федеральный бюджет пополнится на 35 млрд рублей.

IT-компании

IT-компаниям нужно до 1 июня подтвердить аккредитацию

С 8 мая до 1 июня 2024 года IT-компании должны подтвердить госаккредитацию, указать долю доходов от профильной деятельности, а также внести сведения о продаже программ, включенных в реестр отечественного ПО.

Что нужно проверить компании перед тем, как обратиться за кредитом

Чаще всего кредиторы не предоставляют финансирование должникам из реестра ФССП, банкротам и тем, у кого плохая кредитная история.

Интересные материалы

Бизнесу помогут оценить стоимость компании на рынке

Роспатент может создать универсальную методику оценки интеллектуальной собственности, в том числе НМА.