Я с огромным уважением и восхищением отношусь к предпринимателям! У них есть особые качества – они готовы нести риски, шагать в неизвестность, действовать в условиях неопределенности, решительность.
Но как и у любого плюса, часто рядом есть и минусы – иногда неумение или нежелание просчитать шаги наперед, взвесить все «за» и «против», смоделировать и просчитать действия в случае неудачи. При открытии нового бизнеса или направления всегда надо просчитывать финансовую модель.
Финансовая модель – это таблица, в которой можно спрогнозировать выручку, расходы, прибыль, денежный поток бизнеса, разложить их на составляющие, найти ключевые показатели, а также смоделировать различные варианты развития событий – оптимистичный, пессимистичный, реальный, и выбрать рабочий.
Иногда предприниматели не производят такой расчет, и причины этому чаще всего следующие:
1. Предприниматели просто не знают, как этот расчет производить, поиск таблиц и информации в интернете может запутать каждого. И сам расчет кажется очень сложным.
2. Мнение, что новый бизнес смоделировать нельзя. Смоделировать можно все, что угодно! Все уже давно придумано, есть аналоги, а даже если ваше предложение супер уникально, все равно можно найти похожее супер-предложение.
На самом деле, построить финансовую модель не сложно. Давайте разберем по шагам:
✅1. Возьмите временной интервал, на который вы построите финансовую модель – минимум 1 год, т.е. 12 месяцев.
✅2. Спланируйте продажи помесячно.
✅3. Разложите ежемесячные продажи на составляющие, например: Выручка = Количество продаж* Средний чек -> Количество продаж = Количество дней * Количество сделок в день -> Количество сделок в день = Количество звонков * Конверсию -> Количество звонков = Количество менеджеров * Звонки на 1 менеджера.
✅4. Проверьте свои продажи на реалистичность – возможно ли их реально сделать? Проставьте формулы, чтобы при изменении показателей пересчитывались продажи.
✅5. Выпишите все расходы вашего бизнеса в столбик ниже выручки. Разделите их на две группы: переменные и постоянные.
a. Переменные – это те, которые изменяются от объема продаж: для торговли – это закупочная стоимость товаров, для производства – стоимость сырья и материалов, для оказания услуг – затраты на оказание самих услуг, например зарплата исполнителя.
b. Постоянные расходы – это те, которые не зависят от объема выручки – аренда, коммуналка, зарплата директора и бухгалтера.
c. Проставьте в формуле зависимость – чтобы количество переменных расходов равнялось количеству переменных расходов на 1 единицу товара * количество проданных товаров.
d. Заполните расходы на весь период планирования.
✅6. Вычтите из доходов расходы – и у вас есть ежемесячная прибыль, а также прибыль за весь период расчета.
✅7. Оцените прибыль проекта – она вас устраивает? Она должна покрывать ваши минимальные пожелания по личному доходу от проекта, а также окупать инвестиции, если они будут, и должна оставаться какая-то часть на развитие.
✅8. Смоделируйте пессимистичный расклад, что будет, если продаж будет меньше? Что вы будете в этом случае делать – пропишите план действий заранее.
Упрощенная финансовая модель готова! Такой расчет можно сделать за пару-тройку часов. И такая экспресс-модель позволяет оценить бизнес-модель проекта, ее жизнеспособность и эффективность и убережет вас от сотен тысяч и миллионов потерь.
Иногда на этапе проверки идеи можно увидеть уже ее не состоятельность, и вовремя отказаться, или найти новые более эффективные пути решения!
Если у вас есть идея, не пожалейте времени на ее экспресс расчет! И пусть ваш бизнес будет эффективным и прибыльным, а все идеи и проекты приносили ожидаемые дивиденды! Успехов вам!
Начать дискуссию