Топ-3 мифов о ценообразовании проектов 1С. Сколько на самом деле стоит внедрение?

Из чего складывается стоимость проекта, которую сообщает исполнитель, можно ли ей доверять и что делать клиенту, чтобы получить более точную оценку? Отвечаем на самые щекотливые вопросы и разбираем популярные заблуждения вместе с коммерческим директором компании «Внедренцы и Программисты» Кристиной Шавриной.
Топ-3 мифов о ценообразовании проектов 1С. Сколько на самом деле стоит внедрение?

Из чего складывается стоимость проекта, которую сообщает исполнитель, можно ли ей доверять и что делать клиенту, чтобы получить более точную оценку? Отвечаем на самые щекотливые вопросы и разбираем популярные заблуждения вместе с коммерческим директором Кристиной Шавриной.

Стоимость внедрения 1С — вопрос болезненный.

Во-первых, само по себе внедрение — дорогостоящее мероприятие, особенно если речь о комплексных решениях вроде «1С:ERP». В таких масштабах разброс цен может исчисляться сотнями тысяч, если не миллионами. Поэтому ответственным лицам важно разобраться, из чего складывается финальная сумма.

Во-вторых, 1С внедрение — сложный продукт, стоимость которого формирует множество неочевидных факторов. Увидеть и учесть все из них почти невозможно, тем более без опыта участия в подобных проектах. Из-за этого ожидания заказчика по бюджету зачастую расходятся с реальностью.

Ниже мы рассмотрим распространённые заблуждения, связанные с ценообразованием проектов 1С, и расскажем, к чему готовиться, если вы уже запланировали внедрение.

Оценка стоимости проекта 1С: заблуждения

Миф № 1. Основные траты — это покупка коробки и лицензий

Как на самом деле?

При внедрении комплексных программ софт — это 10–20% от стоимости проекта.

Так, цены на «1С:ERP» начинаются от 432 000 руб., клиентская лицензия на 50 рабочих мест обойдётся вам в 187 200 руб. А сам проект — от 4 до 30 млн руб.

Всё потому что внедрение — это не только установка продукта и настройка типового функционала, но и подробное обследование бизнес-процессов, моделирование, перенос данных, доработки, тестирование, составление инструкций, обучение сотрудников, первичное сопровождение. Объём работы на каждом этапе очень индивидуален и зависит от специфики внутренних процессов, масштаба бизнеса, количества пользователей и их ролей, вовлечённости заказчика и пр. Вот почему внедрение нельзя просто взять и оценить. Более-менее точная оценка возможна лишь после обследования, в ходе которого исполнитель выясняет все перечисленные нюансы, и моделирования, вскрывающего функциональные разрывы.

Заказчик привык к своим процессам и может думать, что они элементарны: купили — продали — сделали счёт-фактуру. На деле же туда вложено много всего: заказ под заказ, заказ на производство, резервирование, планирование, индивидуальные соглашения, разные прайс-листы, товары в пути, акты расхождения, логистика и доставка... Или, например, некоторым клиентам компания выставляет не стандартный счёт-фактуру, а что-то своё. Вроде бы мелочь, но печатную форму придётся дорабатывать, а бюджет — увеличивать. Сюда же относятся нетиповые документы (скажем, печать пропусков в бизнес-центр или на завод), собственные шаблоны договоров, сложный порядок начисления зарплаты и т.д. Таких мелочей могут быть десятки, и обнаружатся они только во время обследования. Кристина Шаврина, коммерческий директор

Миф № 2. Существует «правильный» метод оценки, гарантирующий точность 100%

Как на самом деле?

Методов оценки множество. И как раз потому, что ни один из них не может гарантировать абсолютную точность.

Популярные подходы к оценке ИТ-проектов

  • PERT (по трём точкам). В специальную формулу подставляют три экспертные оценки: время по самому оптимистичному прогнозу, время по самому пессимистичному прогнозу и наиболее вероятное время. На выходе получается некое усреднённое число. Этот метод исполнители могут применять при первом общении с клиентом, когда не знают, стоит ли расходовать ресурсы на детальное планирование. В целом же он ненадёжен: велик диапазон отклонений, нет реальных обоснований.
  • Оценка по аналогии. Даётся на основании исторической информации компании-исполнителя. Ориентируясь на опыт реализации похожих проектов, исполнитель может предположить, что аналогичная задача займёт столько-то часов. Этот метод работает, если задачи схожи не только формально, но и содержательно, и подключаются к ним те же специалисты (или другие, но с сопоставимыми компетенциями).
  • Экспертная оценка. Даётся на основании исторической информации эксперта. Эффективна, только когда есть опытный руководитель проекта и сработанная команда, компетенции которой он знает.
  • Математическая оценка. Проект декомпозируется на более мелкие задачи, их стоимость суммируется. Иногда в целях повышения достоверности используют алгоритмы, учитывающие разнообразные параметры задач. Этот метод довольно точен и нравится клиентам из-за видимой обоснованности. Но на ранних этапах он малоприменим: адекватная декомпозиция невозможна без глубокого понимания процессов. А при небольшой детализации результат будет примерно таким же, как и при прочих подходах.

Исходя из нашей практики, наиболее адекватно стоимость можно предсказать, сочетая оценку по аналогии и математическую оценку. Сначала мы декомпозируем проект внедрения по подсистемам. Опираясь на вводные от заказчика, смотрим, сколько приблизительно бизнес-процессов вложено в каждую из них. Далее в расчёт принимается опыт выполнения задач по отдельным процессам. При необходимости привлекаем для оценки экспертов.

Пример нашей оценки

Миф № 3. Гибкий бюджет выгоден только исполнителю

Как на самом деле?

Клиенты предпочитают фиксированный бюджет: он даёт чувство надёжности и гарантию того, что исполнитель не «насчитает лишнего».

Но у него есть и существенные недостатки: исполнитель оказывается зажат в тесные рамки. Как было сказано, оценить весь объём задач на старте невозможно: процессы, которые представляются клиенту простыми, технически могут распадаться на множество задач, требующих дополнительной усилий. Если это выясняется уже после утверждения бюджета, многие подрядчики либо отказываются от проекта, либо вынужденно снижают качество работы, чтобы не уйти в минус. Если же из соображений осторожности в стоимость заложить сразу все риски, заказчику придётся ощутимо переплатить. Поэтому в большинстве случаев работа ведётся по фактическим трудозатратам. Избежать критического разрастания бюджета помогает вовлечённость клиента в проект, продуктивный диалог и совместный поиск компромиссов.

Что сделать, чтобы не переплачивать?

Первое условие экономии — моральная готовность выделить бюджет, сопоставимый с реальными рыночными ценами.

Компании, стремящиеся предельно минимизировать вложения, часто попадают в ловушку принципа Парето, согласно которому 20% усилий дают 80% результата — и наоборот. Недобросовестный исполнитель может быстро довести проект до 80-процентной отметки, тем самым создав видимость почти завершённого внедрения. А спустя время станет ясно, что 20% результата, которыми пренебрегли, были ключевыми для нормального, целостного функционирования системы. И именно на них нужно больше всего средств. Обычно так бывает с обследованием и моделированием: если не провести их качественно, внедрение придётся откатывать назад, на каком бы этапе оно ни было.

Периодически к нам обращаются заказчики, которые прежде работали с исполнителями, предложившими самую низкую цену. Когда мы приступаем к проекту, то обнаруживаем, что от них остались только недоработанные базы и нечитаемые документы, непригодные для дальнейшего использования. В таком случае, к сожалению, внедрение надо начинать с нуля. Кристина Шаврина, коммерческий директор

Второе условие экономии — своевременное предоставление исполнителю всей необходимой информации. На первой консультации вас попросят сообщить:

  • какова сфера деятельности компании;
  • какая у вас организационная структура;
  • с чем вы сейчас работаете: системы, сайты, оборудование;
  • есть ли в текущей системе доработки;
  • есть ли у вас собственные ИТ-специалисты;
  • кто будет руководителем проекта с вашей стороны;
  • сколько в системе будет пользователей;
  • цели внедрения и проблемы, которые хотите решить;
  • нюансы вашей работы;
  • пожелания по бюджету;
  • пожелания по срокам.

Далее исполнитель будет задавать вопросы о ваших бизнес-процессах (закупки, склад, оптовые и розничные продажи, ценообразование, производство, зарплата и управление персоналом, другие разделы учёта, общая и специальная отчётность и пр.). Приготовьтесь рассказать, как именно они реализуются и на какие подпроцессы распадаются, как устроена ежедневная работа сотрудников, какие внутренние и внешние документы используются, какие бывают исключения.

Возможные вопросы на примере блока «Продажи»: как делаются заказы, где ведутся прайсы, есть ли индивидуальные соглашения, сколько покупателей, сколько позиций номенклатуры, как формируются скидки и пр.

Чем полнее вы выразите потребности и чем больше информации подготовите, тем быстрее и достовернее будет оценка.

Комментарии

1
3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

Маркетплейсы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.