Ведение бизнеса

Эффективный расчет себестоимости продукции

Ключевое место в общей системе показателей, характеризующих эффективность производства отведено точному расчету себестоимости. Это одна из главных задач предприятия, которое занимается выпуском продукции.
3,4 тыс.
Эффективный расчет себестоимости продукции

Об оптимальных вариантах расчета, а также о программных продуктах, которые помогут вам рассчитать себестоимость читайте в статье экспертов assino.

Типы себестоимости

Не существует единой классификации себестоимости. Однако, если за основание классификации взять данные, используемые для расчёта, то себестоимость принято делить на плановую, фактическую и сметную.

Плановая себестоимость – ориентировочная стоимость услуг, материала и сырья – ресурсов, которые будут затрачены на производство товара в будущем. Может рассчитываться на любой период.

Фактическая себестоимость – сумма фактических расходов, уже затраченных на производство. Возможна ситуация, когда фактическая и плановая себестоимость не совпадают. Для выявления причин расхождения нужно проводить сравнительный экономический анализ.

Сметная себестоимость – вариант плановой себестоимости, при котором рассчитываются расходы на конкретную продукцию или заказ.

Для правильного расчёта себестоимости продукции нужно произвести классификацию затрат.

Классификация статей затрат

Классифицировать затраты можно с учетом вида расходов – по элементам затрат или по статьям калькуляции.

Поэлементная классификация

Группировка по этому типу предполагает разделение затрат на:

  • Затраты на оплату труда.

  • Материальные затраты. Сюда могут входить материалы, сырье, топливо, электричество или другая энергия на производственные цели.

  • Социальные взносы. Это отчисления в различные социальные фонды: ТФОМС, ПФР, ФСС и др.

  • Амортизация основных средств. Это объем амортизационных отчислений на восстановление амортизационных фондов за конкретный период.

  • Прочие прямые затраты – все остальные расходы, которые напрямую относятся к производству продукции.

Классификация по элементам позволяет

  • Рассчитать структуру затрат и сформировать смету затрат.

  • Обосновать капитальные вложения.

  • Спланировать объем оборотных средств.

  • Разработать комплекс мер для снижения себестоимости.

Существенный минус этого метода заключается в том, что с его помощью можно лишь выявить объем расходов, но для полноценного планирования производства, а также для фактического снижения себестоимости продукции нужно также установить взаимосвязь расходов и мест их возникновения.

Более информативным методом является расчет затрат по статьям калькуляции.

Калькуляционная классификация

В отличие от поэлементной классификации калькуляционная отражает именно места возникновения затрат по статьям калькуляции.

Расходы сгруппированы так же, как и список статей калькуляции. Это позволяет комплексно планировать производство и производить расчет себестоимости единицы продукции.

При составлении списка статей калькуляции учитывается характер и структура производства.

В качестве примера мы рассмотрим список статей расходов, который широко применяется в производственных предприятиях:

  1. Материалы и сырье (за вычетом отходов).

  2. Закупленные изделия/услуги или полуфабрикаты от поставщиков.

  3. Оплата труда работникам производства.

  4. Отчисления в социальные фонды и налоги.

  5. Топливо и энергия.

  6. Расходы на модернизацию оборудования и развитие имеющихся мощностей.

  7. ОХР (общехозяйственные расходы).

  8. ОПР (общепроизводственные расходы).

  9. Потери от брака и недостачи.

  10. Другие производственные расходы.

  11. Расходы вне производства.

Затраты по всем 11 статьям составляют полную себестоимость, подразумевающую также коммерческие расходы: транспортные затраты и сбыт продукции.

Формула расчета себестоимости

На примере покажем, как посчитать себестоимость продукции при помощи формулы.

Себестоимость = Стоимость производства изделия + расходы на его реализацию.

Более сложная формула расчёта себестоимости предоставляет более точные данные и позволяет оценить реальную стоимость производства товаров.

ПС = С + Э + А + ЗП + ОЗП + СбР + ПР,

где:

  • С – сырье;

  • Э – энергоносители;

  • А – амортизация;

  • ЗП – заработная плата;

  • ОЗП – отчисления от з/п;

  • СбР – сбытовые расходы;

  • ПР – прочие расходы.

Для примеравозьмем предприятие, которое занимается выпуском хлебной продукции. Рассмотрим, какие расходы могут быть на производство партии хлеба в количестве 100 000 штук:

  1. Сырье и материалы – 1 392 682 руб.

  2. Электроэнергия на технологические цели – 28 000 руб.

  3. Вода на технологические цели – 46 800 руб.

  4. Затраты на оплату труда – 137 485 руб.

  5. Отчисления от заработной платы – 41 246 руб.

  6. Амортизация – 32 172 руб.

  7. Прочие расходы – 15 850 руб.

  8. Сбытовые расходы – 34 118 руб.

Тогда себестоимость всей партии хлеба составит:

1 392 682 + 28 000 + 46 800 + 137 485 + 41 246 + 32 172 + 15 850 + 34 118 = 1 728 353

Расчёт себестоимости единицы продукции: 1 728 353 / 100 000 = 17,28 руб.

Теперь вы знаете как посчитать себестоимость продукции на производстве.

Кажется, что для этого достаточно калькулятора, листка бумаги и ручки. Однако это работает лишь в теории.

Промышленные производства обладают сложной структурой и множеством финансовых операций – без современных средств автоматизации тут не обойтись.

Как с помощью программ учета рассчитать себестоимость продукции

Рассчитать себестоимость продукции можно и в Excel, однако этот вариант подойдет лишь совсем небольшим предприятиям.

Для предприятий с большим объемом продукции фирма 1С разработала комплекс программных решений, с помощью которых легко провести расчеты как затрат, себестоимости, так и валовой прибыли, а самое главное – автоматизировать эти процессы.

1C:ERP

1С:ERP – современное программное решение для автоматизации средних и крупных предприятий различных отраслей. Этот комплекс особенно полезен для крупных предприятий с большим объемом продукции и сложными циклами производства.

С помощью 1C:ERP можно оценить как трудовые, материальные, так и денежные расходы.

В программе реализован расчет в разрезе подразделений и различных сфер деятельности – они выступают местами затрат.

Рассмотрим как в 1C:ERP можно рассчитать себестоимость продукции

Нужно учитывать, что до регламентных операций по закрытию месяца в отчете о себестоимости мы будем видеть только количественные показатели.

Также можно учитывать и по плановой цене, присутствует механизм предварительного ежедневного расчёта СС.

Для получения суммовых оценок необходимо рассчитать себестоимость.

Этот расчет формируется автоматически при помощи документа «Расчет себестоимости товаров» (рис. 1).

рис. 1

Расчет себестоимости товаров производится по организации – в соответствии с методом оценки стоимости, который указан в ценовой политике организации.

Себестоимость в программе можно рассчитать тремя методами (рис. 2):

  • средняя за месяц;

  • ФИФО (взвешенная оценка);

  • ФИФО (скользящая оценка).

рис. 2

В документе «Распределение материалов и работ на себестоимость продукции» разносятся расхождения планового выпуска от фактического, а также здесь можно перевести номенклатурные затраты в постатейные – списать материалы на затраты (рис. 3).

рис. 3

Несмотря на комплексный подход в 1С:ERP при расчете себестоимости необходимо упомянуть определенные особенности: отсутствует функционал по распределению расходов «из статьи в статью».

Приходится создавать еще одну статью, что увеличивает справочник.

Внедрение программ 1С

Программные продукты от 1С обладают большим функционалом по расчету себестоимости, валовой прибыли, рентабельности и других экономических показателей.

Предприниматель будет владеть ситуацией и сможет не только грамотно планировать производство и закуп, но и улучшить финансовые показатели, в том числе за счет снижения себестоимости.

Кроме подбора самой программы важно также грамотное внедрение – лучше обращаться к профессионалам!

assino consulting

assino consulting

8 подписчиков

Комментарии

16
  • a.albegova 13.02.23, 15:08

    Алена АлбеговаРедакторКлерк.Ру

    • assino consulting 13.02.23, 17:13

      assino

  • Александр Бер 14.02.23, 03:40

    Александр Иванов

    • Tan_D 14.02.23, 08:00

      ТатьянаГлавный бухгалтер

  • ТатьянаГлавный бухгалтерЗАО

    • Tan_D 14.02.23, 09:13

      ТатьянаГлавный бухгалтер

      • LIrina-1973 14.02.23, 21:22
        • Tan_D 15.02.23, 07:19

          ТатьянаГлавный бухгалтер

          • LIrina-1973 15.02.23, 07:47
            • Tan_D 15.02.23, 07:56

              ТатьянаГлавный бухгалтер

  • LIrina-1973 15.02.23, 08:01
    • Tan_D 15.02.23, 08:34

      ТатьянаГлавный бухгалтер

      • LIrina-1973 15.02.23, 09:08
        • Tan_D 15.02.23, 10:37

          ТатьянаГлавный бухгалтер

  • ТатьянаГлавный бухгалтерЗАО

    • Tan_D 15.02.23, 10:37

      ТатьянаГлавный бухгалтер

Упс, комментировать могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, .

Как найти работу джуну программисту. И почему php-программисты вымирают в Краснодаре? А еще фоточки офиса Клерка

В пятницу вечером около 40 смелых и красивых людей, пришли в офис Клерка, чтобы узнать как стать веб-программистом. Среди гостей неожиданно оказались и гуру краснодарской php-тусовки.

Как найти работу джуну программисту.  И почему php-программисты вымирают в Краснодаре? А еще фоточки офиса Клерка
4
118

🔥Вакансии дня на «Клерке»: топ самых крутых, чтобы вам было легче искать

Каждый день на сайте и в Телеграм-каналах «Клерка» работодатели размещают вакансии. Чтобы вы не упустили вакансию своей мечты, мы сделали для вас подборку за день. Нажимайте на ссылку понравившейся вакансии и откликайтесь.

Маркетинг

О чём писать в блоге: подборка тем для статей и постов с примерами

Когда запускаете блог, хочется, чтобы он был полезным и интересным. А ещё лучше — приносил новые заявки и продажи. В статье собрали темы для блога, которые сделают его привлекательным для читателей.

О чём писать в блоге: подборка тем для статей и постов с примерами
Обзоры для бухгалтера

Дайджест самых-самых постов Трибуны этой недели. Про демографическую проблему, перевод денег с р/счета на личную карту и ЕНП

Еще одна неделя лета пролетела. Как обычно, по пятницам мы подводим свои итоги. Чем жила Трибуна на этой неделе? Что волновало пользователей? Какие посты были самыми читаемыми? Напомним, свой выбор редакция делает на основе количества просмотров и комментариев.

Дайджест самых-самых постов Трибуны этой недели. Про демографическую проблему, перевод денег с р/счета на личную карту и ЕНП
Операторы ЭДО

ОФД — что это и с чего начать работу

В России, согласно данным ФНС, в мае действовало более 3,6 млн кассовых аппаратов, которые выбили более 7 млрд кассовых чеков. Почти все из них переданы в налоговую службу через операторов фискальных данных — ОФД. Базовая задача таких компаний известна — передача документов с ККТ в ФНС. Расскажем, чем еще полезны и как развиваются ОФД.

ОФД —  что это и с чего начать работу
Общество

Бесполезные бьюти гаджеты. Щетки Foreo, мезороллер, скребок гуаша и капельницы — мнение дерматолога

Врач-дерматолог разобрала самые популярные гаджеты, которые используются в уходе за кожей: щетки для умывания Форео, домашние дермароллеры, скребки гуаша и капельницы красоты. Стоит ли на это тратить деньги?

Отпускные

Как оформить перенос отпуска, если он совпал с больничным

Из этого мини-курса вы узнаете:какие варианты есть переноса отпуска;как работник должен уведомить работодателя о больничном во время отпуска;какие документы надо оформить на перенос отпуска работодателю.

Как оформить перенос отпуска, если он совпал с больничным
Ведение бизнеса

Как построить успешный бизнес на культуре в России: история «Никола-Ленивца»

Продолжаем встречаться с друзьями «Финансиста». В этот раз поговорили с Иваном Полисским, управляющим партнёром самого крупного в Европе арт-парка «Никола-Ленивец». Рассказываем, как сегодня можно зарабатывать на культуре в России, как договариваться с инвесторами и почему недостаточно позвать звезду к себе, чтобы сделать успешный фестиваль.

Как построить успешный бизнес на культуре в России: история «Никола-Ленивца»
Товарный знак

Товарные знаки для самозанятых в 2023 году

С 29 июня 2023 года у самозанятых появится возможность регистрировать товарные знаки. Это позволит начинающим предпринимателям успешнее развивать свое дело. Разбираемся, что такое товарный знак, для чего он нужен, как его зарегистрировать, и сколько это стоит.

Товарные знаки для самозанятых в 2023 году
Читать еще