Система управления логистикой: как сэкономить на «последней миле» до 20%. 4 доступных сценария

«Последняя миля» — самый дорогой этап доставки. Как правило, на него приходится 40-50% от стоимости перевозки. Еще больше увеличить расходы на этот отрезок могут 3 популярные опции

«Последняя миля» — самый дорогой этап доставки. Как правило, на него приходится 40-50% от стоимости перевозки. Еще больше увеличить расходы на этот отрезок могут 3 популярные опции:

  1. доставка в день заказа,

  2. бесплатная доставка,

  3. бесплатные возвраты.

Однако отказаться от них не так-то просто. Для клиентов именно эти параметры сервиса имеют решающее значение при выборе магазина или маркетплейса. Поэтому ритейлеры редко готовы ими жертвовать, а если и идут на такие шаги, то обычно первоначально тестируют нововведения, а затем уже масштабируют на все группы покупателей.

Чтобы искать возможность для экономии дальше, стоит выяснить, из чего вообще складывается стоимость логистики «последней мили»:

  1. водители и курьеры: последний год зарплаты тут выросли в среднем на 20%, так что экономить будет трудно,

  2. топливо и транспортные средства (25% от доставки «последней мили»): цены на бензин в 2023 прибавили в среднем 9,69%,

  3. посредники: стоимость доставки компаниями-исполнителями также постоянно повышается,

  4. специальное оборудование и упаковочные материалы (холодильные установки, «пупырка» и многое другое),

  5. возвраты,

  6. непредвиденные траты,

  7. софт (10-15% от затрат).

Что можно противопоставить растущим расходам? Как ни странно, поможет именно последний пункт списка – специализированное ПО.

Самые популярные digital-сценарии экономии

1. Умная оптимизации маршрутов.

Умные алгоритмы (обычно здесь используют ML-модели) быстро находят оптимальные пути и распределяют заказы с учетом объемов, состояния дорог, предполагаемого времени доставки, складов, временных окон магазинов, вместимости транспортных средств, загруженности и других факторов. Понятно, что вручную переработать такое количество данных и тысяч разнообразных параметров вряд ли возможно, а система рассчитает все за несколько секунд, плюс сократит операционные расходы, затраты на топливо. Особенно значима такая экономия будет на больших объемах перевозок.

Так, компания Hardie's Fresh Foods, крупный дистрибьютор продуктов питания в Техасе, с ее помощью сократила пробег на 20%, в 8 раз ускорила процесс планирования, на 14% увеличила мощность доставки и на 12% снизила расходы на водителей.

2. Распределение нагрузки.

Основная цель — максимально эффективно использовать ресурсы. Правильное заполнение большего пространства грузовика помогает снизить транспортные расходы, частоту доставки и риск повреждения товара из-за свободного места в авто. Эффективное распределение груза сокращает количество транспортных средств и человеческих ресурсов, что приводит к значительной экономии средств, повышению эффективности и точности. Программное обеспечение упрощает процесс масштабирования, сокращает время планирования и учет сложных ограничений.

Например, Telgian, мировой поставщик услуг в области противопожарной защиты, охраны и безопасности, после внедрения специального ПО снизила месячное время планирования на 256 часов (82%), численность персонала на 66% и увеличила темпы роста на 19% по сравнению с предыдущим периодом.

3. Трекинг в режиме реального времени.

Менеджеры и водители отслеживают перемещение товара и транспортных средств на всем протяжении цепочки. Такие технологические решения обеспечивают видимость в реальном времени, помогая управлять критическими показателями эффективности (KPI) для доставки «последней мили». Инструменты могут включать в себя GPS-трекинг, электронные модули учета рабочего времени, а также системы уведомлений, GPS-заполнения и маршрутизации для отслеживания, контроля и оптимизации работы автопарка. Обычно реализуются в виде мобильных приложений для курьеров/водителей и клиентов.

С помощью внедрения трекинга в компании TopDelivery сократили время доставки на день, плюс, уменьшили нагрузку на собственные сервисы, в частности операторов call-центра, так как теперь процесс согласования идет гораздо быстрее. Кроме этого, покупателям стало удобнее отслеживать посылки, что, естественно, сказалось на росте лояльности.

4. Автономная работа карт.

Отсутствие бесперебойной связи между логистическими провайдерами, клиентами и персоналом доставки может привести к задержкам, неэффективности процесса и потери клиентов. Некоторые системы управления доставкой работают в автономном режиме. Покупка найдет клиента даже в регионах с плохим покрытием сети или там, где навигатор часто «сходит с ума». Сопутствующие результаты внедрения мобильного приложения с автономной картой: повышается уровень удовлетворенности, а количество возвратов/отказов падает.

Например, сеть «М.Видео» внедрила мобильное приложение для водителей-экспедиторов. Оно поможет повысить качество доставки «последней мили», так как правильная работа с опозданиями заметно влияет на сокращение издержек, связанных с претензионной деятельностью, и снижает уровень отказов при доставке. Ожидается, что уровень нерезультативных доставок сократится на 30%.

Стоимость ПО

Важным для экономии станет и обдуманный подбор софта. Необходимо определиться с вариантами развертывания — облако будет в среднем на 15-30% дешевле из-за экономии на инфраструктуре. Локальное размещение на собственных серверах обойдется дороже, но крупный бизнес скорее предпочтет его из-за надежности и безопасности.

Также важно выбрать между коробочным продуктом, кастомной разработкой или собственным ПО. Для среднего и малого бизнеса лучше всего подойдет готовое коробочное решение на основе подписочной модели (SaaS). Оно будет полезно для сезонного использования, при стандартных внутренних системах. Порядок цен здесь начинается от 182 000 рублей в месяц. Крупные компании чаще фокусируются на индивидуальной кастомизации с соответствующим сервисным сопровождением. В таком случае бюджет может составлять от 1,5 до 2 миллионов рублей. Программа должна легко обмениваться информацией с внутренними системами компании, а технические консультанты оперативно реагировать на запросы.

Самостоятельная разработка будет еще дороже и потребует инвестиций, помимо всего прочего, еще и в команду высокопрофессиональных дефицитных ИТ-специалистов.

Больше полезной информации в ТГ-канале!

Начать дискуссию

❗ Сегодня последний день уплаты налогов

28 апреля был выходным днем, потом переносы и государственный праздник 1 Мая. Поэтому срок уплаты налогов перешел на ближайший рабочий день 2 мая.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДС

За физкультурные услуги не надо платить НДС

Услуги, оказанные населению, по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий освобождены от НДС по статье 149 НК.

💪 Сегодня последний день ударных скидок на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! Успейте приобрести популярные онлайн-курсы «Клерка» за 3 690 рублей! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля!

Лучшие спикеры, новый каждый день

🔨 Сегодня последний день ударных скидок на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Подготовьтесь к длинным выходным. Успейте приобрести популярные онлайн-курсы «Клерка» за 3 690 рублей! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля!

🔨 Сегодня последний день ударных скидок на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
6

Подборка бухгалтерских программ для работы с маркетплейсами

Обзор онлайн-сервисов для ведения бухгалтерского, налогового учета и аналитики продаж. Что выбрать, какие учитывать нюансы, к чему важно быть готовым и бухгалтеру и селлеру, какой бюджет закладывать.

НДФЛ

При продаже недостроенного дома семья с 2 детьми должна платить НДФЛ

Семьи с двумя и более детьми не платят НДФЛ при продаже жилья при любом сроке владения. Но к недострою это правило не применяется.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В рунете хотят ограничить работу иностранных роботов

Стало известно, что Роскомнадзор в конце апреля направил хостинг-провайдерам рекомендации по ограничению доступа иностранных поисковых ботов к российским сайтам.

С 1 мая налоговую отчетность сверяют с новыми контрольными соотношениями

В связи с изменениями в НК ФНС утвердила новый перечень контрольных соотношений показателей налоговых деклараций и расчетов.

💥Обзор новостей: США ввели санкции против «Победа», шашлык провоцирует депрессию, зарплаты станут больше 100 тыс руб. к 2027 году

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Омниканальность или зачем юристу использовать несколько источников привлечения клиентов

Сайт, социальные сети, блоги на сторонних ресурсах, рассылки: действительно ли юристу и адвокату нужно использовать сразу несколько источников для общения с аудиторией и привлечения клиентов? Об омниканальном маркетинге — тренде 2024 года, и его применении расскажу в статье.

❗ Сегодня последний день сдачи уведомлений о КИК

Если 2 мая 2024 года не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Подмена трудовых отношений, передача пенсии, пособие по беременности и родам. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Начали действовать 3 новые формы налоговых заявлений

ФНС с 1 мая 2024 года утвердила новые бланки и форматы заявлений для возмещения НДС, акциза, а также по банковским гарантиям.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов

Автоматизация позволяет владельцу бизнеса выйти из рутины и операционки. При этом процессы останутся управляемыми. Разберемся, с какими трудностями автоматизация помогает справиться бухгалтерской аутсорсинговой фирме и какие возможности дает.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов

Облигации лизинговых компаний: от надёжных до рискованных с доходностью выше 21%

Лизинг — один из самых высокодоходных секторов на долговом рынке, сейчас там можно найти доходности выше 20-21%. Если говорить про долю корпоративных облигаций, то это порядка 8–9%. Какие есть эмитенты, какие там рейтинги и какие всё же доходности? Го смотреть!

Облигации лизинговых компаний: от надёжных до рискованных с доходностью выше 21%

Введена маркировка БАДов и антисептиков

Все участники оборота биологических активных добавок к пище (БАДов), антисептиков и дезинфицирующих средств с 1 мая 2024 года должны передавать данные о движении такой маркированной продукции через электронный документооборот (ЭДО) между участниками.

Избежать ВНП. С помощью лестницы

Эта история произошла во времена, когда план по выездным проверкам был 300 тысяч рублей, то есть лет 7-8 назад. На нашем втором этаже в бизнес-центре офис занимала микро-фирма из трех человек. Торговали они оптом какой-то химией для агропредприятий. Было нормально, когда после обеда их никого в офисе уже не было.

​Сдал декларацию, подождал три года и забыл?

Многие предприниматели действительно живут в «реальности трехлетней давности», постоянно высчитывая, сможет ли налоговый орган предъявить претензии за определенные периоды или нет. Из этого можно сделать простой вывод: чем дальше во времени был тот или иной налоговый период, тем меньше вероятность возникновения проблем по нему.

​Сдал декларацию, подождал три года и забыл?
Интернет и IT

На Госуслугах будет можно узнать, сколько номеров зарегистрировано на паспорт

Минцифры позволит абонентам проверить, столько телефонных номеров зарегистрировано по их паспортным данным.

6

Интересные материалы

На пути к эффективному партнерству: как начать работу с новым клиентом в бухгалтерской фирме

У самурая, как известно, нет цели — есть только путь. Но в бухгалтерской компании все иначе: здесь есть и четкая цель, и продуманный путь к ее достижению. Свой путь есть и у клиента, который решает доверить свои финансовые дела профессионалам. Расскажем об этом пути подробнее: как бесшовно принять клиента на обслуживание и какие важные нюансы нужно учесть.

На пути к эффективному партнерству: как начать работу с новым клиентом в бухгалтерской фирме