«Продажа» долга как методика взыскания в рамках корпоративного коллекторства

Корпоративное коллекторство, т.е. комплексное формализованное и преимущественно внесудебное взыскание долгов организаций, развивается путем нахождения новых методик работы.

Корпоративное коллекторство, т.е. комплексное формализованное и преимущественно внесудебное взыскание долгов организаций, развивается путем нахождения новых методик работы.

Одной из недавних находок стала «коллекторская продажа долга» — использование предложения о выкупе задолженности, обращенное к «ключевым точкам». Напомним, что «ключевыми точками» являются лица, страх информирования о ситуации которых подталкивает «оппонентов» к расчетам по долгам из-за нежелательности такого информирования.

Оппонентами же являются как сам должник, так и лица, связанные с должником и ответственные за возникновение и неуплату долга.

Целью такого обращения является не реальное заключение договора уступки права требования, хотя оно и не исключается, а распространение информации о долговой проблеме и возможной недобросовестности оппонентов. Собственно этого они и боятся, и именно поэтому актуальна, прежде всего, демонстрация оппонентам проекта предложения о продаже долга, а не направление его «потенциальным покупателям».

Очень важно, что предложение купить долг как вариант распространения информации о долговой проблеме» выглядит более солидно, чем жалоба на оппонентов или вопрос об их добросовестности. При этом, такой информационный ход может быть актуален для взыскания как с работающих, так и «брошенных» организаций. Важно, чтобы у лиц, которые связаны с возникновением задолженности, продолжалась предпринимательская деятельность (пусть через новые юридические лица), развивалась управленческая или политическая карьера.

Алгоритм использования методики «коллекторская продажа долга» может быть представлен следующим образом:

1) Выбор одного или нескольких оппонентов, которые могут быть заинтересованы в «сохранении в тайне» информации о наличии долга. Выбор основан на системном представлении ситуации, связанной с должником, и моделировании поведения оппонентов. Варианты оппонентов: учредители, участники или руководители, включая фактических, организации-должника, в том числе дистанцировавшиеся от нее после возникновения финансовых сложностей.

2)   Выбор одной или нескольких ключевых точек, к которым может быть обращено предложение выкупить задолженность. Выбор основан на системном представлении ситуации, связанной с долгом, и моделировании поведения получателей предложения. Варианты ключевых точек:

- учредители, участники или руководители, включая фактических, организации-должника, в том числе дистанцировавшиеся от нее после возникновения финансовых сложностей, но главное не участвующие в оперативном управлении организацией (иначе они скорее оппоненты);

- контрагенты (поставщики, покупатели, кредиторы, должники и т.д.), прежде всего, заинтересованные в возможном зачете встречных требований;

- конкуренты, включая членов отраслевых объединений, в которые входит организация-должник или связанные с ней юридические и физические лица;

- экзотический вариант — возможно предложение выкупить часть долга образовательных или медицинских учреждений, обращенное к тем, кто может быть им благодарен: бывшим ученикам, пациентам и т.д., похожий вариант – предложение выкупить долг ООО «Филипп Киркоров Продакшн», обращенное к поклонникам известного певца.

3) Составление текста проекта предложения выкупить долг с учетом уже проведенных ранее мероприятий по взысканию (уведомлений, пресс-релизов и т.д.).

Акцент может быть сделан на выгодности предложения (возможность зачета встречных требований, особенно, если предлагается дисконт), когда не исключается реальная продажа долга, либо на негативных последствиях продолжения взыскания (выход в публичную плоскость, точечное или массовое информирование о реакции на предложение и т.д.).

В ситуации, когда бизнес или активы должника продаются оппонентами, предложение о выкупе долга, дойдя до потенциальных покупателей, может использоваться ими для снижения цены, что безусловно невыгодно оппонентам. В такой ситуации акценты в проекте предложении следует расставить соответствующим образом.

Следует отметить, что предложение о выкупе долга работает не только на стадии направления его проекта оппонентам, но и после его вывода в публичную плоскость (при отсутствии реакции оппонентов на проект). В одном сложном взыскании в Турции должники приняли решение договариваться с кредитором после того, как очередной потенциальный покупатель продаваемой ими недвижимости показал им пресс-релиз, распространенный коллекторами, с упоминанием проблемы, связанной с предлагаемым комплексом апартаментов. В пресс-релизе как раз и предлагалось купить право требования, связанное с объектом недвижимости, чтобы получить у продавца более выгодные условия при покупке всего комплекса.

При составлении текста проекта предложения выкупить долг не стоит забывать о предупреждении возможности распространения негативной информации о взыскателе или его представителях (коллекторах, юристах и т.д.), если имеют место соответствующие обстоятельства.

Например, в рамках взыскания с одной консалтинговой организации поступила ответная угроза распространить недостоверную информацию о некачественности услуг, которые не были оплачены. Соответственно, в проекте предложения купить долг, обращенном к клиентам, которые были указаны на сайте консультантов, сразу было предупреждение о возможной клевете и готовности предоставить доказательства ложности сведений.

Иногда актуальны такие креативные варианты, как предложения: помочь бизнесменам одной национальности; подарить погашение долга на день рождения руководителя организации и т.д.

4) Планирование последовательности действий, при котором стоит учитывать актуальность использования во многих случаях шаблона неопределенности. Речь может идти о том, стоит или нет демонстрировать должнику проекты обращений по ключевым точкам. В некоторых случаях, когда в ходе реализации программы взыскания оппонентам неоднократно демонстрировались планируемые шаги, но конструктивной реакции не было, стоит без предупреждения отправить предложение выкупить задолженность какому-либо адресату. Такой ход может заставить задуматься о том, какие еще шаги опасные для оппонентов могут готовиться взыскателем.

Как показывает опыт, необходимую реакцию может вызвать предложение выкупить долг, обращенное к тем, кому ранее уже были направлены вопросы по поводу добросовестности должника или уведомления о возникших финансовых сложностях. Повторное обращение как бы покажет, что однократное игнорирование не спасет ситуацию и PR-сопровождение взыскания будет проходить системно и интенсивно.

Особо стоит остановиться на возможности публичного предложения выкупить долг. Сама перспектива публичного распространения информации может фигурировать еще на этапе точечных обращений и мотивировать к реакции их получателей. Публичное предложение выкупа задолженности может быть сделано в виде пресс-релиза, который предлагается СМИ или публикуется самостоятельно. В целях придания новости оригинальности, которая способствует интересу СМИ, может потребоваться акцент на необычности предложения выкупить долг, обращенного к учредителям или контрагентам.

Технологичным вариантом развития публичной продажи долгов может стать организация специальной биржи. Такая торговля долгами, в том числе долгами частных лиц, развернута в Италии UGC Banca SpA, входящим в группу UniCredit. Обычно торговля долгами устроена как аукцион (в настоящее время часто в электронной форме) с уменьшением цены долга на каждом шаге.

При использовании «коллекторской продажи долга» необходимо учитывать несколько юридических моментов:

- право требования организации после введения процедуры наблюдения в рамках банкротства может быть уступлено только с согласия временного управляющего   (ст. 64 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а в ходе конкурсного производства требуется согласие собрания кредиторов (ст. 140 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);

- продажа права требования к организации, которая находится в процедуре банкротства, не должна нарушать ограничения, установленные ст. 195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве», т.е. не должно быть выкупа задолженности за счет имущества должника и т.д.;

- если задолженность не подтверждена решением суда, то стоит указывать на наличие долга «по мнению кредитора», чтобы избежать при распространении информации ответственности за клевету (ст. 128.1 УК РФ) или причинение вреда деловой репутации (ст. 152 ГК РФ);

- на сведения о наличии задолженности как следствии совершении правонарушения не может распространяться режим коммерческой тайны (п. 7, ст. 5 ФЗ  «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ);

- угроза распространения сведений о реально имеющейся задолженности не может быть элементом шантажа в связи с тем, что желание должника сохранить в тайне информацию о нарушении обязательств не является законным интересом;

-  использование для мотивации должника угрозы «продажи» долга является способом защиты нарушенного права, который в соответствии с ч. 2, ст. 45 Конституции РФ может быть использован, т.к. не запрещен.

Продажа долга как одна из методик в рамках PR-сопровождения взыскания поможет решить большое количество долговых проблем по мере ее все более активного использования коллекторскими агентствами и кредиторами.

Начать дискуссию

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

5
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Законопроекты

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Инвестиции

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Интересные материалы

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1