Как вернуть деньги и сохранить отношения с должником

Мне на семинарах достаточно часто задают вопрос: есть ли какие-нибудь возможности при взыскании долга не разрушать отношения с должником? Ведь часто бывает, что сотрудничество с тем или иным задолжавшим контрагентом жизненно важно для бизнеса. Есть целые отрасли, где вопрос «взыскивать и лишиться клиента или не взыскивать и разориться» встает наиболее часто.
Как вернуть деньги и сохранить отношения с должником

Мне на семинарах достаточно часто задают вопрос: есть ли какие-нибудь возможности при взыскании долга не разрушать отношения с должником? Ведь часто бывает, что сотрудничество с тем или иным задолжавшим контрагентом жизненно важно для бизнеса. Есть целые отрасли, где вопрос «взыскивать и лишиться клиента или не взыскивать и разориться» встает наиболее часто.  Рекламный бизнес, транспортно-экспедиционная деятельность, государственные и муниципальные закупки – в этих секторах нередко взыскание даже с помощью обычных юридических ходов ведет к уходу клиента.  

На практике для подобных ситуаций было найдено несколько вариантов решения долговых проблем, в которых риск разрыва отношений с должником сильно сокращается.

Вот описание первой из схем:

1. Вместо прямого «нападения» (направления уведомления о начале взыскания, претензии, подачи иска) проводится поиск надежного кредитора среди тех, кому задолжала сама организация, планирующая взыскание. Это могут быть субподрядчики или субагенты, которым не заплатили из-за отсутствия платежа со стороны основного заказчика, с которого как раз и надо «деликатно» взыскать деньги. Адекватность этих организаций определяется по тому, согласно ли их руководство реализовывать предлагаемый вами план взыскания без какой-либо «самодеятельности». В принципе, такой адекватный кредитор может быть искусственно создан.

2. Необходимо подготовить пакет документов для PR-сопровождения взыскания с вашей организации от имени выбранной организации-кредитора. Основной секрет: из пакета документов (проектов писем контрагентам, пресс-релизов и т.д.) должно следовать, что реализация угроз по распространению информации негативным образом скажется, прежде всего, на основном должнике, т.е. компании, которая не платит вам, а не вашему кредитору.

Пример: для взыскания с крупного водочного бренда X., обслуживающая его рекламная фирма готовит от имени своих контрагентов-кредиторов, которые монтировали соответствующие рекламные щиты, пакет документов для PR-сопровождения взыскания. Центральное место занимает пресс-релиз с заголовком «За водку «X.» не платят?», в котором описывается взыскание с рекламной фирмы, но подчеркивается привязанность ситуации к этому основному должнику.

3. Якобы полученный от своего кредитора пакет претензионных документов представители компании, ведущей взыскание, направляют основному должнику. При этом подчеркивают, что будут стараться решить проблему собственными силами, но без получения денег это весьма трудно.

Сразу отмечу, что даже если представители основного должника поймут искусственность создавшейся ситуации, все равно они не смогут прореагировать также жестко, как при прямом взыскании. Кроме того, вовлечение в решение проблемы вашего кредитора-субподрядчика поможет снизить остроту отношений с ним.

Вторая схема может быть названа «Нежелательная помощь».

Интересно, что этот вариант организации взыскания был сконструирован в конкретной ситуации одним из участников семинаров по работе с дебиторской задолженностью, который очень не хотел терять клиента. Начнем с этого примера, а затем попробуем представить алгоритм.

Директор рекламной фирмы столкнулась с тем, что крупный клиент – сеть магазинов строительного инструмента (дрели, бензопилы и т.д.) - сообщил о невозможности оплаты последних двух месяцев размещения достаточно большого количества рекламных щитов. По условиям договора он обязан был предупредить за два месяца до прекращения оплаты. Такой же срок был установлен в контракте рекламной фирмы с крупным оператором наружной рекламы. В результате рекламная фирма оказывалась между двух огней: с одной стороны, сеть магазинов инструмента – важный клиент, на которого приходится больше трети выручки, а, с другой стороны, неоплата собственнику билбордов вообще приведет к невозможности оказания этого вида рекламных услуг.

Был найден следующий выход: генеральный директор рекламной фирмы подготовила проект письма к фирме-производителю известной марки бензопил. Дело в том, что рекламные щиты, за которые не хотели платить, содержали не только рекламу сети магазинов, но и призыв покупать там пилы именно этой марки. В проекте обращения к известному зарубежному производителю подчеркивалось, что невозможность оплаты услуг операторов наружной рекламы может привести к изменению отношения с их стороны к рекламе продукции этой уважаемой марки. Предлагалось рассмотреть возможность выделения российский партнерам –задолжавшей сети магазинов -  дополнительных рекламных бюджетов в счет будущих периодов.

Этот проект письма был отправлен не производителю пил, который исправно выполнял обязательства по совместному финансированию рекламы, а хитрому клиенту, решившему сослаться на кризис для экономии и понимавшему, что судебное взыскание может не дать результата, т.к. договор на оказание рекламных услуг был заключен на второстепенную компанию холдинга, не обладавшую какими-либо активами. Понимая, что реальная отправка такого письма поставит сотрудничество с поставщиком инструмента под вопрос, руководитель организации-должника стал договариваться о компромиссе. В результате рекламная фирма договорилась о сокращении штрафа за внезапное прекращение рекламной компании, а ее клиент компенсировал соответствующие убытки, и они продолжили сотрудничество.

 Алгоритм, который лежит в основе этого примера, может быть описан следующим образом:

  1. Находится контрагент или партнер организации-должника, который не знает о долговых проблемах и/или поведении должника по их поводу. При этом важно, чтобы такое лицо могло прореагировать негативным для должника образом (прекратить сотрудничество или изменить его условия и т.д.);
  2. Готовится проект обращения к «ключевой точке», т.е. лицу из п. 1. В обращении может содержаться краткое описание ситуации без прямого обвинения организации-должника и предложение помочь. Также возможно просто предложение выкупить долг по договору цессии, чтобы помочь партнеру.
  3. Проект обращения отправляется оппонентам и, при необходимости проводятся переговоры.

Если предложенная последовательность действий не дала результата, то можно будет или сделать должнику одолжение и не отправлять обращение (возможно даже указание на то, что обращения не отправлено из-за возможных несоразмерных неблагоприятных последствий), или все-таки запустить поиск помощи и распространить информацию. Стоит отметить, что сбор помощи может быть даже публичным, хотя такой ход вряд ли поможет сохранению отношений. Впрочем, в практике банков по очень проблемным ситуациям иногда единственный выход – помочь бизнесмену-должнику с продажей проблемного актива, но это уже другая история. 

Начать дискуссию

НДС

За физкультурные услуги не надо платить НДС

Услуги, оказанные населению, по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий освобождены от НДС по статье 149 НК.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

💪 Сегодня последний день ударных скидок на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! Успейте приобрести популярные онлайн-курсы «Клерка» за 3 690 рублей! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля!

🔨 Сегодня последний день ударных скидок на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Подготовьтесь к длинным выходным. Успейте приобрести популярные онлайн-курсы «Клерка» за 3 690 рублей! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля!

🔨 Сегодня последний день ударных скидок на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
6
Лучшие спикеры, новый каждый день

Подборка бухгалтерских программ для работы с маркетплейсами

Обзор онлайн-сервисов для ведения бухгалтерского, налогового учета и аналитики продаж. Что выбрать, какие учитывать нюансы, к чему важно быть готовым и бухгалтеру и селлеру, какой бюджет закладывать.

НДФЛ

При продаже недостроенного дома семья с 2 детьми должна платить НДФЛ

Семьи с двумя и более детьми не платят НДФЛ при продаже жилья при любом сроке владения. Но к недострою это правило не применяется.

В рунете хотят ограничить работу иностранных роботов

Стало известно, что Роскомнадзор в конце апреля направил хостинг-провайдерам рекомендации по ограничению доступа иностранных поисковых ботов к российским сайтам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 1 мая налоговую отчетность сверяют с новыми контрольными соотношениями

В связи с изменениями в НК ФНС утвердила новый перечень контрольных соотношений показателей налоговых деклараций и расчетов.

💥Обзор новостей: США ввели санкции против «Победа», шашлык провоцирует депрессию, зарплаты станут больше 100 тыс руб. к 2027 году

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Омниканальность или зачем юристу использовать несколько источников привлечения клиентов

Сайт, социальные сети, блоги на сторонних ресурсах, рассылки: действительно ли юристу и адвокату нужно использовать сразу несколько источников для общения с аудиторией и привлечения клиентов? Об омниканальном маркетинге — тренде 2024 года, и его применении расскажу в статье.

❗ Сегодня последний день сдачи уведомлений о КИК

Если 2 мая 2024 года не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Подмена трудовых отношений, передача пенсии, пособие по беременности и родам. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Начали действовать 3 новые формы налоговых заявлений

ФНС с 1 мая 2024 года утвердила новые бланки и форматы заявлений для возмещения НДС, акциза, а также по банковским гарантиям.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов

Автоматизация позволяет владельцу бизнеса выйти из рутины и операционки. При этом процессы останутся управляемыми. Разберемся, с какими трудностями автоматизация помогает справиться бухгалтерской аутсорсинговой фирме и какие возможности дает.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов

Облигации лизинговых компаний: от надёжных до рискованных с доходностью выше 21%

Лизинг — один из самых высокодоходных секторов на долговом рынке, сейчас там можно найти доходности выше 20-21%. Если говорить про долю корпоративных облигаций, то это порядка 8–9%. Какие есть эмитенты, какие там рейтинги и какие всё же доходности? Го смотреть!

Облигации лизинговых компаний: от надёжных до рискованных с доходностью выше 21%

Введена маркировка БАДов и антисептиков

Все участники оборота биологических активных добавок к пище (БАДов), антисептиков и дезинфицирующих средств с 1 мая 2024 года должны передавать данные о движении такой маркированной продукции через электронный документооборот (ЭДО) между участниками.

Избежать ВНП. С помощью лестницы

Эта история произошла во времена, когда план по выездным проверкам был 300 тысяч рублей, то есть лет 7-8 назад. На нашем втором этаже в бизнес-центре офис занимала микро-фирма из трех человек. Торговали они оптом какой-то химией для агропредприятий. Было нормально, когда после обеда их никого в офисе уже не было.

​Сдал декларацию, подождал три года и забыл?

Многие предприниматели действительно живут в «реальности трехлетней давности», постоянно высчитывая, сможет ли налоговый орган предъявить претензии за определенные периоды или нет. Из этого можно сделать простой вывод: чем дальше во времени был тот или иной налоговый период, тем меньше вероятность возникновения проблем по нему.

​Сдал декларацию, подождал три года и забыл?
Интернет и IT

На Госуслугах будет можно узнать, сколько номеров зарегистрировано на паспорт

Минцифры позволит абонентам проверить, столько телефонных номеров зарегистрировано по их паспортным данным.

6

На пути к эффективному партнерству: как начать работу с новым клиентом в бухгалтерской фирме

У самурая, как известно, нет цели — есть только путь. Но в бухгалтерской компании все иначе: здесь есть и четкая цель, и продуманный путь к ее достижению. Свой путь есть и у клиента, который решает доверить свои финансовые дела профессионалам. Расскажем об этом пути подробнее: как бесшовно принять клиента на обслуживание и какие важные нюансы нужно учесть.

На пути к эффективному партнерству: как начать работу с новым клиентом в бухгалтерской фирме

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Предпринимателям упросят порядок уведомлений о ведении бизнеса

В Единый реестр предпринимательской деятельности будут автоматически подгружаться сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.