Управление персоналом

Теория выхода из тупика

В китайском языке слово "кризис" изображается на письме сочетанием двух иероглифов: один означает "опасность", другой - "благоприятные возможности". "Трудное в борьбе на войне, - писал знаменитый китайский полководец Сунь-Цзы, - превратить бедствие в выгоду". В бизнесе, и особенно в молодом российском, руководитель нередко оказывается в ситуации, представляющейся ему патовой, тупиковой. Однако тупиковая ситуация - это всегда своего рода трамплин для прыжка вперед, считает Антон Платов, директор по развитию PSM Consulting Russia.


Екатерина Кудашкина

В китайском языке слово "кризис" изображается на письме сочетанием двух иероглифов: один означает "опасность", другой - "благоприятные возможности". "Трудное в борьбе на войне, - писал знаменитый китайский полководец Сунь-Цзы, - превратить бедствие в выгоду".
В бизнесе, и особенно в молодом российском, руководитель нередко оказывается в ситуации, представляющейся ему патовой, тупиковой. Однако тупиковая ситуация - это всегда своего рода трамплин для прыжка вперед, считает Антон Платов, директор по развитию PSM Consulting Russia.

История российского бизнеса знает немало примеров, когда сильные руководители демонстрировали способность, что называется, обратить зло во благо. Взять хотя бы кризис 1998 г. Александр Виноградов, ныне президент и главный управляющий компании Golden Telecom, в ту пору занимал пост генерального директора компании "Совинтел". Компания работала с крупными клиентами, и работала успешно. В 1998 г. "Совинтел" планировала получить доход в размере $125 млн, однако перед кризисом стало ясно, что результат может превысить запланированные показатели и составить $137 млн. В августе радужные перспективы развеялись. У крупных корпораций сильно упал трафик, многие компании просто закрывали здесь свои представительства. .. По итогам 1998 г. доход компании снизился приблизительно до $92 млн.

В такой ситуации Виноградов принял решение, вызвавшее, мягко говоря, недоумение у акционеров. Он решил, что компания должна обратить внимание на средние и мелкие компании. "Все привыкли, что компания работает на самом дорогом сегменте рынка. Мне пришлось лично разговаривать с акционерами и каждым менеджером, убеждая и настраивая их на работу в совершенно другом сегменте, - рассказывает Виноградов. - Нам пришлось пересмотреть всю техническую стратегию. Мы фактически заново построили всю сеть беспроводной связи так, чтобы предлагать услуги клиентам, которым нужно три-четыре, максимум 10 линий, по доступной для них цене".

Решение, принятое в кризисной ситуации, оказалось провидческим. Через один-два года рынок корпоративных клиентов стабилизировался и сейчас уже практически не растет. Борьба ведется именно за средних и мелких клиентов. А Golden Telecom работает сегодня и с крупными корпоративными клиентами, и со средним и малым бизнесом. "Теперь мы пожинаем плоды нашего труда, - рассказывает Виноградов. - У нас есть мелкие клиенты в отдаленных районах, которые не имеют возможности получить линию у МГТС и у других альтернативных операторов, а у нас уже налажена беспроводная связь, и мы легко подаем ее туда, куда пока никто другой дотянуться не может".

Тупиковые ситуации время от времени возникают в карьере любого менеджера, его успех во многом зависит от того, сможет ли он обратить поражение в победу. Очень важно просчитывать несколько возможных сценариев, по которым могут развиваться события. Две тысячи с лишним лет назад Сунь-Цзы писал и об этом: "Двигаются, взвесив все на весах. Кто заранее знает тактику прямого и обходного пути, тот побеждает".

"У меня лично была ситуация, когда пришлось расстаться с человеком, с которым мы начинали и который играл в компании очень важную роль, - рассказывает Дмитрий Лебедев, председатель правления компании "Миэль-Недвижимость". - Ушел человек, на которого было замкнуто решение очень важных вопросов. А вопросы остались. Сначала было очень тяжело. А затем я увидел в этом массу положительных моментов: мне удалось получить много ценных навыков и развиться самому, кроме того, нам пришлось изменить структуру компании, в результате чего она стала более эффективной".

История, которую рассказал Лебедев, типична и весьма поучительна. "Часто именно тупиковые ситуации становятся началом нового взлета компании, - рассказывает Платов. - Поэтому задача руководителя состоит не столько в том, чтобы избежать кризисов вообще (это невозможно) , сколько создавать такие условия, при которых кризис не смог бы охватить всю компанию в целом, и, разумеется, использовать кризисы для нового рывка вперед".

"Тупиковая ситуация на самом деле не может быть тупиковой", - убеждена директор Национального центра развития человеческих ресурсов Татьяна Комиссарова. Способность с честью выйти из, казалось бы, самой затруднительной ситуации в значительной степени зависит от личных качеств руководителя.

"Всегда, когда человек находит себя в тупиковой ситуации, - рассказывает старший консультант компании "ЭКОПСИ-консалтинг " Павел Безручко, - причина двояка: внешние обстоятельства и он сам. А потому для начала следует оценить препятствие - посмотреть, что представляет собой та стена, в которую человек, что называется, уткнулся лбом. А затем посмотреть повнимательнее на себя самого. То есть оценить, что является внешним барьером и что является внутренним барьером. Надо сказать, что в такой ситуации взгляд на себя является довольно нетипичным. Осознав же природу барьера, надо просто сделать шаг ".

По классической американской теории, рассказывает Комиссарова, первый руководитель должен обладать следующими качествами:

умением собирать информацию и капитализировать опыт других;

интуицией - она помогает всегда, когда не хватает информации;

умением анализировать имеющуюся у него информацию, сравнивать ее с интуитивной и на основании этого принимать оптимальное решение.

Специалисты предостерегают от того, чтобы слишком полагаться на объективность и действенность сугубо логического анализа. "Известно, - рассказывает Платов, - что чем опытнее руководитель, тем чаще он полагается на то, что принято называть чутьем. И вообще, излишнее стремление к стабильности неизменно ведет к кризису, в то время как свобода в отношении кризисов часто создает внутри организации условия для стабильного роста".

Начать дискуссию

Как дистанционно подписать документы с клиентом-физлицом: возможные варианты

Современному бизнесу расстояния — не помеха. Можно легко масштабироваться и выйти на совершенно другой уровень дохода, если не ограничивать себя одним регионом, одной аудиторией и расширять партнерские связи. 

Как дистанционно подписать документы с клиентом-физлицом: возможные варианты

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Какими документами можно подтвердить продажи на маркетплейсах

Маркетплейсы самостоятельно формируют и отправляют селлерам документы, которые должны быть отражены в бухгалтерском учете продавца.

Как бизнесу сотрудничать с самозанятыми, ИП и физлицами

Работа с внештатниками — лучший выход в ситуации, когда нужны исполнители на разовые задания или на сезонные работы. Как с ними сотрудничать, не допуская ошибок, особенно если самозанятых стало критически много? Вам поможет платформа Qugo.

Как бизнесу сотрудничать с самозанятыми, ИП и физлицами
Лучшие спикеры, новый каждый день

Амнистию по дроблению бизнеса могут провести в течение 2025 года

Налоговую амнистию получат не все компании и ИП. От наказания не уйдут те, кто намеренно применял искусственное дробление с целью уклонения от уплаты налогов.

Введут право на самозапрет сделок с недвижимостью

Для защиты владельцев жилья от мошенников на портале Госуслуг появится возможность установить самозапрет на сделки с недвижимостью.

3

10 программ господдержки для сферы туризма в 2024 году

В 2024 году владельцы отелей могут снизить ставку НДС до 0% для многих дополнительных услуг, получить грант или субсидию на строительство гостиницы, выкупить государственный участок земли без торгов и использовать другие льготы. Собрали все возможности в статье.

10 программ господдержки для сферы туризма в 2024 году
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Денежные лайфхаки: метод 4 конвертов

В финансах есть много лайфхаков и многие из них посвящены теме сбережений и накоплений. Ведь без накопления КАПИТАЛА ни о каком финансовом процветании и речи быть не может.

Денежные лайфхаки: метод 4 конвертов

Отказ от выкупа лизингового имущества суд признал продажей имущественных прав и доходом

Компания занизила налог на прибыль, поскольку не отразила продажу имущественных прав.

Банки

ЦБ указал банкам на невыполнение условий бесплатных переводов гражданами самим себе

Кредитные организации не могут устанавливать ограничения на размер и количество бесплатных переводов самому себе без комиссий.

❔❔ Власти предлагают бизнесу добровольно отказаться от дробления и вкладывать в инвестпроекты. Инициатива своевременна и полезна, но у юриста есть вопросы

Для малого и среднего бизнеса создадут стимулы становиться более крупным.

Размер долга для банкротства повысили почти в 7 раз

Совет Федерации одобрил изменения в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и АПК, направленные на совершенствование процедуры рассмотрения дел о несостоятельности и банкротстве.

Бесплатно с Расчеты с работниками

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика

Нередко работодатели принимают решение не индексировать суммы, которые получают работники за труд, а выплачивать премии. Насколько такие действия правомерны, и если да, то как оформить, чтобы не было претензий?

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Обман на маркетплейсах Wildberries и Озон: фейковые продавцы, рассылки, ночной шопинг

Почти все мы покупаем что-то на маркетплейсах: это быстро, удобно и зачастую дешевле, чем в обычном магазине. Однако там нас поджидают мошенники: аферисты создают фейковые аккаунты, притворяясь продавцами или специалистами по рекламе. Продать они ничего не могут, их цель — наши контактные данные: номера телефонов, пароли от личных кабинетов, реквизиты карт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Нюансы расчета и уплаты «дивидендных» налогов: что нужно знать бухгалтеру

Закончился отчетный год, подведены итоги, подсчитаны финансовые результаты и руководство принимает решение распределить дивиденды. Расскажем, что предстоит сделать бухгалтеру, когда нужно заплатить дивидендные налоги.

Нюансы расчета и уплаты «дивидендных» налогов: что нужно знать бухгалтеру

Госдума хочет повысить налоги на роскошь

Регионам планируют дать право участвовать в определении налоговой ставки на дорогостоящую недвижимость и люксовые автомобили.

Бесплатно с Налоги, взносы, пошлины

Как считают пени по налогам в 2024 году. Мини-курс

Какой порядок расчета пени по налогам применяется в 2024 году и на какую ставку рефинансирования ориентироваться налогоплательщику, рассказываем в мини-курсе.

Как считают пени по налогам в 2024 году. Мини-курс

Каким компаниям нужен электронный внутренний документооборот

Почему бизнес отказывается от бумажных документов и внедряет системы электронного документооборота (СЭД)? Для каких отраслей СЭД уже не роскошь, а необходимость? И какие вообще плюсы у таких систем? Обо всем этом рассказываем в статье.

Каким компаниям нужен электронный внутренний документооборот
Общество

С 29 мая российские туристы не смогут попасть в Норвегию

В Норвегию смогут въехать только те, кто работает, учится или навещает близких родственников в этой стране.

Банки

В России появился первый исламский необанк

Клиенты HalalCard уже могут оформить ипотеку по исламским правилам, а также получать «халяльный кешбэк».

Интересные материалы

Осталось 10 дней до вебинара «Изменения законодательства в 2024 году». Регистрируйтесь!

Приглашаем вас принять участие в вебинаре «Изменения законодательства в 2024 году», который состоится 3 июня 2024 года в 10:00 (МСК), в ходе которого наш спикер Надежда Самкова, ведущий эксперт-консультант по налогообложению, расскажет о последних изменениях в НК РФ и основных формах отчетности

Осталось 10 дней до вебинара «Изменения законодательства в 2024 году». Регистрируйтесь!