Управление финансами

Прибыльное ценообразование: как готовность заплатить зависит от ценовых ожиданий и воспринимаемых альтернатив

Автор часто получал предложения о выступлении с лекциями, но контакты прерывались, как только заказчики узнавали о цене. Однажды профессор узнал причину. Ко времени поступления следующей заявки у него была новая стратегия, которую он и воплотил в жизнь.

Понимание того, что управление прибыльностью не ограничивается ценой, пришло к автору в начале 1990-х гг., когда он занимал должность профессора в одной из школ бизнеса. Как только компании узнали о проводимых в ней семинарах по ценообразованию, они стали интересоваться, не может ли профессор прочесть свой курс для их сотрудников. Если да, то сколько это будет стоить?

После длительных, сопровождавшихся моральными муками, размышлений профессор остановился на цифре в $9000, превышавшей его заработную плату за чтение публичного курса, но составлявшей приблизительно половину суммы, в которую компании обошлось бы обучение группы из 20 сотрудников на финансировавшемся университетом семинаре. Он был уверен, что потенциальный клиент положительно оценит предложение, но время показало что профессор ошибся в назначении цены. Хотя он часто получал предложения о выступлении с лекциями, но после того, как «заказчики» узнавали о цене, контакты прерывались навсегда.

Однажды профессор узнал ответ на мучивший его вопрос. Секретарь одной из связывавшихся с ним компаний, перезвонила и сообщила, что ее начальник был несколько расстроен предложенной ценой. Он сомневается в полезности семинара? «Напротив, — ответила девушка, — босс решил, что ваш публичный семинар — прекрасная идея, и он хотел бы, чтобы его посетили все сотрудники отделов маркетинга и продаж». Босс считает, что назначенная цена не является оправданной? «Да, потому что мы платим консультантам (секретарь назвала ряд известных имен) не более $3000 за рабочий день, хотя они намного более известны и имеют большой опыт работы в этой области».

Молодой ассистент профессора обдумал услышанное, вспомнил о своем неоплаченном займе на учебу и спросил: «А сколько бы он согласился заплатить?» Потенциальный клиент предложил $6000, профессор согласился — сделка состоялась. Однако вскоре после этого профессор ощутил раскаяние и смущение, особенно сильные в момент, когда он читал группе лекции по ценообразованию на основе ценности товара.

Если его теория о том, что ценообразование должно основываться на ценности, и если последняя существует на самом деле, тогда почему он получает столь незначительную ее часть? К счастью, это была не единовременная ценовая возможность. К моменту поступления следующей заявки у профессора была новая стратегия, которую он собирался воплотить в жизнь.

Его ответ на еще одно поступившее предложение был таков: «Стоимость университетской программы, о которой вы слышали, составляет $780 в расчете на одного слушателя. Однако, поскольку все слушатели будут из одной вашей фирмы, мы можем сфокусировать обсуждение на наиболее важных для вас вопросах, а также проанализировать основные примеры исходя из специфики принятого в компании ценообразования. Таким образом, без участия посредника я мог бы прочесть курс лекций за более низкую цену. Ваша корпоративная программа обойдется вам в $480 за одного слушателя при условии, что в группе будет не менее 20 человек».

В ответ на это предложение менеджер компании поинтересовался: «А мы получим материалы, которые предполагает университетский курс? Будет ли продолжительность курса такой же, как в университете? Вы и есть тот профессор, которой преподает в университете?» До тех пор, пока цена не увеличилась на несколько сотен долларов, никто не возражал.

На самом деле, низкая цена может сигнализировать о том, что продукт лишен некоей части заявленной ранее ценности. Если вы до сих пор не видите парадоксальности этой ситуации, умножьте $480 на 20 и вы заметите, что итоговая цифра — минимальная цена того, что ранее предлагалось за $9000 и было с негодованием отвергнуто.

Что же произошло? Во-первых, с изменением уровня цены и перенесением акцента с времени курса на число обучаемых внимание покупателей переключилось с единичных издержек на единичную ценность. Во-вторых, ссылка на цену конкурирующего продукта означала, что покупателю предоставляется заслуживающий доверия образец для сравнения.

В-третьих, получение информации о преимуществах товара перед альтернативным вариантом (публичным семинаром) привело к тому, что ожидания покупателя относительно ценности, которую он может получить, и оправданной с его точки зрения цены еще более возросли. Следовательно, в новой референтной структуре даже более высокая цена воспринималась клиентами как приемлемая.

Установление цены и стратегическое ценообразование

Многие компании подходят к ценообразованию точно так же, как проявивший вначале наивность профессор. Они устанавливают основанные на собственных нуждах цели ценообразования, а затем определяют цены на товары, ориентируясь на желания потребителей заплатить определенную сумму. Лишь некоторые компании задаются вопросом о том, почему кто-то готов заплатить за товар или услугу не более некоей определенной суммы.

Большинство же и не задумываются о том, как может измениться эта готовность в случаях изменения восприятия покупателями товара, их ценовых ожиданий или воспринимаемых альтернатив. Число компаний, сознательно определяющих сегменты рынка, которые они планируют обслуживать, опять-таки невелико. Следовательно, лишь небольшое число фирм управляет своими бизнесами проактивно, создавая условия, благоприятствующие более прибыльному ценообразованию.

В этом нет ничего удивительного, так как даже ведущим умам в области маркетинговых стратегий часто не удается проникнуть в суть дела. Они рассуждают о товарной, коммуникативной, распределительной и ценовой стратегиях как о независимых друг от друга планах, причем последними во времени рассматриваются именно цены.

Основная причина этому — неумение использовать в разработке товарной стратегии и стратегий продвижения, распределения и операций выгоды, которые несет с собой четко сформулированная стратегия ценообразования. Следовательно, осознание ошибочности решений приходит не в момент их обсуждения, а тогда, когда кто-то из менеджеров пытается установить отражающие ценность цены без должной организационной поддержки.

В конечном итоге, каждая компания устанавливает на товар именно ту цену, которая отражает сумму денег, которую потребители готовы заплатить за его приобретение. Но слишком большое число фирм заранее обрекают себя на неудачу, оценивая готовность потребителей заплатить скорее как фактор, ограничивающий «свободу» ценообразования, чем как переменную величину, которой нужно управлять.

Ключ к более высокой прибыльности — установление ориентированных на экономическую ценность цен.

Начать дискуссию

IT-компании

Для ИТ-компаний введут новое условие сохранения права на льготы

Качество обучения ИТ-специалистов в вузах будут повышать за счет привлечения профильных ИТ-компаний.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Стоит ли перечислять платежи на карту третьего лица: у бухгалтеров разошлись мнения. 💸«Ночной бухгалтер» № 1683

Если ваш исполнитель или сотрудник попросит переводить деньги не на свою карту, а например, жене или вообще постороннему лицу, как вы поступите? Закон не запрещает такие переводы, но практика говорит, что могут возникнуть непредвиденные проблемы. Если дойдет дело до суда, то Фемида может развернуться в любую сторону.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Отчетность в СФР

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1

Суды поставили точку в принципиальном деле: должен ли страхователь платить штраф за непредставление ЕФС-1, если СФР не уведомил об обновлении сертификатов шифрования.

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1
Лучшие спикеры, новый каждый день

ФАС назвала свою приоритетную задачу

Контроль ценообразования на социально значимых рынках остается для Федеральной антимонопольной службы приоритетной задачей.

Роструд ответил на основные вопросы про сезонную работу

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Тинькофф запустил банковскую карту по нормам шариата

Банковскую карту, которая соответствует нормам шариата, смогут заказать все мусульмане, которые живут в РФ, а не только в тех регионах, где проходит эксперимент по внедрению исламского банкинга.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Минцифры обозначило 10 задач, которые будет решать

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

На Авито продавцы смогут оставлять отзывы на покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Розничная торговля в ЛНР за год выросла на 42%

В Луганской народной республике утвердили список социально значимых товаров, на которые установлены предельные розничные цены.

⚡️ Итоги дня: Apple защитит пользователей от укачивания, в Москве перестанут строить маленькие студии, а рак мозга будут лечить во сне

Подготовили обзор главных событий дня — 16 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

3
Банки

Покупателям квартир разрешат открывать эскроу-счета дистанционно

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году

Предприниматели на УСН «доходы» могут уменьшать налог и авансы по нему на страховые взносы. Расскажем, как это сделать в 2024 году.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ

Сегодня многие ищут способы выгодно купить USDT за рубли, ведь Тезер – самый надежный и популярный стейблкоин в мире, и его курс напрямую привязан к курсу доллара (USD). В России эту монету можно приобрести несколькими способами: через биржи, с помощью P2P-сервисов и офлайн-обменников, которые находятся в крупных городах : Москва(МСК), Санкт-Петербург (СПБ).

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ

Росфинмониторинг: в агрегатор такси встроили казино

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Каждый третий сотрудник уверен, что у удаленной работы нет недостатков

Сейчас работодатели предлагают удаленную занятость только тем специалистам, которые успели себя зарекомендовать.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний

Корпоративная база знаний ускорит адаптацию новичков в команде и упростит работу опытных сотрудников. Почему правильно организованная база — это гораздо больше, чем просто виртуальная библиотека, читайте далее.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний
НДФЛ

С компенсаций за утечку нужно платить НДФЛ

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки

Как заполнить Уведомление о контролируемых сделках в 2023 году, отражать начисление процентов по ставке 10% ежемесячно или единоразово в декабре? Нужно ли подавать уточненные Уведомления о контролируемых сделках за 2021 и 2022 годы?

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки
Новости ФНС

📊 Вероятность выездной проверки теперь можно сверить с показателями за 2023 г. Эксперт: их обоснованность и подход к применению вызывают сомнения

Опубликованы сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам деятельности за 2023 год.

2

Интересные материалы

Кадры

Среднее профессиональное образование в России предложили сделать бесплатным

Рабочую специальность в России должны получать бесплатно, считает Вячеслав Володин.