Система Платон

"Платон" нам друг, но цены все растут

Производители продовольствия и ритейлеры предупредили премьер-министра Дмитрия Медведева о вероятности существенного роста цен перед Новым годом из-за введения системы «Платон» и попросили установить тестовый режим работы системы с нулевой платой за проезд. Пойдет ли правительство на такой шаг?
"Платон" нам друг, но цены все растут
Фото Бориса Мальцева. Клерк.Ру

Производители продовольствия и ритейлеры предупредили премьер-министра Дмитрия Медведева о вероятности существенного роста цен перед Новым годом из-за введения системы «Платон» и попросили установить тестовый режим работы системы с нулевой платой за проезд. Пойдет ли правительство на такой шаг?

Что такое система "Платон" и как она работает

15 ноября в России заработала автоматизированная система возмещения вреда, причиненного федеральным трассам большегрузными автомобилями – так называемая система «Платон» (плати за тонну), созданная компанией "РТ-Инвест Транспортные системы". 

В рамках новой системы ее оператор заключает с владельцем транспортного средства договор об оказании услуг по расчету платы и обеспечению перечисления ее в Федеральный дорожный фонд, откуда они направляются в качестве трансфертов на федеральные и региональные дорожные проекты. Планируется, что эти деньги решат проблему плачевного состояния дорог и к 2019 году позволят привести федеральные трассы в нормальное состояние. 

До начала движения транспортного средства его владелец обеспечивает установку и включение на транспортном средстве бортового устройства, рассчитывающего маршрут. Это устройство предоставляется оператором на безвозмездной основе и подлежит бесплатной замене при его поломке или утрате. Также владелец фуры перед началом ее движения должен внести на счет оператора денежные средства в размере, определенном исходя из планируемого маршрута. Маршрут и его стоимость рассчитываются оператором на основании введенных в бортовое устройство сведений.

Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру".

Кроме того, оплатить маршрут можно при помощи разовой карты. Маршрутную карту можно оформить на официальном сайте «Платона». В этой маршрутной карте указывается дата поездки, начало и конец пути, точный адрес, а также временные остановки. Обо всех изменениях в маршруте водитель должен будет проинформировать оператора системы. В целях контроля маршрутов за грузовиками вводится мониторинг с помощью системы ГЛОНАСС.

В настоящее время, по данным Росавтодора, в системе "Платон" зарегистрировано более 70 тыс. транспортных компаний и предпринимателей с общим объемом парка свыше 600 тыс. автомобилей.

Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру".

Размер взносов и штрафов

Одновременно новые правила установили и размер платы в счет возмещения ущерба, причиняемого дорогам транспортными средствами массой свыше 12 тонн.

Первоначальный размер платы, утвержденный Постановлением Правительства № 504 от 14 июня 2013 года, составлял 3,73 рубля за километр пути. Однако, ввиду роста протестных настроений в обществе , правительство пошло на снижение платы. Согласно Постановлению № 1191 от 3 ноября 2015 года до 29 февраля 2016 года включительно размер платы составит 1,53 рубля на один километр пути.

Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру".

С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года размер платы составит 3,06 рубля на один километр. Кроме того, поправки предоставляют владельцам транспортных средств возможность уже самостоятельно устанавливать собственные бортовые устройства, а также вносить плату без использования бортового устройства путем получения «маршрутной карты».

За невнесение платы законодатель предусмотрел административные штрафы как для собственников транспорта, так и для рядовых водителей большегрузов. Первоначальный размер штрафов поистине впечатлял. В частности, за первое нарушение предполагалось взимать 500 тысяч рублей, за повторное – миллион. Впоследствии правительство отказалось от таких драконовских мер и решило уменьшить штрафы в 100 раз.

Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру".

Согласно уже принятому Госдумой закону, движение фур без платы по общефедеральным дорогам повлечет наложение штрафа на водителей грузовиков иностранных перевозчиков, а также российских собственников большегрузов, в размере 5 тыс. рублей. При повторном правонарушении штраф будет увеличен до 10 тыс. рублей. 

Как бы то ни было, даже такие уступки со стороны правительства не смогли сгладить ситуацию и водители все равно продолжают свои протесты. В настоящее время под Москвой разбито два лагеря протестующих дальнобойщиков - в Химках и на Каширском шоссе. 

2 декабря в Госдуму внесен законопроект, которым устанавливается мораторий на взимание дорожного сбора с большегрузов. Депутаты, внесшие законопроект, считают, что решение о введении дорожного сбора для владельцев большегрузных транспортных средств было не проработано, и оно может разорить транспортные компании и частных владельцев, а также значительно повысить цены. В связи с эти предлагается установить до 1 января 2017 года запрет на взимание дорожного сбора. Пока данный законопроект не рассматривался. 

Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру".

Почему протестуют дальнобойщики

Подавляющая доля протестующих дальнобойщиков жалуется на увеличение финансовой нагрузки на транспортные предприятия и частных владельцев фур и грядущий рост инфляции. Кроме того, многие не понимают, почему взиманием плату, коли уж ее ввели, занимается не государство, а некое ООО. Как заявил корреспонденту Клерк.Ру водитель в лагере дальнобойщиков в Химках, "мы против и самой платы, и способа ее сбора". 

Дальнобойщики говорят о том, что государство в очередной раз решило заработать на бизнесе, затянув потуже удавку на шее “транспортников”.

При этом в целях привлечения к акциям протеста внимания широких слоев населения протестующие утверждали, что введение платы затронет все население в целом, а продукты на полках магазинов подорожают на 10, а то и 15 процентов. Сомневающиеся в этом проводили свои расчеты, доказывающие, что столь существенное повышение цен система "Платон" спровоцировать не может. Тем не менее, производители продовольствия и ритейлеры уже предупредили премьер-министра Дмитрия Медведева о вероятности существенного роста цен перед Новым годом из-за введения системы «Платон».

"Многие ли задумывались о том, что, вообще-то, все молоко, произведенное в России, вывозится с ферм на молочные заводы цистернами емкостью больше 12 тонн? И молоко с перерабатывающих производств в торговую сеть тоже перевозится такими машинами. Молочный союз недавно посчитал, что деньги, которые производителям молока придется заплатить по системе «Платон», превысят всю государственную поддержку молочной отрасли", - заявил 10 декабря на пресс-конференции «Земля крестьянам! Как Путин будет забирать землю у нерадивых владельцев?" директор подмосковного ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел Грудинин.

Производители продовольствия и ритейлеры направили письмо в правительство с просьбой установить тестовый режим работы системы с нулевой платой за проезд или ввести режим не пред-, а постоплаты после завершения маршрута. Дело в том, что еще одна причина протестов - некорректная работа системы, о чем неоднократно говорили водители в лагере протеста на стоянке ТЦ "МЕГА" в Химках. 

В любом случае, вряд ли правительство пойдет на отмену системы или даже на введение бесплатного тестового периода. 9 декабря премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что идея введения платы для большегрузов "правильная". 

Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру".

Открытым остается вопрос о том, зачем было нужно именно введение новой системы. Увеличить финансовую нагрузку и “по-легкому собрать денег ” с фур государство могло гораздо более простым и эффективным способом, нежели через “Платон”. Попросту повысив транспортный налог на грузовики и увеличив акциз, который дальнобойщики платят на автозаправках, приобретая топливо. Но система не только собирает деньги за проезд, но и устанавливает контроль за маршрутами перевозок грузов.  При такой системе “левачить” и делать неучтенные рейсы на сторону уже не получится. За все “левые” рейсы также придется доплачивать. Кроме того, за неучтенные поездки придется платить и штрафы.

Фото Илоны Полянской, ИА "Клерк.Ру".

Как относятся граждане к протестам дальнобойщиков?

Не смотря на то, что 4 декабря движение на севере МКАД было почти парализовано из-за фур, занявщих четыре полосы из пяти, москвичи поддерживают протесты водителей большегрузов. Согласно данным, опубликованным на сайте Левада-центра, более 70% москвичей знают об этой акции протеста и поддерживают ее. Среди посетителей сайта Клерк.Ру тех, кто поддерживает дальнобойщиков, еще больше. Так или иначе эту акцию поддерживают около 90% наших читателей

Поддерживаете ли вы протест дальнобойщиков?

Проголосовали 88 человек

Фоторепортаж Бориса Мальцева из лагеря протеста в Химках можно посмотреть тут

Комментарии

8
  • Над. К
    В Петербурге нет торгового сбора
  • Над. К
    Аноним, так ведь кроме непосредственно сбора есть и другие затраты по этому сбору. И куча проблем, связанная с уплатой, документам и пр. И, еще раз - это по сути 3-й налог на одну и ту же машину. Причем собираемый почему-то частной конторой лица, особо приближенного к императору к руководству страны.
  • Над. К
    Аноним, нифига себе концессия... Может еще НДС и налог на прибыль какому-нибудь Ротенбергу передать? :)
Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?