Клерк.Ру

Проблемы внедрения энергосервисных договоров индивидуальными и коммерческими потребителями электроэнергии

На вопросы нашего интернет-портала отвечает заместитель генерального директора Завода Светорезерв – Смолин Е.В.

Вопрос - Что такое энергосервисный договор?

- Энергосервисный договор – это модель соглашения, позволяющая организациям достигать экономию, а владельцам энергооборудования – получать дополнительный доход. Схематично это смотрится таким образом: владелец жилья или помещения из-за старых коммуникаций и оборудования употребляет излишнее число тепла или электричества и выплачивает за определенный промежуток времени, к примеру, сто тыс. руб. в месяц. Вкладчик за собственный результат меняет в квартире трубы, осветительные приборы на светодиодные и ставит автоматизационный термический пункт, ценой в 2 миллиона рублей. Истинное употребление тепла и электричества уменьшается, однако население или организации продолжают оплачивать былую необходимую потребность и суммы по плановым показателям, сейчас заявитель никак не окупит расходы и никак не приобретет написанный в соглашении доход. Но в реальности многих интересует безопасность своих вложений. Как известно очень сложно бороться с вандализмом в подъездах жилых домов или подземных переходов, при этом одно дело разбить лампы накаливания и с учетом разницы цены совершенно другая ситуация при повреждении светодиодных ламп.

Вопрос – в чем же преимущество таких договоров?

- Энергосервисные договоры весьма увлекательная тематика и привлекательная сфера для владельцев объектов недвижимости и иинфраструктуры, вследствие того, что появляются предложения от фирм и компаний, которые заинтересованы в увеличении энергоэффективности зданий или других объектов в установленном отрезке периода. А если договор завершается, фирма выполняет свои обязательства и передает установленное оборудование владельцам, которые после установленного срока продолжают пользоваться всеми преимуществами, достигнутыми энергосберегающими мероприятиями.

Вопрос - Когда появилась такая возможность у граждан и организаций?

- Вероятность подписывать подобного типа операции у жителей России возникла ещё в 2009 г. с принятием ФЗ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в который за 6 лет было внесено 25 изменений и добавлений. Такая частота с одной стороны не является хорошим показателем проработанности закона, но с другой стороны говорит о том, что закон реально работает.  При этом была долгая подготовительная работа, начиная с 1992 года, когда впервые в истории современной России был поднят вопрос об энергосбережения на национальном уровне. Первым шагом было принятие   постановления Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» (№ 371 от 01.06.92 г.), но в нем были только декларативные заявления. Через четыре года  был принят Федеральный закон № 28-ФЗ «Об энергосбережении», которые на практике тоже не работал. Но благодаря указанной работе мы, наконец, добились появления реальных форм воздействия, которые могут работать на практике. Тем не менее, в настоящее время многие  с недоверием относятся к такой новой формы взаимодействия. Наша задача состоит в том, чтобы донести все преимущества и повысить уровень энергосбережения по всей стране.

Население, нередко в целом не понимают о такого рода способности, а предприниматели никак не убеждены в прочности вложений.

К примеру, новейшие законодательные поправки, внесённые Минстроем РФ, ориентированы на поощрение внедрения данного типа контрактов. Теперь оплата согласно энергосервису станет занесена в единичную строчку квитанции - с целью увеличения прозрачности показателей снижения затрат. Мы постоянно проводим информационные и учебные мероприятия, направленные на повышение уровня информированности населения и коммерческого сектора о всех преимуществам энергосервисных соглашений. Так в частности я, являясь автором курса «Внедрение энергосберегающих технологий и увеличение энергетической производительности», постоянно выступаю на профильных мероприятиях и форумах, в частности на ежегодном светотехническом форуме в Саранске.

Вопрос – С какими основными проблемами сталкиваются участники энергосервисного контракта?

- В законодательстве есть определенные моменты, которые не позволяют не позволяют максимально внедрить все преимущества таких контрактов. Например, федеральный закон о государственных закупках требует проведение аукциона для потенциальных исполнителей. На практике, закон определяет победителя на основе лучшего ценового предложения, что приводит к следующим перекосам. Так если один участник предложит экономию энергоресурсов в размере 1 % при этом цена контракта составит 100 рублей – то он победит у другого участника, которые может предложить экономию в размере 10%, но цена будет составлять 110 рублей. В реальности светодиодные светильники стоят 5000 до 15000 рублей, и иногда счет идет за каждый рубль. Всем понятно, что второе предложение более выгодное, но цена его выше, соответственно на государственных торгах победит участник под номером один. Другой проблемой является, наличие многих собственников разных составляющих объектов. Так например, уличное освещение: опоры освещения и светильники разных участков дороги могут быть на балансе разных организаций, ремонт и обслуживание на других, оплата электричества на третьих, а ответственность перед гражданами несет городская или муниципальная власть. И очень сложно в одночасье поменять эту устоявшуюся конструкцию. Посколько в рамках энергосервисного контракта все аспекты должны быть заведены на одного исполнителя. Не менее остро стоит вопрос, нарушение исполнения и ответственность такого договора, а равно и смена победителя, который тоже требует доработки. Также часто являются спорными вопросами при расчете окупаемости уровень инфляции или роста тарифов, которые тоже прописываются в договоре. Также средний срок энергосервиса составляет до 5 лет, а для исполнителя это значит, что он должен инвестировать свои средства в проект, на сегодня доходность для компаний не всегда является удовлетворительной. С учетом работы по государственному или муниципальному контракту – все это время и контракт и исполнитель будет контролироваться органами прокуратуры, что потенциально является дополнительной нагрузкой на бизнес. Ведь возможны различные ситуации, которые выходят за пределы ответственности победителя аукциона, например, упадет качество сетей или появятся скачки напряжения, которые будут способствовать выходу из строя оборудования, появятся темные участки автодороги, на которой может произойти авария, будут расследования и судебные процессы, а все это приведет к дополнительным расходам на исполнителя. На практике, потенциальных ситуаций гораздо больше и все это в комплексе оценивается исполнителем, который очень осторожно будет принимать решение об участие в таких видах услуг и соглашений.

Вопрос – Какие Вы ожидаете перспективы в направлении увеличения доли таких контрактов в будущем?

- "Равно как международная практика, так и отечественная практическая деятельность, выявили, то, что разрешить вопрос вложений ЖХК только лишь за счёт правительственного воздействия нельзя. Необходимо заняться вовлечением индивидуальных и коммерческих потребителей. С принятием законопроекта Минстроя РФ в экспертном совете которого мы участвовали, я считаю, данная практическая деятельность будет значительно обширнее. Компаниям не нужно будет трудиться с любым индивидуальным владельцем жилища, а станет трудиться с собранием владельцев жилища. Я считаю, данное изменение станет значительно проще, вследствие того, что зачастую случается, из-за разногласия одного жильца или потребителя тепловых или электроресурсов, завершение подобного договора невозможно". Именно поэтому мы являемся сторонниками комплексного подхода к решению задач оптимального использования энергетических ресурсов. С нашей стороны, мы наработали достаточную практику и будем рады поделиться с ней со всеми заинтересованными подрядчиками и собственниками объектов, в том числе инфраструктурных.

Справка

Смолин Евгений Владимирович

2006-н.вр. – Заместитель генерального директора Завод Светорезерв 

Образование и профессиональная деятельность:

1997-2002 г. – Финансовая академия при Правительстве РФ

2002-2007 г.- Институт системного анализа РАН

2010 г. – курсы повышения квалификации в области энергосбережения при Техническом университете МЭИ (Московском энергетическом институте).

2013 г. – курсы энергоаудиторов при Национальном исследовательском университете МЭИ (Московском энергетическом институте).

Разработчик авторских семинаров по внедрению светодиодных энергосберегающих технологий и энергосервисных контрактов.

Справка о Заводе Светорезерв

2006 г. - открытие завода в г. Москва

2007 г. - перенос производства в г.Рязань (Рязанская область)

2008 г. - сертификация производства по стандартам ISO

2009 г. - открытие дополнительного производства в округе Зеленоград (г. Москва). Сформирован патентный портфель завода.

2010 г.- расширение производства, открытие завода в г. Шеньжень (Китай)

2011 г. – открытие филиала в Белоруссии. Участие в Федеральной целевой программе «Электронная Россия»

2012 г. – открытие филиала на Украине. Участие в Федеральной целевой программе «Безопасный город»

2013 г. – разработка учебной программы «Внедрение энергосберегающих технологий и увеличение энергетической производительности»

2014 г. – открытие филиала в Казахстане. Участие  в Федеральной целевой программе "Энергосбережение России"

2015 г. – разработка учебной программы «Практические аспекты внедрения энергосервисных договоров (контрактов) в уличном освещении (ЭДУО)»

На правах рекламы
Подпишитесь на материалы Клерк.Ру
Рассылка будет приходить вам на почту каждый день