Интернет-банкинг

Что такое «правильный мобильный банк»

Мобильные каналы — это будущее дистанционного банковского обслуживания (ДБО), об этом говорят все исследования на всех континентах. Но только ли для банков мобильные каналы станут перспективными с точки зрения продаж и коммуникаций?

Важны интересы клиента, а не возможности банка

Мобильные каналы — это будущее дистанционного банковского обслуживания (ДБО), об этом говорят все исследования на всех континентах. Но только ли для банков мобильные каналы станут перспективными с точки зрения продаж и коммуникаций? Дельфийская панель в бизнес-школе университета Ульстера в Англии (весна 2011 год) показала, что эксперты верят в то, что именно небанковские игроки смогут извлечь максимальные выгоды от мобильных каналов предоставления финансовых услуг, а банки с их консервативным подходом и закостенелыми традициями не смогут в своем большинстве эффективно монетизировать мобильный банкинг.

С одной стороны, нынешние мобильные банкинги в России далеки от концептуальной законченности: в основном мы видим набор информационных сервисов в мобильном приложении и несколько популярных операций. Российские маркетологи, к слову далекие от ДБО, в своих исследованиях поддерживают такой подход: пользователи используют мобильный банкинг для пополнения счета телефона оператора, зачем давать что-то большее?

Такая позиция у прогрессивного специалиста вызывает улыбку: если банк в своем приложении предлагает очень мало активных операций, то у пользователя остается весьма мало опций для выбора ответа на вопрос «какие операции вы выполняете в мобильным банкинге?» Он выбирает самое простое — пополнение счета мобильного телефона.

И тогда банк начинает экономить. Во-первых, вместо нативных приложений внедряет СМС-банк (привет, 90-е!) и пытается заработать на подключении к нему абонентов. Во-вторых, создает PDA-версию интернет-банка для мобильных браузеров, надеясь на рост пользования услугами банка. А потом удивляется отсутствию лавины подключений к новой версии.

Получается, что вместо поиска эффективной концепции монетизации мобильных каналов банк пытается на практике попробовать какие-то варианты организации мобильного банкинга, желательно как можно дешевле и с использованием проверенных 10 лет назад технологий.

А в новом десятилетии по изяществу и удобству стремительно побеждают нативные приложения: они используют удобства своей операционной системы, экономят интернет-трафик и потенциально могут быть очень сильным конкурентным преимуществом в борьбе за клиента. Хотя, по мнению моего коллеги Александра Мосина, технологии и стандарты Интернета тоже не стоят на месте, и со временем у PDA-версий появится возможность технологического реванша.

Волнует другое: в стремительных проектах создания мобильных каналов ДБО некоторые банки очень мало задумываются над простым вопросом: зачем клиент вообще будет скачивать приложение и пользоваться им постоянно? И уж еще меньше людей представляет себе, как сделать мобильный канал ДБО прибыльным, не взимая плату за подключение к нему.

Начнем с первого вопроса — как сделать мобильное приложение популярным? На самом деле, это просто: в основе его функциональных возможностей должны быть ценности клиента, а не IT и бизнеса банка. Если приложение будет выполнять массу банковских и небанковских сервисов, объединяющих финансовые ресурсы и интересы клиента, то он будет крайне заинтересован в его постоянной эксплуатации.

Конечно, клиентоориентированный мобильный банкинг — это вовсе не информер о погоде между строками с состоянием карточных счетов. Небанковские функции должны быть органично и логично связаны с финансовыми ресурсами или потребностями клиента. Возможный состав таких функций — это тема отдельной дискуссии. Отметим, что простые функции телефона — фото, геолокация, воспроизведение музыки, планировщик задач — должны найти логичное применение в создании удобного финансового окружения в мобильных каналах ДБО.

Вторая составляющая успеха мобильного банкинга в будущем — это глобальное превосходство нативных приложений в эргономике и удобстве над аналогичным PDA-решением. Мобильная операционная система и конкретное технологическое устройство должны давать пользователю неоспоримые преимущества, из-за которых старый добрый интернет-канал перестанет быть самым удобным и безопасным. Кроме прочего, это значит, что технологические устройства должны получить новые средства аутентификации, связанные, как показывает общий тренд, с биометрикой. Мы видим эти изменения в банкоматах, мы видим приближение этих изменений и в мобильных устройствах — смартфонах и планшетных компьютерах. Конечно, пока биометрические мобильные технологии довольно сыры и носят характер прототипов, но это только пока.

К вопросу о монетизации мобильных каналов хочется отнестись с еще большей тщательностью. Сегодня современные интернет-банки стали бесплатными для конечных клиентов, такую же тенденцию отмечают эксперты и для мобильного канала ДБО. Кроме здравого смысла, аргументом для такого решения является естественное повышение популярности услуги после отмены ее оплаты. Но без монетизации мобильного канала ДБО такая популярность банку не слишком нужна, а это значит, что каждая функция (банковская и небанковская) приложения должна иметь вариант монетизации или оптимизации издержек.

На практике это значит, что каждой группе функций должна быть поставлена в соответствие возможность получения денежных средств с клиента за дополнительный сервис. Например, если клиента интересуют геосервисы или музыка, то банк должен в рамках этих сервисов продавать свои и партнерские услуги и продукты. Или если клиент планирует задачи на день, банк там же позволяет запланировать финансовые операции. Наконец, встроенные в приложение банка игры имеют возможность пополнения баланса реальными деньгами.

Кроме того, клиенту удобнее и в отделении банка: навигацию обеспечивают функции дополненной реальности, оптимальность пребывания — интеграция мобильного банка с электронной очередью офиса.

В результате современный мобильный банк — это не 1—2 функции, а полноценный «банк в кармане», для которого не так важна платформа реализации, как степень интереса, которую он вызывает у клиента. Банк создает такой банкинг не для галочки успешно завершенного проекта дирекции IT, а для своих клиентов, понимая механизмы его монетизации до старта проекта, а не в судорожных поисках после завершения разработки.

Начать дискуссию

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?