Кредитование

Платежная дисциплина в России и Европе - как рассчитывались с долгами в 2011 году

На прошлой неделе агентство бизнес-аналитики Creditreform опубликовало отчет о платежной дисциплине в некоторых европейских странах в 2011 году. Аналитическая записка была подготовлена по результатам опроса экспортеров на предмет того, как быстро погашали задолженность покупатели из зарубежных стран.

На прошлой неделе агентство бизнес-аналитики Creditreform опубликовало отчет о платежной дисциплине в некоторых европейских странах в 2011 году. Аналитическая записка была подготовлена по результатам опроса экспортеров на предмет того, как быстро погашали задолженность покупатели из зарубежных стран. 

Согласно исследованию в большинстве европейских стран покупатели по-прежнему допускают просрочки в оплатах.  На платежную дисциплину контрагентов не жалуются только экспортеры  в Скандинавию, Австрию и Швейцарию – треть компаний, экспортирующих товары в эти страны, получают оплату день в день, а у половины просрочка не превышает 10 дней. Порядка 58% экспортеров в страны Бенилюкс считают приемлемой просрочку в 30 дней со стороны покупателей в этих странах, но не более 50% бельгийских, голландских и люксембургских клиентов допускают просрочки свыше 10 дней. Покупатели из Франции, Испании, Португалии и Италии испытывают потребность в более длительной отсрочке по сравнению со своими более дисциплинированными соседями. Только каждый четвертый экспортер во Францию и каждый пятый в Испанию, Португалию и Италию получают оплату в течение месяца после отгрузки товара – почти половина респондентов заявила, что срок оплаты от, например, итальянских импортеров может превышать 60 дней.

Средний срок погашения задолженности (% респондентов)

Страна До 30 дней, % Более 30 дней, % Более 60 дней, %
Австрия/Швейцария  72.3  25.6  2.2 
Скандинавские страны  65.1  31.6  3.3 
Бенилюкс  57.9  39.2  2.9 
Россия/Украина 47.9 28.6 23.5
Польша  42.2  43.0  14.8 
Страны Балтии  41.7  42.9  15.5 
Чехия, Венгрия, Словакия, Словения  39.3  48.3  12.6 
Турция  37.3  42.7  20.2 
Великобритания и Ирландия  32.4  52.0  15.5 
Румыния, Болгария, Хорватия  28.9  43.0  27.1 
Франция  25.6  48.8  25.6 
Италия  20.1  33.8  46.3 
Испания/Португалия  20.0  50.7  29.3 
Германия  16.3  78.4  5.3 

Только 3 из 10 экспортеров в Румынию, Болгарию и в страны Балканского полуострова отметили, что штрафные санкции за просрочку возымели действие, и покупатели платили в срок до 30 дней, в то время как чуть менее трети поставщиков в эти страны вынуждены были ждать поступления средств за отгруженный товар больше двух месяцев. 

В целом, агентство отмечает, что в то время, как импортеры из Восточной Европы, Австрии, Швейцарии, России и Турции улучшили свою платежную дисциплину в 2011 году, покупатели из Ирландии, Франции, Италии, Испании и Португалии ухудшили по сравнению со статистикой 2010 года. 

ifactoring решил спросить российские компании, как у них обстояла ситуация с платежами в 2011 году. Опрос проводился в следующих федеральных округах – Центральном, Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Южном, и участникам мини-исследовании было предложено ответить на следующие вопросы

1.    Можете ли вы сказать, что в 2011 году предложили своим покупателям более длительную отсрочку потому, что рассчитывали на улучшение платежной дисциплины? 

2.    Какой средний срок просрочки в оплатах был в 2011 году? Сократился/увеличился ли он по сравнению с 2010? Если да, то на сколько? 

3.    Были ли в 2011 году прецеденты неплатежей? Сократилось/увеличилось ли их количество по сравнению с 2010 годом? Если да, то на сколько? 

Спрашивали мы естественно в первую очередь у представителей самых "факторабельных" отраслей – у производителей и поставщиков продуктов, бытовой химии, косметики и парфюмерии, а также у компаний, занимающихся производством и поставками строительных и отделочных материалов. И гипотеза о том, что у нас с финансовой дисциплиной обстоят дела лучше, чем в Европе подтвердилась. 

Центральный федеральный округ

Строительные  и отделочные  материалов: увеличение отсрочки покупателям произошло не из-за ожиданий по поводу платежной дисциплины, а для увеличения объемов продаж; средний срок просрочек до 4-х недель, причем он увеличился по сравнению с 2010-м годом из-за быстрого роста объемов бизнеса; случай неоплаты были у половины опрошенных  компаний, однако, суммы незначительные  (50 000 - 70 000 руб.), но у многих случаются редкие длительные задержки, которые заставляют изрядно понервничать. 

Бытовая химия и косметика : предложение более длительной отсрочки было связано с появлением новых клиентов, которые требовали более длительных отсрочки; средний срок просрочки сократился вдвое и составляет  4-7 календарных дней; неплатежи были, но суммы несущественные. 

Северо-Западный федеральный округ 

Продукты питания: большая часть респондентов отметила увеличение срока отсрочки покупателям;  средний срок просрочки 7-10 дней, что существенно меньше, чем в 2010 году – у одно из респондентов просрочка в 2010 году достигала 2 месяцев; в отчие от 2010 года прецедентов неплатежей не было.  

Строительные и отделочные материалы: увеличение срока отсрочки отметил тольк один респондент; просрочки носили скорее технический характер, в том время как в 2010 году они были регулярными и составляли от 10 до 20 дней; в 2011 году неплатежей не было, однако, «тянется» просроченная задолженность из 2010 года. 

Уральский федеральный округ 

Продукты питания: большая часть компаний увеличился средний срок отсрочки поставщикам; средний срок просрочки в отрасли остался прежним и находится в коридоре 14-21 день, однако,  уменьшилось количество дебиторов, допускающих просрочки; у одной половины респондентов случаи неплатежей имели место, у другой неплатежей не было. 

Бытовая химия и парфюмерия: срок отсрочки увеличили, при этом средний срок просрочки скоратился с почти в 3 раза (до 7 дней); непалетжи были только у крупного дистирибутора, более мелкие компании не сталкивались с длительными просрочками и не понесли убытков от неплатежей.  

Строительно-отделочные материалы: все респонденты высказали мысль, что увеличили отсрочку своим клиентам, поскольку отдавали себе отчет в том, что в 2011 году платежная дисциплина будет лучше ,чем в 2010; в отношении просрочек мнения разделились – часть респондентов отметила сокращение срока (до 10-15 дней) и количества просрочек, часть отметила, что особых изменений по сравнению с 2010 годом не произошло; что касается неплатежей, то большая часть респондентов пожаловалась, что количество их осталось прежним. 

Сибирский федеральный округ 

Продукты питания: длительность отсрочки осталась прежней (45 дней);  просрочку в оплате допускают либо очень крупные покупатели (до 30 дней), либо очень мелкие (до 10 дней)/, особых изменений в качестве платежный дисциплины нет; что касается неплатежей, то респонденты говорят, что сейчас неплатеж - это уже больше форс-мажор, нежели распространенная практика, как это было в 2009 году. 

Бытовая химия и косметика: уровень доверия покупателям остался прежним, отсрочку не увеличивали; просрочек в 2011 году не было вообще, в равной степени как и прецедентов неоплат. 

Строительные и отделочные материалы: средний срок отсрочки был увеличен, но не из-за ожиданий по улучшению платежной дисциплины, а для цели повышения конкурентоспособности предложения; средний срок отсрочки в отрасли 15-30 дней, особых улучшений по сравнению с 2010 год не было; неплатежи – это крайний случай, участвовавшие в исследовании компании сказали, что обычно всегда удается урегулировать задолженность в досудебном порядке. 

Южный федеральная округ

Продукты питания: средняя отсрочка в отрасли составляет 20-35 дней, лишь немногие компании в 2011 году увеличили срок отсрочки своим покупателям; средний срок просрочки не превысил 5-7 дней, часть респондентов отметила существенное сокращение просрочки по сравнению с 2010 годом; в 2011 году прецедентов неплатежей не было, в предыдущем году ряд респондентов понесли убытки от неплатежей покупателей.   

Бытовая химия и косметика: по сравнению с 2010 годом средний срок отсрочки увеличился до 60 дней, однако, скорее за счет возможности исключить риск неплатежа с помощью решений факторинговой компании, чем по причине роста доверия покупателям; несетевые покупатели просрочек не допускают, сети же позволяли себе платить с опозданием до 30 дней; лишь у одного из респондентов были серьезные неплатежи в 2011 году. 

Строительные и отделочные материалы: большинство респондентов увеличили отсрочку своим клиентам с 15-20 дней до 45-60; у большей части респондентов средний срок просрочки не превышал 5 дней, причем участники опроса отметили, что это существенное улучшение платежной дисциплины по сравнению с 2010 годом; неплатежей за последние 2 года в отрасли не было. 

*** 

Получается, что даже если наших южан сопоставить с европейскими южанами, которые исторически склонны допускать просрочки в оплате, Россия в любом случае получается более дисциплинированной в отношении современного исполнения обязательство перед контрагентами. Безусловно, это напрямую связано с тем, что у нас свободные рыночные отношения появились с распадом Советского Союза, и за немногим более 20 лет мы прошли те уроки, которые Европа "усваивала" многими десятилетиями – мы более консервативны при предоставлении отсрочки, и мы более щепетильно подходим к погашению задолженностей. Конечно, первое связано скорее с низким уровнем доверия после кризисов неплатежей начала 90-х годов, 1998 и 2008 годов, а второе – с тем, что если ты не платишь один раз, не платишь другой, твоей репутации приходит конец, и кредит не предоставит ни банк, ни поставщик. С другой стороны, эта наша излишняя консервативность и обязательность – большой плюс на международной торговой арене. 

Согласно исследованию агентства бизнес-аналитики Creditreform экспортеры в Россию и Украину отметили в 2011 году крайне позитивные сдвиги в платежной дисциплине российских и украинских покупателей – почти у 30% респондентов просрочек в оплате со стороны наших соотечественников и соседей побывшему СССР не было вообще, а просрочки свыше 30 дней были всего у 17% экспортеров, принявших участие в исследовании. К слову, наши братья по социалистическим республикам доставали неприятности 23,3% респондентов.

Начать дискуссию

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?