Платежные системы

На старт! Внимание! Марш!

Банки всерьез озаботились тем, чтобы клиенты не забывали свои карты в устройствах самообслуживания. Тенденцию задает Сбербанк, на экранах банкоматов которого появились яркие надписи с предупреждением забрать пластик в течение 45 секунд, иначе устройство его «съест». По мнению банкиров, это заставит людей быть внимательнее и защитит их от мошенников.
307 0

Банки всерьез озаботились тем, чтобы клиенты не забывали свои карты в устройствах самообслуживания. Тенденцию задает Сбербанк, на экранах банкоматов которого появились яркие надписи с предупреждением забрать пластик в течение 45 секунд, иначе устройство его «съест». По мнению банкиров, это заставит людей быть внимательнее и защитит их от мошенников.

В программном обеспечении банкоматов, как правило, заложено время, отводимое клиенту на то, чтобы вытащить карту из устройства. Этот период может длиться от 25 секунд до нескольких минут. В противном случае устройство «съест» карту. Речь идет о сознательном решении банка, а не о технических неполадках или, например, команде банка изъять пластик после превышения установленного числа раз неверного введения ПИН-кода.

По общему мнению банкиров и экспертов, поглощение карты банкоматом в случае, если клиент замешкался, — рациональная опция, необходимая для сохранения и обеспечения безопасности средств держателя. Другое дело, что пока далеко не все банки оповещают о ней клиентов «громко», например выводя яркие предупреждающие надписи на экранах устройств самообслуживания. К тому же далеко не все клиенты внимательны к сообщениям на мониторах устройств и не осознают, насколько важно им следовать, притом оперативно, они могут сомневаться, что поглощение карты АТМ в случае их забывчивости происходит им во благо. Просто надпись «возьмите карту» и даже сопровождающее ее пиканье, которое, по идее, не может не раздражать, кое-кому не мешают медленно и аккуратно пересчитывать купюры и складывать их в кошелек, параллельно разговаривая по мобильному телефону.

По статистике, приведенной директором департамента информационных технологий СБ Банка Максимом Волковым, каждую неделю одно устройство из 100 «проглатывает» карту именно из-за невнимательности клиента.

Остановка по требованию

Решение ярко оповещать клиентов о том, что устройство задержит карту после истечения очень короткого периода времени (45 секунд), если она не будет вытащена, недавно принял Сбербанк. «Через 45 секунд ваша карта будет задержана устройством», — такая хорошо заметная надпись (крупным красным шрифтом) появляется на экране банкомата в момент, когда человек завершает операцию. Притом цифры специально выделены белым шрифтом и вписаны в большой красный квадрат.

По данным пресс-службы Сбербанка, таким предупреждением кредитная организация начала оснащать свои устройства самообслуживания около месяца назад. Предварительно «Сбер», как рассказали его официальные представители, провел детальный анализ и расчет времени, в течение которого подавляющее число клиентов вынимают карту из устройства. То есть 45 секунд взялись не с потолка. «Наши эксперты выявили, что если за этот срок человек не забрал карту, то с наибольшей вероятностью он ее просто забыл», — объяснили в пресс-службе Сбербанка.

Основная цель данной функции, добавляют представители крупнейшего банка России, обеспечить безопасность карты клиента, если он забыл ее извлечь. «Изменения коснулись содержания экранных заставок. Цель — проинформировать клиента о необходимости извлечь карту», — уточнили в пресс-службе «Сбера».

Бремя ответственности

Судя по отзывам участников форума «Народный рейтинг» на портале Банки.ру, в плане «поедания» карточек лидируют банкоматы Сбербанка. Возможно, большое число жалоб именно на «Сбер» связано с тем, что у ведущего банка страны значительно больше устройств самообслуживания, чем у других российских игроков. И доверие к бренду выше. Человек, если ему нужно совершить операцию, а поблизости нет банкомата «своего» банка, вероятнее всего, воспользуется устройством «Сбера».

К тому же Сбербанк обслуживает большое число российских пенсионеров и людей с ограниченными возможностями. Как поделились сотрудники ряда московских отделений Сбербанка, нечасто, но бывает, что потребители, относящиеся к таким категориям, не обладают достаточными знаниями о специфике использования карт. Если рядом не оказывается консультанта (особенно если речь идет об устройствах, расположенных вне офисов банка), они не реагируют на предупреждение забрать карту оперативно.

А речь во многих случаях идет о пенсиях и пособиях, которые необходимы для минимального жизнеобеспечения, не говоря уж о стрессе, который пожилой или нездоровый человек может испытать, не имея возможности изъять пластик из «ящика».

В том числе и поэтому председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин приветствует решение Сбербанка оповещать людей о правилах работы с карточками более доступно. «Это правильная мера, разумная практика, — считает Янин. — 45 секунд — достаточный срок, чтобы человек мог понять, чего хочет от него «железная машина».

Глава КонфОП не слышал о масштабных и детальных исследованиях в сфере того, какой банк, каким образом и по каким принципам информирует клиентов о том, в какой момент нужно забирать карту из устройства. «Сбербанк — системообразующая кредитная организация, задающая стандарты на рынке. Раз «Сбер» ввел такую опцию, то банки, у которых пока нет четкого оповещения, вскоре за ним последуют», — уверен Янин.

Тонкие настройки

«Время захвата карты банкоматом после завершения операции настраивается банком — владельцем банкомата, — говорит директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Валентина Кузьмина. — Это необходимо, чтобы картой не воспользовались третьи лица».

«Банки настраивают банкоматы по-разному, — рассказывает Максим Волков из СБ Банка. — Каждый банк обычно сам для себя решает, как лучше наладить систему оповещения. Наши банкоматы, например, настроены так, что клиент до тех пор, пока не вытащит карту, не получит наличные».

По опыту Волкова, здесь играет важную роль психологический фактор: клиент может забыть карту, но деньги — вряд ли. То есть, не вытащив карту, деньги не получишь.

«Удержание банкоматом карты через определенное количество времени — опция, которую используют многие банки, — комментирует начальник управления пластиковых карт банка «Открытие» Юрий Божор. — Делается это для того, чтобы картой не воспользовались посторонние лица».

По словам Божора, Сбербанк просто напомнил клиентам об этом функционале. «Возможно, это позволит снизить число обращений рассеянных клиентов», — надеется Божор и заверяет, что «Открытие» в перспективе планирует последовать в данном плане примеру Сбербанка.

Правила возврата

По словам Волкова из СБ Банка, возврат клиенту карты — быстрая и отработанная процедура. Расследование происходит в течение дня с момента инкассации банкомата и, как правило, завершается в пользу держателя карты.

При задержании карты устройством необходимо сразу связаться с банком, выдавшим карту, и заблокировать ее, подробно объяснив ситуацию. Затем надо обратиться в банк, которому принадлежит устройство самообслуживания (телефон горячей линии обычно указан на АТМ). Если банкомат расположен в отделении кредитной организации, то клиенту следует сразу обратиться к ее сотруднику.

Но, чтобы быстро объяснить банку суть проблемы, нужно сообщить не только свои паспортные данные, но и номер банковской карты, зафиксировать код ошибки и не забыть сохранить банкоматный чек об изъятии карты, если таковой был выдан.

Сбербанк, как указано на его сайте, своим клиентам в таких случаях возвращает пластик в течение одной-двух недель. «Чужие» клиенты смогут получить карту обратно (как правило, перевыпущенную) в своей кредитной организации, которая, как сообщил Юрий Божор из «Открытия», в каждом случае «пожирания» карты проводит свое расследование ситуации. Пусть небольшое, но все-таки влияющее на время возврата карточки невнимательному клиенту.

Начать дискуссию

Какие проблемы может решить управленческий баланс в финансовом анализе

Собственник бизнеса, который хочет уйти из операционной деятельности компании, должен научиться читать управленческий баланс. Из него можно понять, что происходит с предприятием, развивается оно или угасает.

17

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

О том, как налоговая со своим уставом в чужой монастырь залезла. Судебная практика

Все более увеличивающееся желание налоговых органов пополнить бюджет (а иногда, просто показать принципиальность налогоплательщику) заставляет инспекторов открывать для себя новые грани неизведанного и пытаться разбираться в тех отраслях права и знаний, которые для них всегда были чуждыми.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк
31

Для замены лет при оплате больничных будет специальная форма бланка

В общем случае при расчете больничных берут зарплату за 2 предыдущих года. Но если там был отпуск по беременности и родам или уходу за ребенком, эти годы можно заменить. Для такой замены сотрудница должна написать заявление.

24
Лучшие спикеры, новый каждый день

Кассовая дисциплина 2024: основные нарушения, последствия и риск–ориентированный подход ФНС

Как работает риск-ориентированный подход регулятора (об этом говорил Президент в своем Послании к Федеральному собранию) при контроле пользователей касс и ОФД ? Каковы правила и как устроена система кассовой дисциплины. Что ждет нарушителей, рассказываем в обзоре.

Кассовая дисциплина 2024: основные нарушения, последствия и риск–ориентированный подход ФНС
30

Оставленная в рабочем компьютере флешка с электронной подписью «стоила» коммерсанту 2+ млн рублей

Благодаря оперативно принятым мерам полицейскими Красноярского края свыше 2 млн рублей не попали в руки мошенников.

86

Если вы ошиблись в сумме уведомления по ЕНП, обнулять ее не надо

Ошибка в сумме налога в уведомлении по ЕНП исправляется подачей нового уведомления с правильной суммой.

25
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Клиенты Райффайзенбанка не могут отправить деньги в приложении

Пользователи жалуются, что в приложении Райффайзенбанка не работают денежные переводы по номеру телефона и между счетами.

57

❓Что выбрать: переподготовку, повышение квалификации или онлайн-курсы? Разберемся, что подойдет именно вам

Мы сделали разбор по нашим основным обучающим продуктам. Объясним, чем курсы повышения квалификации или переподготовки отличаются от онлайн-курсов. Из поста вы поймете, какое обучение подходит именно вам. Забирайте в закладки, чтобы не потерять.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
54

Обновления Telega.in, и как они вам помогут сделать рекламу еще эффективнее

Это вы удачно зашли — тут про обновления в Telega.in рассказывают.

Обновления Telega.in, и как они вам помогут сделать рекламу еще эффективнее
19

4 признака, которые говорят, что пора автоматизировать бизнес

Чаще всего собственники и руководители замечают, когда в бизнесе что-то идет не так. Но так как они погружены в решение оперативных задач, то не сразу могут увидеть, что многие вопросы можно решить с помощью автоматизации. В итоге менеджмент борется с симптомами, а проблема остается. Разбираемся, какие признаки говорят о том, что вам пора автоматизировать бизнес.

4 признака, которые говорят, что пора автоматизировать бизнес
20

В судах на 60% выросло число дел о применении искусственного интеллекта

Большинство споров связаны с использованием технологии искусственного интеллекта для взыскания долгов, с проблемами по грантам и договорам на разработку IT-продуктов на базе ИИ.

45

Как сделать возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога в 2024: новая форма заявления 

Суммы налогов, которые излишне уплачены в составе ЕНП, по сути переплата в бюджет, они образуют на ЕНС положительного сальдо. Такую переплату можно вернуть на расчетный счет или зачесть в счет будущей задолженности, которая будет сформирована. 

Как сделать возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога в 2024: новая форма заявления 
70
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Директора подразделения «Росатома» арестовали за взятку

Топ-менеджера структурного подразделения ГК «Росатом» заключили под стражу до 26 мая 2024 года. Его подозревают в получении взятки в особо крупном размере.

91

Фиктивная сотрудница, ничего не делая, за год «заработала» более 500 000 рублей

В Сочи направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при трудоустройстве.

178

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Снова в школу

Геометрическое задание на школьные знания внимательность. Бухгалтер, справишься?

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Снова в школу
145

Какие выплаты положены работнику при увольнении переводом

Если сотрудник увольняется переводом к другому работодателю, то никаких выходных пособий и компенсаций в ТК за это не предусмотрено.

76

Как снизить неустойки и штрафы за нарушение договора. Как доказать несоразмерность неустойки и необоснованную выгоду кредитора

В моей практике было и есть множество споров о взыскании договорных неустоек, решение по которым  принято в пользу моих доверителей.

Иллюстрация: Светлана Семина /«Клерк»
10

😠 Если ИП на УСН «доходы» закроется в январе 2025 года, его вычет на взносы 1% просто сгорит. Бухгалтеры возмущены

Взносы ИП 1% за 2024 год налог по УСН за 2024 год не уменьшают. Они пойдут на уменьшение налога только за 2025 год. Если конечно там будет, что уменьшать.

92

Центробанк снова продлил ограничения на перевод средств за рубеж

Ограничения на денежные переводы за границу будут действовать еще 6 месяцев — до 30 сентября 2024 года.

47

Интересные материалы

Как бизнесу снизить налоговую нагрузку: 5 законных способов

Каждая компания хочет получать больше прибыли и платить меньше налогов. Но чтобы сделать это законно, нужно знать, какими способами можно снизить налоговую нагрузку на бизнес. 

Как бизнесу снизить налоговую нагрузку: 5 законных способов
52