Платежные системы

Если карта сказала «мяу»

Почему блокируют карты и как поступать клиентам в такой ситуации? На эти вопросы с помощью экспертов искал ответы портал Банки.ру.

Почему блокируют карты и как поступать клиентам в такой ситуации? На эти вопросы с помощью экспертов искал ответы портал Банки.ру.

Вы не можете оплатить покупки по карте, хотя там достаточно средств? Очень жаль. Но вы — не первый, и вообще такая ситуация в последнее время не редкая. Виной тому либо какой-то технический сбой, либо блокировка карты по причине совершения ее держателем «компрометирующих» операций, к которым относятся, например, покупки в торговых точках, где были замечены считывающие устройства мошенников. Теперь мы знаем, что случаются еще и «геополитические» блокировки. Взять хотя бы недавнюю историю, когда международные платежные системы заблокировали кредитки клиентов ряда российских банков. И пусть спустя пару дней тому же СМП Банку все карты разблокировали, клиенты этого и других заблокированных банков пережили настоящую панику.

Итак, блокировка карты может происходить по ряду привычных причин. Например, в связи с утерей (кражей) карты или по инициативе банка-эмитента (при компрометации карты). Также блокировка карт может произойти по инициативе международных платежных системам. Причем если в первом случае для держателя карты существуют вполне четкие прописанные инструкции по тому, как вести себя в сложившейся ситуации, во втором совет, по сути, один — ждать.

Блокада на «бытовой» почве

Если у клиента украли карту (или он сам потерял), следует связаться с банком-эмитентом и заблокировать ее, чтобы мошенники не успели воспользоваться его средствами. В дальнейшем клиент решает вопрос о перевыпуске карты.

Также блокировка карты иногда происходит по инициативе банка-эмитента. «По закону о национальной платежной системе, такая блокировка может происходить при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с заключенным с банком договором, — поясняет руководитель отдела пластиковых карт Росавтобанка Юлия Подольская. — В этом случае решение о дальнейшем обслуживании клиент принимает после консультации со специалистами банка-эмитента».

«Карта может быть заблокирована банком чаще всего, если есть подозрение в мошеннических действиях с картой. Цель такой блокировки — сохранение средств клиента, — рассказывает начальник управления пластиковых карт банка «Открытие» Юрий Божор. — Если же сам клиент использует карту для противоправной деятельности, банк может заблокировать ее для пресечения такой деятельности в случаях, предусмотренных в банковских правилах и на основании закона».

По словам Божора, при любой проблеме с картой клиент должен прежде всего звонить в банк, выпустивший карту, и действовать по инструкции специалиста банка: «В случае блокировки банк объяснит причину и даст указания, что делать дальше. Порядок и размеры компенсации определяются договором между банком и клиентом». При этом, отмечает Божор, держателям карт не стоит поддаваться панике и надо понимать: средства на их счетах принадлежат исключительно им, и никто, кроме как по решению суда, либо компетентных органов в случаях, предусмотренных законом, не может лишить клиента права распоряжаться этими средствами.

Карта — всего лишь ключ к счету клиента и в то же время довольно технологичный инструмент. Обслуживающие банки и держатели карт зависят от качества услуг операторов связи, их бесперебойной работы, а порой даже просто от грамотных действий кассиров в торгово-сервисной сети. Денежные средства держателей карт находятся на счете в банке-эмитенте и в любом случае на сумму до 700 тыс. рублей распространяются гарантии Агентства по страхованию вкладов.

«Если вашу карту заблокировали, в первую очередь нужно обратиться в банк, где вы обслуживаетесь, и узнать о причине блокировки и пути решения данной проблемы, — говорит адвокат компании «Князев и партнеры» Александр Ларин. — Сама по себе блокировка карты без совершения предварительно определенных действий будет незаконной. Соответственно, будет ущемлять права клиента банка в части обслуживания». Банк должен решать все возникающие в связи с блокировкой карты проблемы клиента. При этом пострадавший клиент вправе потребовать компенсацию. «Если сама по себе блокировка не связана с потерей денег со счета, была незаконной или произошла по вине банка, клиент может рассчитывать на возмещение неустойки и других убытков», — поясняет юрист.

Помимо непосредственно карты, у клиента может быть заблокирован счет — по решению суда, вследствие исполнительного производства или просто из-за ошибки оператора, что, кстати, не такая уж редкость. По словам Ларина, узнать причину клиент может именно в банке. «Если основания для блокировки счета были необоснованными, клиент может обратиться с претензией в банк, а также в суд, — отмечает он. — Но, скорее всего, банк сразу поймет свою ошибку и решит проблему еще на стадии претензии».

С большим геополитическим приветом

Теперь мы знаем о блокировке карт/счетов по причине внешних факторов — например, в результате санкций со стороны международных платежных систем. В этом случае держателям карт также может помочь только сам банк-эмитент. Ну и, конечно, время.

«В случае с СМП Банком карты перестали работать, так как платежные системы отключили карты этого банка от обслуживания, — рассказывает начальник управления пластиковых карт банка «Открытие» Юрий Божор. — Поэтому любые варианты действий, предполагающие участие платежных систем, в данном случае невозможны». По его словам, в такой ситуации клиент может прийти в банк и получить средства наличными в кассе, а также снять в банкомате заблокированного банка или его партнера в рамках межхостового соединения. Пример такого партнерского объединения — Объединенная расчетная система, в которую входит более сотни банков, обслуживающих карты своих клиентов без использования серверов международных платежных систем.

«Блокировка карт банка, выпущенных платежными системами Visa, MasterCard, — достаточно редкое явление, и его можно отнести к форс-мажорным обстоятельствам», — уверяет Юлия Подольская из Росавтобанка. С ней согласен и адвокат Александр Ларин: «Такие истории можно пересчитать по пальцам, но в связи с геополитической ситуацией любой банк должен быть готов к аналогичной проблеме, потому что завтра его может постигнуть аналогичная участь». По его словам, если это происходит, руководство банка должно разослать всем клиентам уведомление о том, что произошла такая ситуация, сообщить подробную информацию по текущим обстоятельствам и найти пути решения. Например, перевести клиентов временно на обслуживание в другой банк без потери средств на какие-то комиссии и прочие сопутствующие платежи. Помимо этого, руководитель банка должен в срочном порядке связаться с Центральным банком РФ, чтобы сообщить о возникшей проблеме и обсудить пути решения возникшего форс-мажора.

К слову, проблемы с обслуживанием карты могут возникнуть и без международных санкций. Если вы находитесь за границей, это может вызвать существенные неудобства. Поэтому клиентам, которые отправляются на отдых, все эксперты настоятельно рекомендуют иметь несколько карт (карта может банально застрять в банкомате), подключиться к системе «Интернет-банк» или «Мобильный банк» для оперативного управления своими счетами, а также брать с собой наличные деньги. Помимо этого общего совета, мы составили перечень правил, которыми следует руководствоваться каждому держателю банковской карты.

Семь золотых правил держателя банковской карты

Правило первое. При любой проблеме с картой клиенту нужно прежде всего звонить в банк, выпустивший карту. И действовать по инструкции специалиста банка.

Правило второе. Никогда нельзя принимать помощь людей, якобы случайно оказавшихся рядом, если банкомат не выдает деньги или не возвращает карту. До звонка в банк не стоит уходить от банкомата, даже если случайно оказавшийся рядом прохожий предлагает «посторожить банкомат», пока вы зайдете в отделение банка за углом.

Правило третье. При оплате в торговой точке желательно не терять карту из виду. Никому нельзя сообщать свой ПИН-код, даже сотрудникам банка. При наборе ПИН-кода всегда прикрывайте рукой клавиатуру.

Правило четвертое. Часто получить обратно карту, застрявшую в банкомате, помогает неоднократное нажатие на клавишу «Отмена» (Cancel) на клавиатуре АТМ. Если вы не получили деньги в банкомате, можно попробовать вновь снять небольшую сумму, чтобы убедиться, что ваши деньги не застряли в окне выдачи и банкомат не выдаст их следующему клиенту.

Правило пятое. Если банкомат начинает «перезагружаться», дождитесь завершения загрузки.

Правило шестое. На банкоматах часто пишут телефоны обслуживающего банка, но это также могут быть и телефоны мошенников, поэтому всегда надо начинать со звонка в «свой» банк.

Правило седьмое. Если карта просто «не лезет» в приемную щель банкомата, скорее всего, у карты размагнитилась магнитная полоса. Обратитесь в свой банк для замены карты. Если на карте есть чип, при данном дефекте в торговых точках она, скорее всего, будет работать по чипу.

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру