Кредитование

Кредитным историям россиян 10 лет

А. ВИКУЛИН: «Обеспечение граждан кредитной информацией, позволяющей им принимать взвешенные решения по финансовым продуктам, – это одна из важных точек развития НБКИ».

В июне 2005 года в России начали формироваться кредитные истории. За два месяца до этого на рынке был создан инфраструктурный институт, в чьи задачи входил сбор, хранение и предоставление кредитных историй, – Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Сегодня НБКИ прочно занимает позицию крупнейшего бюро кредитных историй, а его цели и возможности существенно расширились. Для кого и как работает НБКИ и что сможет предложить в будущем, рассказал NBJ генеральный директор Национального бюро кредитных историй Александр ВИКУЛИН.

NBJ: Александр Юрьевич, в чем причина успеха НБКИ?

А. ВИКУЛИН: НБКИ – общая идея. Реализация этой идеи – общая задача для кредитного рынка. С самого начала наш проект поддержали все банки, не какой-то один, пусть и крупный, а все. Можно сказать, что НБКИ – это результат действий всего банковского сообщества. Именно такой и должна быть инфраструктура рынка – она должна формироваться самим рынком.

Конечно, такая история не только дает преимущества, но и накладывает ответственность. Мы не можем позволить себе упустить какую-либо тенденцию, не сделать того, что от нас ждут пользователи или сделать это не с нужным качеством. Поэтому за 10 лет работы у нас всегда были вызовы, всегда были исследовательские проекты и разработки. Есть они сейчас и, уверен, будут всегда.

NBJ: Вы сами предлагаете новые решения или это инициатива банков?

А. ВИКУЛИН: За 10 лет нам удалось создать эффективную дискуссионную площадку. В ней принимают участие кредиторы, аналитики, поставщики продуктов. Например, создание сервиса противодействия кредитному мошенничеству – проблема, безусловно, отраслевая. Для ее решения мы вместе формулировали характеристики идеальной системы, выбирали технические разработки с максимальными возможностями и быстродействием. В результате созданный в 2012 году межбанковский сервис «НБКИ-AFS» позволил в несколько раз сократить потери от мошенничества. Для специалистов в необеспеченном кредитовании это принципиальный вопрос, так как там потери доходили до 2-3% от всех выдач, что существенно влияло на финансовые показатели.

NBJ: Учитываете ли Вы интересы небольших кредиторов? С НБКИ сейчас работает порядка трех тысяч компаний. Не все решения, приемлемые для крупного банка, подойдут небольшой организации.

А. ВИКУЛИН: Мы ориентированы на весь рынок, поэтому в вопросе противодействия кредитному мошенничеству мы одновременно с «НБКИ-AFS» выпустили скоринговую карту Fraud Score, использовать которую можно и при выдачах в несколько десятков кредитов в месяц. Решение предоставлено компанией FICO, им пользуются и крупные банки, и небольшие организации. 
Вообще, мы не выбираем себе партнеров, мы открыты для всех. Для партнеров условие присоединения одно – работа с учетом всех требований закона. Поэтому, например, для небольших кредиторов, которым необходимо передавать данные в НБКИ по закону, но у них нет возможности инвестировать в этот процесс, мы выпустили решение «Передача в один клик». Не надо денег и ИТ-бюджета – установил и передавай.

NBJ: Очевидно, что небольшие кредиторы передают существенно меньше информации в НБКИ по сравнению с крупными игроками. В чем экономический смысл работы с такими 
партнерами?

А. ВИКУЛИН: Если база фрагментарная, то это существенно снижает ее ценность, поэтому для нас важны все источники информации. Кредиторы понимают качество наших данных, следовательно, НБКИ для многих становится если не единственным, то первоочередным источником информации. Кроме того, небольшие кредиторы интересны нам как пользователи наших технологичных решений, например скоринг-бюро.

NBJ: Скорингом НБКИ пользуется половина всех крупных российских банков. Небольшие организации также активно его применяют. В чем причина его популярности?

А. ВИКУЛИН: Действительно, по нашим оценкам, около 40% выдаваемых в России кредитов проходят через скоринг-бюро НБКИ. Сегодня это самая сильная и стабильная прогнозная модель. Причины две. Во-первых, математика создана и поддерживается лидером на этом рынке – FICO. Во-вторых, она создана на основе самой репрезентативной базы – НБКИ. Это обеспечивает лучшие результаты. 

NBJ: Как изменилось отношение кредиторов к скорингу в связи с последними кризисными явлениями на рынке?

А. ВИКУЛИН: Спрос на скоринг-бюро стал расти. Крупные кредиторы раньше использовали наш скоринг вместе со своим или только свой собственный. Когда все было нормально, это их удовлетворяло. Но, когда ситуация на рынке стала меняться, все заметили, что старые модели риск-аналитики перестали работать, заемщики вдруг начали вести себя по-другому. А наше скоринг-бюро продолжало давать стабильно сильный прогноз за счет того, что при его разработке учитывалось поведение заемщиков в том числе и в кризисные периоды. Поэтому все больше кредиторов стали отдавать предпочтение скоринг-бюро НБКИ.

NBJ: Ваш выбор FICO не случаен – это мировой лидер. Как относится НБКИ к выбору технологических партнеров? Привлекает только самых лучших или ориентируется на соотношение «цена – качество»?

А. ВИКУЛИН: Только самых лучших – это принципиальная позиция. Мы обязаны обеспечивать рынок самыми лучшими решениями. Например, когда стоял вопрос о технологии биометрии, мы провели серьезную работу. Изучали технологии (от голосовой биометрии до анализа отпечатков пальцев), тестировали решения десятков поставщиков, в том числе мировых лидеров. В результате мы выбрали оптимальное решение с точки зрения нагрузки на кредиторов – фотобиометрию. Поставщиком стала российская компания. Не по соотношению «цена – качество», а по наилучшим результатам – качеству и возможностям. Сделать этот сервис доступным всем участникам рынка – наша задача, и мы с ней успешно справляемся.

NBJ: НБКИ хорошо знакомо кредиторам. Как обстоят дела с заемщиками?

А. ВИКУЛИН: В 2014 году со своей кредитной историей из НБКИ ознакомилось более полумиллиона россиян. Цифра хоть и большая, но в долях от действующих заемщиков составляет всего лишь процент. Тем не менее мы считаем, что такой рубеж означает старт массового интереса к кредитной информации со стороны граждан. Помогает и законодательство: с этого года в кредитную историю будут вноситься и долги за ЖКУ, услуги связи. То есть количество людей, которым будет необходим доступ к кредитной истории, вырастет.

Мы к этому готовы: НБКИ нарастил сеть офисов агентов примерно до десяти тысяч по всей стране. Из них пять тысяч – салоны «Евросеть», остальные – банковские офисы. Мы ожидаем включения в агентскую систему других банков, так как исследования говорят о том, что для граждан предпочтительным местом для получения информации остается банк. 

NBJ: А зачем это банкам?

А. ВИКУЛИН: Комиссионный доход. Кроме того, дав кредитную историю человеку, финансовый институт может оказать консультацию, завоевать его лояльность и предложить кредитный продукт с высокой вероятностью приобретения. Выгодно это всем, и все больше банков проявляет интерес к агентскому договору НБКИ.

Обеспечение граждан кредитной информацией, позволяющей им принимать взвешенные решения по финансовым продуктам, – это одна из важных точек развития НБКИ, соответствующая в том числе ожиданиям всего рынка.

NBJ: Есть и другие точки роста?

А. ВИКУЛИН: Их много. Например, страховой рынок. Понимая, насколько эффективно НБКИ помогает кредиторам управлять рисками, страховщики видят наши возможности в своей сфере. Мы уже работаем с крупнейшими страховыми компаниями в России, и это партнерство будет только усиливаться. 

Вообще, там, где есть риски и возможность управления ими, наши технологии и опыт будут востребованы. Так что и следующие десять лет нам отдыхать не придется – 
кредитная история России будет продолжаться.  

Начать дискуссию

Общество

Куда идут в аспирантуру: самые востребованные направления

Росстат назвал самые распространенные направления подготовки среди выпускников в аспирантуре по итогам 2023 года.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
УК РФ

На юрлиц стали чаще возбуждать уголовные дела за таможенные нарушения

Таможенные органы отчитались, что возбудили 641 уголовное дело в 1 квартале 2024 года.

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

Горняки и металлурги пришли к нам за деньгами, а инвесторы и рады, что не только в лизинг и стройку можно инвестировать. Круто, но есть нюанс — отсутствует финансовая отчётность после 1П2022. Ни за весь 2022 год, ни за 2023 год отчётности нет. Посмотрим, как же так получается, и оценим необходимость участия в этом размещении.

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

7

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Законопроекты

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Инвестиции

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Интересные материалы

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.