Отчетность по МСФО

Эффективное построение отчетности

Эффективное построение различных видов отчетности является важнейшей задачей любой финансово-кредитной организации. Формирование регуляторной, управленческой отчетности и отчетности по МСФО – достаточно сложная задача, в которой немало различных тонкостей и нюансов.
1,4 тыс. 108

Эффективное построение различных видов отчетности является важнейшей задачей любой финансово-кредитной организации. Формирование регуляторной, управленческой отчетности и отчетности по МСФО – достаточно сложная задача, в которой немало различных тонкостей и нюансов.

Факторы успеха

Эффективное построение различных видов отчетности зависит от целого ряда факторов. Во-первых, необходим строго регламентированный процесс, в результате которого все вовлеченные в подготовку отчетности подразделения будут работать согласованно, рассказывает начальник управления банковских технологий Банка Интеза Сергей Кобышев. «При этом данный процесс должен включать в себя также все этапы консолидации отчетности по разным критериям – по стандартам материнской компании, филиалов, головного и операционного офиса и т.д. Это необходимо для того, чтобы качество консолидированной отчетности было на высоком уровне», – подчеркивает специалист. 

Вторым важным фактором эффективного построения отчетности является высокая квалификация персонала. 

Наконец, в банке должна быть установлена качественная база автоматизации, которая позволит выпускать отчетность с минимальным (лучше – с нулевым) использованием ручного труда, подчеркивает Сергей Кобышев.

Главный бухгалтер, начальник управления финансового контроля Дойче Банка Александр Киреев уверен, что в процессе эффективного построения отчетности основа основ – это целеполагание. «Зачем или, точнее, для чего будет использоваться та или иная отчетность, а также качество, сроки и репрезентативность – все эти факторы определяют, сколько ресурсов будет выделено на построение эффективных внутренних процессов и контролей, а также на систему учета и обработки данных», – говорит эксперт.

Масштабы бизнеса определяют систему автоматизации

Спросом среди финансово-кредитных организаций пользуются системы автоматизации, которые учитывают специфику работы банковской отрасли, в том числе банковское законодательство, и позволяют строить отчетность по разнообразным срезам, считает Сергей Кобышев (Банк Интеза). На рынке банковского программного обеспечения в настоящее время представлено большое количество таких систем. 

Например, в работе с отчетностью специалисты Банка Интеза используют системы как российских производителей, так и собственной разработки (in-house). Построение отчетности происходит, как правило, на периодической основе (ежедневно, еженедельно, ежемесячно). Для построения регуляторной отчетности Банк Интеза использует систему от крупной российской компании, а также системы собственной разработки, рассказывает Сергей Кобышев. Отчетность по МСФО строится с помощью системы Datа Warehouse (DWH) собственной разработки и системы той же российской компании. Управленческая отчетность – с помощью системы Datа Warehouse собственной разработки и системы материнской компании – Группы Интеза Санпаоло.

«Выбор используемых средств автоматизации зависит от масштаба и характера бизнеса каждого банка и уровня его автоматизации», – высказывает свою точку зрения на проблему заместитель председателя правления банка «Международный финансовый клуб» Олеся Фирсик. 

Систем достаточно много и разные кредитные организации делают свой выбор в зависимости от поставленных задач, масштабов бизнеса и финансовых возможностей, отмечает Александр Киреев (Дойче Банк). «Идеальной системы, как бы нам ни хотелось, не существует, поэтому при выборе проводится многофакторный анализ, это позволяет каждому банку выбирать то, что максимально удовлетворит его потребности и ожидания».

Так, в Дойче Банке процессы и контроль строятся таким образом, чтобы гарантировать полноту и своевременность отражения операций в учете и отчетности, а также по возможности минимизировать неэффективное использование ресурсов. «Для этого мы используем комплекс систем, где обрабатывается транзакционная и учетно-операционная информация, – рассказывает Александр Киреев. – На определенном этапе обработки единый информационный поток направляется в системы, используемые нами для подготовки регулятивной, управленческой и отчетности по МСФО. Все это обеспечивает высокое качество предоставляемых данных, а также позволяет оперативно реагировать на изменения требований к отчетным данным как со стороны внешних, так и со стороны внутренних пользователей».

Сложности формирования отчетности 

Достоверность и своевременность предоставления – это основные требования регулятора к обязательной отчетности. Необходимо понимать, почему же возникают риски достоверности и происходит срыв сроков по предоставлению отчетности. 

Существуют три основных этапа получения отчетности: сбор данных, расчет показателей, консолидация и получение сводных отчетов. 

На первый этап расходуется очень много рабочего времени по причине децентрализации данных первичного учета. Источниками информации являются автоматизированные банковские системы, разнообразные модули учета сделок и договоров, настольные базы данных. Для крупных многофилиальных банков с разветвленной региональной сетью усугубляет ситуацию наличие нескольких АБС от различных производителей. Проблемы возникают и в случае слияний и поглощений игроков. Качество исходных данных снижается и по причине отсутствия синхронизации нормативно-справочных сведений, используемых в различных учетных системах. 

Второй этап – расчет показателей – также децентрализован, поскольку выполняется и специализированными модулями, входящими в состав АБС, и бэк-офисными приложениями, и даже вручную.

Для многофилиальных учреждений последний этап подготовки отчетности – это консолидация отчетов филиалов. Здесь могут возникнуть расхождения между отчетами филиалов и консолидированной отчетностью. Наличие централизованной АБС в какой-то мере позволяет снизить эти риски.

Сложность формирования любой отчетности в банке в первую очередь зависит от количества используемых учетных систем (например, главная книга, кредитный фронт-офис, депозитный модуль, ценные бумаги), считает Олеся Фирсик (банк «Международный финансовый клуб»). «При наличии «зоопарка» используемых ИТ-систем для эффективного построения отчетности обычно применяется хранилище данных. Но в этом случае на первое место выходят вопросы полноты и качества информации, решаемые внедрением жестких регламентов и механизмов очистки данных, а также процедурами контроля за их полнотой. У нас, например, на текущий момент отсутствует необходимость запуска проекта по внедрению хранилища данных, так как большинство бизнес-процессов банка реализовано в одной АБС, – рассказывает эксперт. – На мой взгляд, для ряда регламентных форм отчетности самым оптимальным является ее формирование непосредственно из АБС. 

Это и наш подход, так как при аутсорсинге ИТ-услуг у сторонних компаний такое построение отчетности является эффективным».

Управленческая отчетность

При построении управленческой отчетности существует другой подход. 

Управленческая отчетность служит для выработки управленческих решений руководством банка и руководителями бизнес-направлений, для информирования о результатах деятельности, отмечает Олеся Фирсик (банк «Международный финансовый клуб»). При этом требования бизнеса и руководства к составу отчетности постоянно меняются с учетом текущих задач, поэтому поставленные задачи лучше всего решать с использованием средств бизнес-аналитики (BI).

Также хотелось бы упомянуть еще один важный фактор, влияющий на построение эффективной отчетности. Так как процесс создания системы управленческой отчетности непосредственно зависит от требований высшего руководства банка и начальников бизнес-направлений, то чрезвычайно важна их активная позиция в формировании таких требований, подчеркивает Олеся Фирсик. «Я считаю, что именно конструктивное взаимодействие бизнес-подразделений и финансовых служб банка в данном вопросе является фактором успеха в построении эффективной системы управленческой отчетности», – резюмирует эксперт.

Ранее в банке «Международный финансовый клуб» управленческая отчетность формировалась в Excel, в настоящее время заканчивается проект по внедрению модуля «Управленческая отчетность» от крупной российской компании, который позволит автоматизировать ряд основных форм управленческой отчетности. 

Мнение эксперта

Ольга Чебунина, руководитель центра развития бизнес-приложений департамента аналитических систем компании R-Style Softlab 

Для подготовки отчетности многие банки используют учетные системы: АБС и бэк-офисы, решения собственной разработки, а в некоторых случаях даже Excel. При таком подходе финансовые организации неизбежно сталкиваются с рядом проблем: с повышенной нагрузкой на учетные системы; с низким качеством данных, получаемых из различных источников при ручном формировании отчетов; с затруднениями при оперативном учете изменений законодательства или при появлении новых бизнес-требований; с несвоевременностью подготовки отчетности.

Решением всех перечисленных проблем является внедрение специализированных систем для формирования отчетности. Нашей компанией разработан ряд бизнес-приложений на базе технологической платформы RS-DataHouse: «RSDH: Отчетность ЦБ РФ», «RSDH: Отчетность МСФО», «RSDH: Управленческая отчетность» и «RSDH: Портфельная отчетность». 

Ярким примером из практики R-Style Softlab является проект по автоматизации подготовки регламентированной отчетности в «Лето Банке» (банк Группы ВТБ) на базе решения «RS-DataHouse: Отчетность ЦБ РФ». ИТ-компания завершила работы, позволяющие финансовой организации использовать 13 наиболее актуальных для нее отчетных форм, к примеру «Сведения о счетах клиентов и платежах, проведенных через кредитную организацию», «ФОР» и прочие. К концу года планируется реализовать 34 формы проекта, в том числе обязательные нормативы, публикуемую отчетность, расчет показателя краткосрочной ликвидности (Базель III). 

Наша компания выполнила более 30 проектов по построению отчетности в банках, среди которых Россельхозбанк, МДМ Банк, ФК «Открытие», Инвестторгбанк, Внешпромбанк и ряд других игроков в России и странах СНГ.

Начать дискуссию

О госзакупках простым языком

Сегодня, как и было обещано, хочу поделиться с вами обновлениями в системе государственных закупок.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

МВД хочет приостанавливать денежные переводы в рамках уголовного преследования

Силовые структуры смогут приостанавливать такие переводы на 10 дней

Банки обяжут за 24 часа предоставлять в МВД данные о переводе цифровых денег

Ведомство разработало проект соответствующего федерального закона

Лучшие спикеры, новый каждый день

Киргизский Finca Bank приостановит зачисление переводов из «Сбера» и «Тинькофф»

Ограничения начнут действовать в мае

89

⚡️Меняем тарифы на «Клерке». Успейте подключить безлимитные консультации

У нас молния. С понедельника на «Клерке» произойдут изменения. Тарифов с безлимитными консультациями больше не будет. Хотите безлимит? Подключайте тариф на год или на полтора прямо сейчас.

Иллюстрация: Вера Ревина / «Клерк»

В Telegram можно заработать на продаже стикеров

Создатели стикеров и эмодзи в Telegram смогут получить в криптовалюте 95% выручки от продажи своего творчества.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Самозанятые

👵 Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы. Но не обязаны, уточняет наш эксперт

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Экономика России

Официально: сколько в России ресторанов, кафе и баров

Росстат привел статистику за 2023 год по местам общепита.

Налоговая подсмотрит за вами через камеры, если понадобится. 🎥«Ночной бухгалтер» № 1668

Улыбнитесь, вас скрывает скрытая камера! А может и не скрытая, а просто камера наблюдения на улице. Корреспондент «Клерка» узнала о любопытном способе налоговиков проверять ваш бизнес.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая

КС РФ: иногда УК должна продолжать управление домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

Малый и средний бизнес выпустил облигации на 2,5 млрд рублей

До конца года МСП Банк готов поддержать выпуск биржевых облигаций компаний на сумму до 8 млрд рублей.

Банкротство

Новое постановление КС: как теперь платить налоги при банкротстве компании

Чтобы не получать требования о взыскании убытков от налоговиков или других кредиторов, арбитражный управляющий должен согласовать интересы сторон в суде, который определит порядок выплат при банкротстве организации.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бухгалтеры

❗️ Оформите подписку «Клерк.Премиум» со скидкой 50%! В понедельник цена вырастет

До 22 апреля вы можете купить подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев со скидкой 50% за 9900 рублей. Успейте получить доступ к образовательным материалам «Клерка» по старой цене.

Больничные

Как бывшим контрактникам считать стаж для оплаты больничного

Военная служба по контракту входит в стаж для больничного.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

Привет, это налоговый юрист для бизнеса и СЕО «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев. И я никогда не думал, что тема переквалификации будет окутана такими интригами.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?
1
204
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: сотрудники не хотят терпеть токсичных начальников, глава Willdberries стала обедневшим миллиардером, в Москве будет шторм, а Питер завалит снегом

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

137

Решила зайти в рефералку «Клерка». Как думаете, получится?

Коллеги, решила поделиться с вами. Сегодня решила стать участником Клерк.Партнер. Буду рекомендовать наши курсы и вебинары и получать пассивный доход. Говорят, что через рефералку может зарабатывать любой, а не только менеджеры. Посмотрим, что у меня получится😉

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Охрана труда

Порядок обучения сотрудников по охране труда в организации

Разобрались с тем, какие программы обучения существуют, кто имеет право проводить инструктаж и по каким правилам это нужно делать, чтобы не получить штраф от проверяющих органов.

Иллюстрация: dcstudio/freepik
Бухгалтеры

Эксперты «Клерка» ответили с начала года на 3000+ вопросов бухгалтеров. Торопитесь — безлимитные консультации можно получать только до 21 апреля!

Всегда приятно получить совет профессионала, а получить консультацию эксперта в трудное время сдачи отчетов — еще и полезно! Пока вы можете получать ответы на вопросы без ограничений, но скоро такой возможности не будет. Поспешите подключить подписку, пока есть время.

Интересные материалы

Сайты с картинками могут воровать telegram-аккаунты

В поисковиках пользователи рискуют наткнуться на изображения, которые ведут на фишинговые ресурсы и просят пройти авторизацию в мессенджере Telegram.

73