Маркировка товаров

Цифровая маркировка в 2022 году: обратная связь от бизнеса и рекомендации экспертов

Ассоциация РОСЭУ совместно с компаниями Docrobot и ТерраЛинк в августе 2022 года провела опрос среди представителей бизнеса из разных отраслей, чтобы узнать их мнение насчёт маркировки товаров, которая к 2024-му году должна охватить все отрасли промышленности.
Цифровая маркировка в 2022 году: обратная связь от бизнеса и рекомендации экспертов
Иллюстрация: Docrobot

С 2019 года маркировка для некоторых групп товаров стала обязательной, и каждый год список пополняется новыми категориями. Данные о маркируемой продукции передаются в единую национальную систему маркировки «Честный ЗНАК». Сейчас в системе «Честный ЗНАК» зарегистрировано более 870 тысяч юридических лиц и предпринимателей.

Исследование РОСЭУ, Docrobot и ТерраЛинк подтверждает: бизнес к обязательной маркировке товаров готов. Больше половины компаний (67%) уже внедрили маркировку товаров. Сравнительно небольшая часть (19%) предприятий сделали это давно, а 12% собираются приступить к внедрению в ближайшее время.

Какие выгоды получил бизнес от цифровой маркировки, с чем столкнулись компании в процессе внедрения рассказываем в аналитической статье. Бонус – рекомендации от экспертов в области маркировки.

Евгений Шелковников, СЕО Docrobot:

«Маркировка товаров – закономерный процесс, отражающий потребность рынка в качественной продукции. Об этом свидетельствуют результаты опроса: 51% компаний назвали эту меру полезной и положительно её оценили.

Внедрение маркировки часто сопровождается вынужденной оптимизацией бизнес-процессов в компании. На старте бизнесу приходится столкнуться с покупкой нового оборудования, переоснащением производства, необходимостью промаркировать остатки товаров и обучить сотрудников. Однако в среднесрочной перспективе компании получают ряд преимуществ.

В первую очередь, это подтверждение качества товара, защищенность бренда от подделок и контрафакта, рост выручки легальных производителей. Во вторую, оптимизация процессов, которая позволяет любому бизнесу работать проще и эффективнее».

Опрос по маркировке товаров: участники

В исследовании приняли участие компании, которые работают с подлежащими обязательной маркировке товарными группами:

  • лекарствами (30%);
  • молочной продукцией (18%);
  • упакованной водой (7%);
  • парфюмерной продукцией (4%);
  • табачными изделиями (4%);
  • алкогольными напитками (2%).

Также участвовали компании из лёгкой (11%) и обувной (5%) промышленности, на которых обязательная маркировка тоже распространяется.

Выгоды для бизнеса и маркировка

По результатам опроса более 50% компаний положительно оценивают обязательную маркировку товаров и считают инициативу полезной, 21% из них согласны с нужностью и важностью меры, но в то же время отмечают сложность системы. И только 7% указали на рост бюрократических процедур, вызванный внедрением маркировки.

Компании видят и осознают выгоды, которые даёт маркировка. Помимо снижения контрафактной и некачественной продукции, маркировка несет дополнительные выгоды.

Уменьшение конкуренции

22% респондентов отметили, что расходы на внедрение маркировки притормаживают инициативу бизнеса. Однако в перспективе эти затраты окупаются.

Код маркировки могут получить только те компании, которые зарегистрировались в «Честном ЗНАКЕ» и работают в соответствии с требованиями законодательства. Маркировка становится своеобразным «фильтром» и отсеивает недобросовестных производителей.

Как следствие, сокращается общее количество производителей. Конкурентов становится меньше, появляются свободные ниши. Соответственно, для честных производителей доля рынка для реализации продукции увеличивается, а прибыль растёт.

Оптимизация бизнес-процессов

В ходе опроса 29% компаний отметили, что при внедрении маркировки могут возникнуть сложности с перестройкой бизнес-процессов.

Маркировка – мощный драйвер для внутреннего развития бизнеса, устранения узких мест и оптимизации производства. Прежде всего, она позволяет вести учёт каждой единицы продукции. Это шанс навести доскональный порядок у себя на предприятии: одинаковые товары не путаются, нельзя сделать подмену, и вы можете точно отследить движение продукции по всей цепочке до самой кассы.

Данные для аналитики

С помощью системы «Честный ЗНАК» вы мгновенно узнаете судьбу каждого конкретного товара: дошёл ли он до конечного потребителя и что с ним впоследствии стало. Кроме того, накопленные данные по процессам перемещения маркированных товаров можно использовать для аналитики и на основе её регулировать спрос и предложение, прогнозировать продажи.

Работать с маркировкой нельзя без ЭДО

Docrobot подскажет, какие решения лучше выбрать, чтобы перейти на маркировку без проблем

Получите чек-лист для перехода на маркировку

Оставьте свои контакты и получите чек-лист

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Рекомендации экспертов в области маркировки

Docrobot и ТерраЛинк подготовили рекомендации для компаний, которые начинают процесс внедрения маркировки и работу с маркированными товарами.

Не откладывайте внедрение на последний момент

Маркировка – это не временное явление, она коснётся всех. Эксперты рекомендуют немного опережать законодательство и начинать процесс внедрения маркировки с самого начала эксперимента по вашей товарной группе, чтобы к моменту введения требований быть максимально подготовленными.

Если отложите, перестройка на цифровой поэкземплярный учёт займёт больше времени. Причина – нужно адаптировать к маркировке сотрудников и все бизнес-процессы, а затем протестировать работу в новом формате

Так, по результатам исследования, 20% респондентов внедряли маркировку в течение двух месяцев. Только 9% участников опроса смогли запустить систему маркировки за две-три недели.

Назначайте ответственных

Маркировка – комплексный кросс-функциональный проект, на который должны быть выделены отдельные ресурсы и команда. Назначьте ответственных в своей компании: кто отвечает за внедрение и контролирует передачу данных в «Честный ЗНАК». Вы будете точно знать, сколько продукции произведено и сколько отправлено в оборот.

Разработайте карту активностей

Составьте план внедрения маркировки: пропишите ваши шаги и включите в него возможные риски. Она поможет отследить, всё ли идёт как надо, быстро обнаружить проблемы и принять меры в случае необходимости.

Выбирайте программное обеспечение с широким функционалом

Используйте такое программное обеспечение, которое позволяет выполнять любые операции с маркированной продукцией: перемещение, списание, инвентаризация, агрегирование, приёмка и отгрузка товаров. Даже если сейчас вам не нужны все функции, они могут понадобиться в будущем, а вы будете избавлены от дополнительных трат на внедрение и доработки.

Учитывайте опыт коллег из отрасли

Перед стартом проекта изучите реализованные проекты по маркировке. На базе этого опыта вы сможете выработать свой подход и подобрать лучшие для себя решения.

Методические рекомендации можно найти на сайте «Честного ЗНАКа», в отраслевых сообществах (например, Совет профессионалов по цепям поставок) и тематических телеграм-каналах: OFD24 «Маркировка Про», «Маркировка. Новости решений».

Обменяться мнениями с коллегами можно на отраслевых мероприятиях, вебинарах, круглых столах, где тема маркировки становится ведущей.

Обращайтесь за помощью к специалистам

Рекомендуем найти подрядчика, который обладает опытом внедрения маркировки и экспертизой в выборе оборудования. Здесь следует обращаться к операторам электронного документооборота и компаниям, которые занимаются автоматизацией процессов.

Юрий Малинин, президент Ассоциации «РОСЭУ»:

«Маркировка – логичное продолжение развития электронного документооборота, который упрощает взаимодействие участников рынка и товарооборота, а также увеличивает прозрачность бизнеса. Основное требование для работы с маркировкой – это переход на электронный документооборот, поэтому от компаний даже не требуется дополнительного обучения своих сотрудников.

На рынке электронных услуг есть множество решений, которые можно найти под потребности любой компании. Участники Ассоциации „РОСЭУ“ активно поддерживают своих клиентов и предоставляют ряд услуг по внедрению маркировки продукции.»

Шаги для подключения к маркировке

  1. Оформить электронную подпись и установить программное обеспечение для работы с ней
  2. Зарегистрироваться в соответствующей контролирующей инстанции – у каждой товарной группы они свои
  3. Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК»
  4. Установить программное обеспечение для передачи данных в «Честный ЗНАК»
  5. Интегрировать решение для маркировки с учётной системой и системой электронного документооборота
  6. Описать свои товары в системе
  7. Заказать и оплатить коды маркировки
  8. Приобрести оборудование для внедрения маркировки
  9. Протестировать готовые образцы продукции

Какие технические решения нужны для работы с маркировкой

Усиленная квалифицированная электронная подпись

Электронная подпись необходима на всех этапах оборота маркированной продукции. Без неё нельзя зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК» и подписывать документы от поставщиков.

Вопрос, как оформить цифровую подпись, волнует 7% опрошенных. Сертификат электронной подписи можно получить в удостоверяющем центре ФНС. Если уже есть электронная подпись, выданная аккредитованным Минкомсвязью удостоверяющим центром, её можно использовать до 31 декабря 2022 года или до истечения срока действия сертификата.

Устройство для сканирования

Таким устройством может быть 2D-сканер или сканер с техническим зрением. Единственное требование к сканеру – он должен поддерживать считывание двухмерных штрихкодов. Он нужен, чтобы сканировать DataMatrix-коды маркировки при приёме и продаже товаров.

Ещё с помощью сканера можно провести инвентаризацию на складе и проверить, есть ли товар из учётной системы в системе маркировки.

Проверить свой сканер на считывание кодов можно на сайте «Честного ЗНАКА».

Система электронного документооборота

Документооборот по маркированной продукции ведётся строго в электронном виде. Именно через систему ЭДО компания может принимать и отправлять универсальные передаточные документы (УПД) и отслеживать перемещение маркированной продукции между контрагентами.

Программное обеспечение для работы с Честным ЗНАКОМ

С обработкой и передачей информации о кодах в систему «Честный ЗНАК» возникли трудности у 26% респондентов. Однако этот вопрос тоже легко решается: необходимо приобрести отдельное программное обеспечение, предназначенное специально для взаимодействия с системой. Его можно скачать с сайта «Честного ЗНАКА» или заказать у разработчиков ПО.

Также 10,3% участников исследования интересует вопрос, где заказывать коды маркировки. Сделать это можно через личный кабинет на сайте «Честного ЗНАКА».

Сгенерированные коды хранятся в системе в течение 30 дней. А до начала обязательной маркировки коды предоставляются бесплатно.

ЭДО и маркировка

Передача данных в «Честный ЗНАК» о перемещении товаров только с помощью электронного документооборота запущена уже почти для всех товарных групп.

С начала 2022 года такая передача обязательна для обуви, легпрома, духов, парфюма, шин, с 1 сентября 2022 года – для молочной продукции, а с 1 ноября 2022 года к работе с ЭДО присоединится и упакованная вода. Поэтому все, кто ранее передавал данные в систему маркировки напрямую, должны его подключить.

Согласно опросу, подавляющее большинство компаний (71%) уже пользуются электронным документооборотом. В процессе перехода находятся 20% компаний и 9% только планируют начать работу с ЭДО.

Компании, внедрив ЭДО, не только выполняют требования законодательства, но и получают много ощутимых преимуществ. Электронный документооборот упрощает процесс маркировки, делает его прозрачным, и обеспечивает надёжный канал связи с системой «Честный ЗНАК».

Зарина Сафиуллина, директор по развитию направления ЮЗЭДО и платформы TerraLink xDE в ТерраЛинк:

«Автоматизация работы склада и логистики – это залог улучшения качества сервиса, а переход к электронному документообороту с контрагентами – это рост скорости обмена документами, экономия более 1,2 млн человеко-часов финансовых и административных подразделений, а также значительное снижение затрат. Оперативное закрытие финансового периода, сокращение дебиторской задолженности, отказ от бумаги и курьерских служб – позволит оперативно окупить инвестиции и получить прибыль».

Перспективы маркировки

Треть респондентов оптимистично отзываются о перспективах внедрения маркировки: они полагают, что инициатива поможет бороться с подделками товаров и некачественной продукцией.

Получите чек-лист для перехода на маркировку без проблем

Подскажем, какие решения лучше выбрать, чтобы перейти на маркировку

Оставьте заявку

И получите чек-лист по маркировке в подарок!

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

За год количество занятых увеличилось до 74 млн человек

В мае 100 тысяч человек нашли работу, общее число трудоустроенных выросло до 74,1 млн.

Госзакупки у малого и среднего бизнеса превысили 4 трлн рублей

Компании с государственным участием обращаются к МСП-поставщикам за услугами по страхованию и финансовому посредничеству.

Ведение бизнеса

Больше 8 тысяч проектов запустили в рамках программы «Мама-предприниматель»

Мамы несовершеннолетних детей могут пройти тренинги и получить грант в 100 тысяч рублей на открытие собственного бизнеса.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Курортный сбор

Туристический налог не войдет в состав ЕНП

С 2025 года вводят новый налог – туристический. Его будут платить отели. Уплата будет идти на отдельный КБК.

Отчетность

Компании могут обязать публиковать нефинансовую отчетность

Мосбиржа хочет обязать эмитентов раскрывать нефинансовую отчетность, при этом для таких данных не будут устанавливать специальный формат.

К процедуре внесудебного банкротства стали обращаться в пять раз чаще

За полгода россияне начали больше 25 тысяч процедур внесудебного банкротства, из них 60% заявлений приходится на пенсионеров и получателей пособий.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Инвестиции

Какая ЗП нужна, чтобы взять ипотеку? Недвижка не падает, обвал акций, доллар, IPO, дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Можете выкидывать калькуляторы, они бесполезны. Теперь чтобы взять ипотеку без льгот, нужно иметь зарплату выше средней по региону в 3–4 раза. Грустно? А ведь это ещё не всё. На рынке произошёл очередной обвал, доллар не хочет расти, везде пессимизм кроме оптимизма у тапателей хомяков.

Какая ЗП нужна, чтобы взять ипотеку? Недвижка не падает, обвал акций, доллар, IPO, дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест
Налог на прибыль

Снижение налога на прибыль при закрытии дочерних организаций. Советы из практики

Эта статья будет полезна владельцам бизнеса, финансовым директорам и бухгалтерам, занимающимся налоговым планированием. В статье рассматриваются практические методы снижения налогового бремени, связанные с передачей имущества дочерней организации компании-учредителю.

Снижение налога на прибыль при закрытии дочерних организаций. Советы из практики

470 тысяч женщин оформили пособие по беременности

Минимальный размер пособия в 2024 году составляет больше 88 тысяч рублей.

По долгам участников СВО приостановили 760 тысяч исполнительных производств

Участникам СВО и их семьям также оказывают бесплатную юридическую помощь и предоставляют иные меры социальной поддержки.

НДФЛ

Работодатель не удерживает НДФЛ с возмещенных сотруднику расходов при переезде за границу

Компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, не облагаются НДФЛ и взносами.

В Московской области число представителей малого и среднего бизнеса выросло на 5%

Показатель роста предпринимательской активности в Подмосковье оказался выше среднего по стране. В сфере малого и среднего бизнеса работает больше 128 тысяч компаний и 297 тысяч ИП.

Налоговые штрафы

Отложенную переплату будут учитывать при начислении штрафов за налоговые долги

За неуплату налога из-за занижения налоговой базы положен штраф 20%. Его не будет, если на ЕНС все время было положительное сальдо. Теперь будут учитывать не только сальдо ЕНС, но и зарезервированные суммы.

Акцизы

Акцизы на алкоголь каждый год будут расти на уровень инфляции

На спирт будет установлена нулевая ставка акциза, если продукция из этанола продается аптекам или для производства парфюмерии, бытовой химии и красок.

Инвестиции

Рынок падает. Пополнил брокерский счёт на 300 000 в июле. Что купил? Часть 1

Продолжаю ежемесячное инвестирование, в июле удалось пополнить брокерский счёт на рекордные 300 000 рублей, а значит можно провести традиционный анпакинг покупок на бирже. Продолжаются распродажи в отделе акций и облигаций, дополнительные скидки дарит дивидендный сезон, так что удалось приобрести много интересного.

Рынок падает. Пополнил брокерский счёт на 300 000 в июле. Что купил? Часть 1

Налог на сахар и пустой дом, загадочная история в финансовом обзоре

Налоговые события в России и мире

Налоговая реформа еще не начала действовать, а у бухгалтеров уже есть вопросы к ФНС про НДС для упрощенцев. 😡«Ночной бухгалтер» № 1723

У бухгалтеров, что называется, наболело. Они хотят получить ответы на вопросы, которые возникли в ходе принятия поправок в НК на 2025 год. Вопросов много, они могут стать большой проблемой для бизнеса в следующем году. Предполагаем, что вместо принятия продуманной редакции кодекса будут снова многочисленные письма и разъяснения.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ЕАЭС

Какую отчетность нужно сдавать ИП на УСН при работе с контрагентом из ЕАЭС

Если ИП начал импортировать товар из любой страны ЕАЭС, то ему придется сдавать особую отчетность. Рассказываем, что должен сдать ИП и какие налоги ему нужно уплатить.

Какую отчетность нужно сдавать ИП на УСН при работе с контрагентом из ЕАЭС

Разбираемся, как заполнить ЕФС-1, проходить проверки, оформлять и оплачивать сверхурочную работу бухгалтера и получать налоговые уведомления через Госуслуги

Новый дайджест подписки Клерк.Плюс! 

Разбираемся, как заполнить ЕФС-1, проходить проверки, оформлять и оплачивать сверхурочную работу бухгалтера и получать налоговые уведомления через Госуслуги

Интересные материалы

Что сдавать ИП и организациям за второй квартал 2024 (полугодие): обзор для всех режимов налогообложения

Что и когда сдавать во втором квартале 2024 года ИП с работниками и без на УСН, ОСНО, ЕСХН и ПСН, а также организациям на ОСНО, УСН и ЕСХН. Мы объединили в обзоре информацию о сроках и формах отчетов (ссылки на бланки и инструкции по заполнению тоже найдете здесь).