Маркировка товаров

Цифровая маркировка в 2022 году: обратная связь от бизнеса и рекомендации экспертов

Ассоциация РОСЭУ совместно с компаниями Docrobot и ТерраЛинк в августе 2022 года провела опрос среди представителей бизнеса из разных отраслей, чтобы узнать их мнение насчёт маркировки товаров, которая к 2024-му году должна охватить все отрасли промышленности.
Цифровая маркировка в 2022 году: обратная связь от бизнеса и рекомендации экспертов
Иллюстрация: Docrobot

С 2019 года маркировка для некоторых групп товаров стала обязательной, и каждый год список пополняется новыми категориями. Данные о маркируемой продукции передаются в единую национальную систему маркировки «Честный ЗНАК». Сейчас в системе «Честный ЗНАК» зарегистрировано более 870 тысяч юридических лиц и предпринимателей.

Исследование РОСЭУ, Docrobot и ТерраЛинк подтверждает: бизнес к обязательной маркировке товаров готов. Больше половины компаний (67%) уже внедрили маркировку товаров. Сравнительно небольшая часть (19%) предприятий сделали это давно, а 12% собираются приступить к внедрению в ближайшее время.

Какие выгоды получил бизнес от цифровой маркировки, с чем столкнулись компании в процессе внедрения рассказываем в аналитической статье. Бонус – рекомендации от экспертов в области маркировки.

Евгений Шелковников, СЕО Docrobot:

«Маркировка товаров – закономерный процесс, отражающий потребность рынка в качественной продукции. Об этом свидетельствуют результаты опроса: 51% компаний назвали эту меру полезной и положительно её оценили.

Внедрение маркировки часто сопровождается вынужденной оптимизацией бизнес-процессов в компании. На старте бизнесу приходится столкнуться с покупкой нового оборудования, переоснащением производства, необходимостью промаркировать остатки товаров и обучить сотрудников. Однако в среднесрочной перспективе компании получают ряд преимуществ.

В первую очередь, это подтверждение качества товара, защищенность бренда от подделок и контрафакта, рост выручки легальных производителей. Во вторую, оптимизация процессов, которая позволяет любому бизнесу работать проще и эффективнее».

Опрос по маркировке товаров: участники

В исследовании приняли участие компании, которые работают с подлежащими обязательной маркировке товарными группами:

  • лекарствами (30%);
  • молочной продукцией (18%);
  • упакованной водой (7%);
  • парфюмерной продукцией (4%);
  • табачными изделиями (4%);
  • алкогольными напитками (2%).

Также участвовали компании из лёгкой (11%) и обувной (5%) промышленности, на которых обязательная маркировка тоже распространяется.

Выгоды для бизнеса и маркировка

По результатам опроса более 50% компаний положительно оценивают обязательную маркировку товаров и считают инициативу полезной, 21% из них согласны с нужностью и важностью меры, но в то же время отмечают сложность системы. И только 7% указали на рост бюрократических процедур, вызванный внедрением маркировки.

Компании видят и осознают выгоды, которые даёт маркировка. Помимо снижения контрафактной и некачественной продукции, маркировка несет дополнительные выгоды.

Уменьшение конкуренции

22% респондентов отметили, что расходы на внедрение маркировки притормаживают инициативу бизнеса. Однако в перспективе эти затраты окупаются.

Код маркировки могут получить только те компании, которые зарегистрировались в «Честном ЗНАКЕ» и работают в соответствии с требованиями законодательства. Маркировка становится своеобразным «фильтром» и отсеивает недобросовестных производителей.

Как следствие, сокращается общее количество производителей. Конкурентов становится меньше, появляются свободные ниши. Соответственно, для честных производителей доля рынка для реализации продукции увеличивается, а прибыль растёт.

Оптимизация бизнес-процессов

В ходе опроса 29% компаний отметили, что при внедрении маркировки могут возникнуть сложности с перестройкой бизнес-процессов.

Маркировка – мощный драйвер для внутреннего развития бизнеса, устранения узких мест и оптимизации производства. Прежде всего, она позволяет вести учёт каждой единицы продукции. Это шанс навести доскональный порядок у себя на предприятии: одинаковые товары не путаются, нельзя сделать подмену, и вы можете точно отследить движение продукции по всей цепочке до самой кассы.

Данные для аналитики

С помощью системы «Честный ЗНАК» вы мгновенно узнаете судьбу каждого конкретного товара: дошёл ли он до конечного потребителя и что с ним впоследствии стало. Кроме того, накопленные данные по процессам перемещения маркированных товаров можно использовать для аналитики и на основе её регулировать спрос и предложение, прогнозировать продажи.

Работать с маркировкой нельзя без ЭДО

Docrobot подскажет, какие решения лучше выбрать, чтобы перейти на маркировку без проблем

Получите чек-лист для перехода на маркировку

Оставьте свои контакты и получите чек-лист

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Рекомендации экспертов в области маркировки

Docrobot и ТерраЛинк подготовили рекомендации для компаний, которые начинают процесс внедрения маркировки и работу с маркированными товарами.

Не откладывайте внедрение на последний момент

Маркировка – это не временное явление, она коснётся всех. Эксперты рекомендуют немного опережать законодательство и начинать процесс внедрения маркировки с самого начала эксперимента по вашей товарной группе, чтобы к моменту введения требований быть максимально подготовленными.

Если отложите, перестройка на цифровой поэкземплярный учёт займёт больше времени. Причина – нужно адаптировать к маркировке сотрудников и все бизнес-процессы, а затем протестировать работу в новом формате

Так, по результатам исследования, 20% респондентов внедряли маркировку в течение двух месяцев. Только 9% участников опроса смогли запустить систему маркировки за две-три недели.

Назначайте ответственных

Маркировка – комплексный кросс-функциональный проект, на который должны быть выделены отдельные ресурсы и команда. Назначьте ответственных в своей компании: кто отвечает за внедрение и контролирует передачу данных в «Честный ЗНАК». Вы будете точно знать, сколько продукции произведено и сколько отправлено в оборот.

Разработайте карту активностей

Составьте план внедрения маркировки: пропишите ваши шаги и включите в него возможные риски. Она поможет отследить, всё ли идёт как надо, быстро обнаружить проблемы и принять меры в случае необходимости.

Выбирайте программное обеспечение с широким функционалом

Используйте такое программное обеспечение, которое позволяет выполнять любые операции с маркированной продукцией: перемещение, списание, инвентаризация, агрегирование, приёмка и отгрузка товаров. Даже если сейчас вам не нужны все функции, они могут понадобиться в будущем, а вы будете избавлены от дополнительных трат на внедрение и доработки.

Учитывайте опыт коллег из отрасли

Перед стартом проекта изучите реализованные проекты по маркировке. На базе этого опыта вы сможете выработать свой подход и подобрать лучшие для себя решения.

Методические рекомендации можно найти на сайте «Честного ЗНАКа», в отраслевых сообществах (например, Совет профессионалов по цепям поставок) и тематических телеграм-каналах: OFD24 «Маркировка Про», «Маркировка. Новости решений».

Обменяться мнениями с коллегами можно на отраслевых мероприятиях, вебинарах, круглых столах, где тема маркировки становится ведущей.

Обращайтесь за помощью к специалистам

Рекомендуем найти подрядчика, который обладает опытом внедрения маркировки и экспертизой в выборе оборудования. Здесь следует обращаться к операторам электронного документооборота и компаниям, которые занимаются автоматизацией процессов.

Юрий Малинин, президент Ассоциации «РОСЭУ»:

«Маркировка – логичное продолжение развития электронного документооборота, который упрощает взаимодействие участников рынка и товарооборота, а также увеличивает прозрачность бизнеса. Основное требование для работы с маркировкой – это переход на электронный документооборот, поэтому от компаний даже не требуется дополнительного обучения своих сотрудников.

На рынке электронных услуг есть множество решений, которые можно найти под потребности любой компании. Участники Ассоциации „РОСЭУ“ активно поддерживают своих клиентов и предоставляют ряд услуг по внедрению маркировки продукции.»

Шаги для подключения к маркировке

  1. Оформить электронную подпись и установить программное обеспечение для работы с ней
  2. Зарегистрироваться в соответствующей контролирующей инстанции – у каждой товарной группы они свои
  3. Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК»
  4. Установить программное обеспечение для передачи данных в «Честный ЗНАК»
  5. Интегрировать решение для маркировки с учётной системой и системой электронного документооборота
  6. Описать свои товары в системе
  7. Заказать и оплатить коды маркировки
  8. Приобрести оборудование для внедрения маркировки
  9. Протестировать готовые образцы продукции

Какие технические решения нужны для работы с маркировкой

Усиленная квалифицированная электронная подпись

Электронная подпись необходима на всех этапах оборота маркированной продукции. Без неё нельзя зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК» и подписывать документы от поставщиков.

Вопрос, как оформить цифровую подпись, волнует 7% опрошенных. Сертификат электронной подписи можно получить в удостоверяющем центре ФНС. Если уже есть электронная подпись, выданная аккредитованным Минкомсвязью удостоверяющим центром, её можно использовать до 31 декабря 2022 года или до истечения срока действия сертификата.

Устройство для сканирования

Таким устройством может быть 2D-сканер или сканер с техническим зрением. Единственное требование к сканеру – он должен поддерживать считывание двухмерных штрихкодов. Он нужен, чтобы сканировать DataMatrix-коды маркировки при приёме и продаже товаров.

Ещё с помощью сканера можно провести инвентаризацию на складе и проверить, есть ли товар из учётной системы в системе маркировки.

Проверить свой сканер на считывание кодов можно на сайте «Честного ЗНАКА».

Система электронного документооборота

Документооборот по маркированной продукции ведётся строго в электронном виде. Именно через систему ЭДО компания может принимать и отправлять универсальные передаточные документы (УПД) и отслеживать перемещение маркированной продукции между контрагентами.

Программное обеспечение для работы с Честным ЗНАКОМ

С обработкой и передачей информации о кодах в систему «Честный ЗНАК» возникли трудности у 26% респондентов. Однако этот вопрос тоже легко решается: необходимо приобрести отдельное программное обеспечение, предназначенное специально для взаимодействия с системой. Его можно скачать с сайта «Честного ЗНАКА» или заказать у разработчиков ПО.

Также 10,3% участников исследования интересует вопрос, где заказывать коды маркировки. Сделать это можно через личный кабинет на сайте «Честного ЗНАКА».

Сгенерированные коды хранятся в системе в течение 30 дней. А до начала обязательной маркировки коды предоставляются бесплатно.

ЭДО и маркировка

Передача данных в «Честный ЗНАК» о перемещении товаров только с помощью электронного документооборота запущена уже почти для всех товарных групп.

С начала 2022 года такая передача обязательна для обуви, легпрома, духов, парфюма, шин, с 1 сентября 2022 года – для молочной продукции, а с 1 ноября 2022 года к работе с ЭДО присоединится и упакованная вода. Поэтому все, кто ранее передавал данные в систему маркировки напрямую, должны его подключить.

Согласно опросу, подавляющее большинство компаний (71%) уже пользуются электронным документооборотом. В процессе перехода находятся 20% компаний и 9% только планируют начать работу с ЭДО.

Компании, внедрив ЭДО, не только выполняют требования законодательства, но и получают много ощутимых преимуществ. Электронный документооборот упрощает процесс маркировки, делает его прозрачным, и обеспечивает надёжный канал связи с системой «Честный ЗНАК».

Зарина Сафиуллина, директор по развитию направления ЮЗЭДО и платформы TerraLink xDE в ТерраЛинк:

«Автоматизация работы склада и логистики – это залог улучшения качества сервиса, а переход к электронному документообороту с контрагентами – это рост скорости обмена документами, экономия более 1,2 млн человеко-часов финансовых и административных подразделений, а также значительное снижение затрат. Оперативное закрытие финансового периода, сокращение дебиторской задолженности, отказ от бумаги и курьерских служб – позволит оперативно окупить инвестиции и получить прибыль».

Перспективы маркировки

Треть респондентов оптимистично отзываются о перспективах внедрения маркировки: они полагают, что инициатива поможет бороться с подделками товаров и некачественной продукцией.

Получите чек-лист для перехода на маркировку без проблем

Подскажем, какие решения лучше выбрать, чтобы перейти на маркировку

Оставьте заявку

И получите чек-лист по маркировке в подарок!

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

Маркетплейс Ozon получил предупреждение от ФАС

Предприниматели пожаловались в ФАС на неопределенные условия в договорах с маркетплейсом Ozon, а также на навязчивые предложения поучаствовать в акции «Баллы за скидки».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Требования к комплектации укладок, наборов, комплектов и аптечек для оказания первой помощи на 2024 год

Предлагаем ознакомиться со всеми актуальными приказами Минздрава на 2024 год, которые содержат требования к комплектации укладок наборов комплектов и аптечек для оказания первой помощи.

Иллюстрация: freepik/freepik
НДФЛ

Налоговики сложат зарплату и доход от брокеров и доначислят НДФЛ 15%

За 2023 год налоговые агенты отдельно считают НДФЛ по каждой налоговой базе, а ФНС потом все суммирует и пересчитывает налог с дохода свыше 5 млн рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Спрос на акции «МТС банка» в 15 раз превысил объем выпуска

Размещение акций «МТС банка» на Мосбирже стало рекордным по числу заявок от инвесторов.

Как один бизнес снизил налоги в 11 раз и еще четыре кейса законной оптимизации

Компания работает в ноль и владелец сидит без дохода, бухгалтер постоянно косячит, а ФНС доначислила миллионы из-за сомнительной налоговой схемы? Кажется, что легче закрыть фирму, чем постоянно латать финансовые дыры. На самом деле в большинстве случаев можно не только решить проблему с деньгами, но и найти ресурсы на развитие бизнеса.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Перевод на удаленку: не все так просто

Согласно статье 312.1 Трудового Кодекса РФ, удалённо может работать любой сотрудник организации, в том числе занимающие руководящие должности и генеральный директор. Но для этого должно быть достаточно оснований, а также технических возможностей, чтобы обеспечить дистанционную работу сотрудника.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В ОАЭ завершился международный бизнес-форум «Мир возможностей»

Участники форума нашли точки соприкосновения для дальнейшего сотрудничества России и ОАЭ в медицине, образовании, спорте, торговле и деятельности по развитию искусственного интеллекта.

Командировка на майские праздники: оплачиваем правильно

Командировка работника может выпасть на майские праздники или «захватить» несколько выходных дней. Оплачивать такие дни нужно по особым правилам.

Иллюстрация: Coworking Bansko/pexels

Учет офисных расходов при УСН

Офис — это не только место, в котором трудятся сотрудники. Это еще и дополнительные обязательные расходы, которые несет регулярно компания. Причем таких затрат бывает куда больше, чем может показаться на первый взгляд. В статье разъяснено, какие расходы на содержание офиса может понести налогоплательщик, если он находится на упрощенной системе налогообложения (УСН). Также прописано, как при данной системе учитывать подобные затраты.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Создать объявление

Акция 3+1 только до конца мая!

Оформи рекламную кампанию на 3 месяца и получи дополнительный месяц гарантированных лидов в подарок!

Акция 3+1 только до конца мая!

Какая сумма предельной базы для начисления взносов в 2024 году

Корректировка предельной базы для исчисления страховых взносов осуществляется ежегодно. 2024 год исключением не стал. В ее размер вновь были внесены изменения. Чтобы не столкнуться со сложностями, необходимо знать размер установленного лимита, а также правила, в соответствии с которыми происходит исчисление размера взносов. Расскажем, про сумму предельной базы для начисления взносов в 2024 году.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

💥 Путин анонсировал второй масштабный этап расчистки нормативной базы

Президент поручил правительству улучшить законодательство и контрольно-надзорную деятельность с помощью механизма регуляторной гильотины.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Фиксированные взносы ИП

Как теперь уменьшать налог по УСН на взносы ИП: разъяснения ФНС с примером

Временные прошлогодние правила по взносам 1% стали постоянными.

Как теперь уменьшать налог по УСН на взносы ИП: разъяснения ФНС с примером
7

При оплатах через СБП продавец должен применять ККТ: можно ли удаленно

Если клиент платит через систему быстрых платежей, то нужно применить ККТ. Но иногда эта ККТ может быть удаленная, иногда – находиться по месту расчетов.

К вопросу об оформлении договоров. Как нагляднее и удобнее оформлять введение и реквизиты

Данная статья посвящена оформлению договоров. Советы от нашей компании.

1
3-НДФЛ

Не делайте этих ошибок при заполнении 3-НДФЛ

До 2 мая включительно физлица должны сдать 3-НДФЛ за 2023 год, если в прошлом году была продажа имущества, получение недвижимости в дар не от близких родственников и т. д.

Центробанк сохранил ключевую ставку 16%

Банк России не будет снижать ключевую ставку до тех пор, пока не будет достигнута цель по инфляции вблизи 4%.

ВЭД

Президент поддержал создание координационного центра для работы российского бизнеса на новых рынках

Сейчас все министерства работают с новыми рынками, все крупные компании работают с новыми рынками, но это все происходит в рамках каждого из направлений, за которое отвечает то или иное ведомство или компания.

ФНС банкротит компанию, которая развивает сеть магазинов «Ноу-хау»

Московские налоговики хотят признать несостоятельной компанию «Мобиленд», связанную с магазинами электроники «Ноу-хау».

Интересные материалы

В госзакупках будут работать офсетные контракты

Чтобы IT-компании больше средств вкладывали в инновационные технологии, в законодательство о госзакупках добавят офсетные контракты.